Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология журналистики"
13. Философское чувство юмора (доброжелательный юмор);
14. Креативность;
15. Сопротивление окультуриванию
(находится в гармонии со
Такие характеристики, безусловно, отражают особенности любой гармонично развитой творческой личности. Но их выраженность, их сочетание сугубо индивидуальны, и нехватка одной из характеристик отчасти может быть компенсировано избытком другой. Как правило, эта компенсация происходит в сфере деятельности, и чаще – деятельности профессиональной. Так, в работе журналиста многое компенсируется явно выраженными способностями в широком их понимании. Среди умственных способностей творческой личности выделяют следующие:
Использование механизмов тех или иных мыслительных процессов позволит журналисту более осознанно подходить к организации своей интеллектуальной работы, умело управлять движением мысли, наконец, быть более эффективным в поиске решений, стоящих перед ним творческих задач. В первую очередь большое значение здесь приобретают литературные способности.
В институте творческих проблем в Калифорнии проводилось изучение творческих личностей на больших группах выдающихся архитекторов, известных писателей. Ф. Барон на основе исследования 56 писателей-профессионалов, из которых 30 широко известны и в высокой степени оригинальны в своем творчестве, выделил тринадцать признаков способностей к литературному творчеству: высокий уровень интеллекта, склонность к интеллектуальным и познавательным темам, красноречие и умение ясно выражать свои мысли, продуктивность, склонность к философским проблемам, стремление к самовыражению, широкий круг интересов, оригинальность ассоциирования мыслей, неординарный процесс мышления, интересная и привлекающая внимание личность, честность, откровенность, искренность в общении, соответствие поведения этическим нормам.
Другой исследователь – А.В. Ковалев – выделяет опорное свойство творческих способностей – огромную впечатлительность. Она проявляется в отзывчивости на сигналы людей и в эстетическом чувстве.
Известный представитель социально-когнитивного направления теории личности А. Бандура отмечал особое значение самоэффективности в профессиональной адаптации личности – то есть умения осознавать свои способности, выстраивать свое поведение в каждой конкретной ситуации исходя из специфической задачи, стоящей перед человеком. Чем выше самоэффективность – тем больше шансов на успех в профессиональной сфере. По мнению А. Бандуры, самоэффективность приобретается одним или несколькими из четырех путей:
Умение подключать как
можно более разнообразные
Подобный подход к
организации собственной жизни
может скорректировать многие негативные
параметры журналистской
Прежде всего, можно сказать, что нарушения психики и развитость творческих способностей не обязательно совпадают. Известно сколько угодно примеров, когда невероятно талантливые журналисты одновременно являлись людьми с «отклонениями в пределах нормы». А таковыми являемся мы все, ибо пока еще в истории психологии не отмечен случай абсолютно здорового человека, не подвергавшегося никаким психологическим проблемам.
Вместе с тем, трудно не заметить, что все параметры профессиональной деятельности журналиста, ее сложности, требования, предъявляемые к представителю этой профессии, могут загнать человека в угол и сформировать некоторые психологические проблемы. Возможен и другой вариант, когда действительно человек, имеющий отклонения в области психики, может продуцировать гениальные произведения и проявлять себя как выдающийся талант. Так, Чезаре Ломброзо, изучавший соотношение творчества и психического расстройства, в книге «Гений и помешательство» отмечал, что среди творчески одаренных людей часто встречаются люди, страдающие манией преследования и манией величия, меланхолией. Он собрал массу фактов о подергивании рук, икр, плеча, лицевых мускулов у великих творцов, о странностях характеров, об отклоняющемся поведении, об аномалиях в строении черепа и тела, об отклонении в сексуальной сфере. Занимаясь лечением душевнобольных, Ломброзо не мог не обратить внимание на их предрасположенность к творчеству и на оригинальность их произведений. Француз Рибо назвал книгу Ломброзо ложной и подозрительной, но при этом сам писал о том, что у большинства гениальных людей встречается столько странностей, эксцентричности и физических расстройств всякого рода, что патологическая теория имеет большую вероятность. Он заметил, что нет ни одной формы изобретения, которая не имела бы аналогии среди форм душевного расстройства, а также утверждал, что между воображением и галлюцинацией есть различие только в термине. Другой ученый - Френсис Гальтон, - полагал, что гениальность – это отклонение от нормы, как безумие, только в другую сторону. По мнению Ланге Эйхенбаума, девять десятых всех гениев ненормальные. Американский психолог Дж. Карлсон отмечал, что в общей массе риск психического заболевания составляет 5%. У гениев он значительно выше. Подобных наблюдений множество. Однако сегодня есть уже и немало наблюдений, опровергающих прямую связь между гениальностью и душевным расстройством. Тем не менее, любой, даже не гениальный, а просто творчески одаренный человек, активно работавший в медийной сфере и испытывавший ее напряжение, согласится с тем, что психика подвергается здесь немалому испытанию. Не случайно Отто Ранк рассуждал в свое время о том, что отношение к творческой профессии стимулирует развитие невроза: болезнь ухудшает социальное положение невротика. Положение художника существенно иное. Действительно, социальное одобрение некоторых отклонений в творческом коллективе порой может загнать человека в тупик и стимулировать его деградацию. Иногда же оно становится своего рода отдушиной и единственно возможной формой существования личности, реализующейся в творчестве. И в первую очередь от человека и его окружения зависит, будет ли личностное своеобразие журналиста губительным для него или позволит личности раскрыться.
Интегральная индивидуальность любой личности включает следующие иерархические уровни127:
1. Система индивидуальных
свойств организма (
2. Система индивидуальных психических свойств;
3. Система социально-
К первой группе свойств относят, прежде всего, биологические свойства личности. Например, возраст. Традиционно считается, что журналистика - удел молодых. И считается вполне справедливо. Однако имеется в виду не «паспортный», а биологический возраст. Каждый из нас имеет внутри себя встроенные «биологические часы», которые никогда не ошибаются. В зависимости от того, как обстоят у вас дела со здоровьем, насколько вы развиты в интеллектуальном и духовном смысле, насколько активны, самостоятельны, в зависимости от всего этого ваш биологический возраст может меняться. Журналисты - в основе своей творческие люди, а творческим людям свойственно такое качество, как инфантилизм. Поэтому журналисты, как правило, склонны и в более зрелом возрасте вести себя в соответствии со своими инфантильными побуждениями. И все же определенные возрастные ограничения существуют. С возрастом журналисту все труднее справляться с напряженным ритмом жизни, с постоянными нервными перегрузками, поэтому выбираются либо спокойные формы творческой работы («пассивные жанры»), либо работа по «непрямому руководству». Как показывает практика, в телередакциях в общем работают более молодые люди. В прессе и на радио - постарше. Самый молодой коллектив - в интернет-СМИ. Это объясняется тем, что приходится работать в бешеном ритме по 12 и более часов в сутки без перерыва.
Большое значение имеют
генетически обусловленные
Во второй группе исследователи
отмечают доминирование сангвинического
темперамента у представителей профессии,
высокую степень
В характеристике третьей
группы свойств по отношению к
журналистской профессии