Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:23, шпаргалка
1. Предмет социологии и ее функции в обществе.
2. Метод социологии и уровни социологического знания.
3. Способы сбора социологической информации.
4. Предпосылки зарождения социологии.
5. Этапы развития социологической мысли.
2) рабовладельческая система.
Неравенство закреплено в праве (раб-вещь) и поддерживается при помощи военного принуждения.
3) кастовый.
Неравенство поддерживается при помощи религиозных ритуалов, определенно свыше. При этом мобильность между этими группами полностью исключена.
4) сословная система.
Неравенство в обществе определяется различными обязанностями перед государством, а, следовательно, и различными правами.
5) классовая система.
Стратификация определяется правом собственности.
6) культура – символическое
неравенство определяется
Власть шамана, жреца. В современном мире власть информации.
7) культурно-нормативная.
Расслоение в обществе связанно с соблюдением культурных норм и правил, пользующихся уважением в обществе.
3 уровня:
- внешний вид
- речь
- определенный моральный облик.
37. Теории социального неравенства.
Гербер Спенсер – теория социального дарвинизма.
Все общество на разном уровне эволюционном развитии. Естественный отбор является универсальным принципом, как для живой природы, так и для человеческого общества.
Исторически можно выделить 2 группы естественного отбора:
1) война, для примитивного общества.
2) конкуренция, для развитого общества.
Критерий – талант и образование.
Карл Маркс. Противоречие между классами связаны с неравным доступом средства производства и эксплуатации одним классом другого.
Преодоление противоречий между классами – революция.
Макс Вебер. Классовая теория.
Классы являются не проклятием, а достижением для общества, т.к. все доклассовые общества примитивны и бедны.
В подлинном смысле возникают вместе с рыночной экономикой и практикой трудового найма.
Основные источники
- талант
- трудолюбие
- бережливость
- воля к успеху.
А.Гоулднер «Теория нового класса»
В конце 20 начало 21 века новая реальность.
В постиндустриальном обществе параллельно существует 3 основных социальных класса:
- «старая» буржуазия (денежная
буржуазия). Это владельцы наследственных
капиталов и традиционного
- пларитариат – это работники среднего и высшего звена.
- новая буржуазия (интеллектуальная) – это организаторы бизнеса и топ-менеджеры. Она сегментирована на:
1) техническая буржуазия – конструкторы, изобретатели.
2) гуманитарная буржуазия – СМИ, шоу бизнес, интернет.
38. Виды социальной мобильности.
Социальная мобильность – это способность индивидов или групп изменять свое положение в рамках социальной структуры.
3 основных вида мобильности:
1) вертикальная мобильность:
- вертикальная восходящая.
- вертикальная нисходящая.
2) горизонтальная мобильность, она не связана со сменой статуса.
3) структурная мобильность,
связана с изменением
Второстепенные виды:
- индивидуальный или групповой.
- стихийная и организованная (движение челноков, освоение дикого запада)
- межпоколенное (движение в династии) и внутрипоколенное (жизнь одного человека).
39. Каналы социальной мобильности (лифты и барьеры).
Социальные лифты (ускоряют социальную мобильность):
- армия – это первичный социальный лифт.
- церковь
- политические партии и общественные организации
- наличие собственности
- образование – качественное и кадрообразующие вузы.
- семья и брак.
Социальные барьеры – замедляют мобильность:
1) административно-правовые:
судимость, гражданство,
2) образовательно-
3) национально-религиозный
4) отсутствие собственности
5) половозрастные барьеры.
40. Понятие и виды девиантного поведения.
В любом обществе существуют социальные нормы и правила, обязательные к исполнению. Отклонения от норм и правил называется девиантным поведением или девиацией.
Девиантное поведение
всегда присуще социальному
Если девиантное поведение поддержит большинство. То оно станет нормой.
В истории понятие нормы значительно изменяется.
В разных социальных группах представление о девиации тоже отклоняется.
Виды девиантного поведения:
1) положительная девиация (героизм, гениальность, многодетность).
2) отрицательная девиация:
- преступление – наличие
общественного вреда,
- преступление без жертв,
основной вред направлен
- отклонения в поведении,
которые являются девиантными
лишь в крайней степени
41. Теория аномии Э.Дюргейма.
Впервые в социологии тему девиантного поведения затронул Э.Дюргейм в своей работе «самоубийство».
По его мнению самоубийство – это результат взаимодействия между обществом и индивидом, которое приводит индивида к агрессии против самого себя. 3 вида самоубийств:
1) эгоистическое самоубийство (желание отомстить), предсмертная записка с подписью о виновном. Имеет эмоциональный характер.
2) Альтруистическое самоубийство
– обычно присуще пожилым
3) аномия (аномическое самоубийство). Аномия – это межкультурный разум общества, прежняя система ценностей разрушена. А новая еще не сформировалась. Это промежуточный тип общества, это обида на жизнь.
42. Теория социального напряжения Р.Мертона.
Основной причиной социального напряжения в обществе является не соответствие между теми целями, которые общество ставит перед индивидами (богатство, власть, престиж) и ограниченными средствами в их достижении.
Ответом на это противоречие является определенная линия поведения, большинство из которых связано с девиацией.
Линии поведения:
1) конформизм (приспособленчество). Это принятие общественных целей и средств их достижения. Не является девиацией, это те которые общественные цели и средства принимают.
2) инновация – достижение
общественных целей
- положительные инновации – это изобретение чего-либо.
- отрицательная инновация
– связано с нарушением
3) ритуализм – отрицание общественных целей, но признание средств их достижения. Деятельность без надежды на успех (по традиции). Ключевая фраза: не в деньгах счастье.
4) отступление – или
пассивная форма отрицания
5) мятеж – активный
протест. Замена общественных
целей и средств их достижения
на собственные, борьба за
Мятежники – это те которые любой ценой готовы достигнуть цель.
43. Теория «ярлыков» и «стигматизации».
«Теория ярлыков». Ф.Таненблум. Основной причиной девиантного поведения является система оценки и ранжирования индивидов в обществе.
Деление на «хороших» и «плохих» порождает различные социальные ожидания, у «хороших» - карьера, хорошая семья, успех, у «плохих» - отсутствие перспектив (по нему тюрьма плачет). Т.О. в общественном мнении формируются ярлыки. Ярлых существует в общественном мнении. Он формирует судьб3у человека.
«Теория стигматизации» (знак, отметина). Э.Гофман.
Социальное ожидание связаны с наличием социальных стигматов, у носителей девиации. В отличии от ярлыка существует не только в общественном мнении, но и в официальных документах.
44. Социальный контроль и его средства.
Социальный контроль – в любом обществе реализуется через систему санкций. Виды санкций:
1) формальный – позитивный:
- грамота
- премия
- медаль.
2) формально-негативные:
- штраф
- увольнение
- суд
- выговор
- уголовное дело.
3) неформально-позитивные:
- устная похвала.
4) неформально-негативные:
- поругать.
«Теория кругов социального контроля» П.Бергер.
Каждый индивид постоянно находится в центре кругов социального контроля:
- политико-юридическая система – государство.
- общественная амораль.
- профессиональная система
- бытовое окружение
- личная жизнь.
При возникновении у индивида отрицательной девиации, наступает реакция со стороны контроля.
Возможные реакции со стороны каждого уровня:
- отторжение
- адаптация.
45. Линейные теории социальных изменений.
Линейные теории социальных
изменений учитывают
Основные теории:
- физические: О.Конт.
- биологические: Гербер Спенсер.
- технологические: Карл Маркс.
- информационные: Т.Партонсос, Маршал Манньюл.
46. Циклические теории социальных изменений.
Циклические теории социальных изменений – отрицают существование единой истории человечества, существует локальные сообщества, которые возникают, достигают рассвета и погибают или трансформируются в более поздние социальные формы.
1) Данилевский «теория
культурно-исторических типов», которые
являются положительными
Средний срок жизни культурно-исторического типа 2 тыс. лет. В истории таких типов было 10.
Отрицательная деятельность – это кочевники.
Сообщества, которые не имеют роли в истории, т.к. не достигают исторической индивидуальности.
2) О.Шпенглер.
В истории человечества существовало 8 локальных культур. От китайской до западноевропейской.
При этом каждый тип культуры в обществе проходит 4 стадии развития:
1) весна (детство) – время накопления сил.
2) лето (юность) – рост и развитие.
3) осень (зрелость) – реализация возможностей.
4) зима (старость)- увядание.
Длительность жизненного цикла составляет около 1000 лет, а затем еще 200-300 лет, продолжается цивилизация или гибель культуры.
Признаки цивилизации:
- кризис философии или искусства.
- упадок морали и переход к регулированию по средствам права.
- формирование потребительского общества.
3) А. Тойинби «Теория вызова и ответа».
Общество развивается в умеренно неблагоприятных условиях, которые и стимулируют его развитие.
Культурный прогресс – это всегда ответ на вызовы реальности:
- вызовы природы (климат, ресурсы).
- вызов удара (поражение в войне к оккупации).
- вызов давления (наличие
пограничных конфликтов и
- вызов ущемления (классовая, национальная, расовое угнетение).
Чрезмерный вызов может привести к гибели общества, но в целом это гибель не является обязательной.
4) Сорокин «Волновая теория».
Общество развивается по траиктории волны последовательно проход 4 основных стадии:
- идиоционное общество – основа мировоззрением и познанием является вера и интуиция.
- идеалистическое общество – эпоха возрождения – попытка гармонии между разумом и верой, чувствами и интуицией.
Гуманизм – человек в основе всего – мира.
- сенситивное, в основе мировоззрения чувственные дынные – наука.
- эклектичное общество
– это поиск смысла жизни,
экзотические верования,
5) Гумилев «Теория пассионарного напряжения».
Любое общество проходит 7 стадий:
- возрождение
- развитие
- расцвет
- надлом
- попытка реставрации
- упадок
- гибель или трансформация.
Основная единица общественной жизни – этнос, который возникает благодаря особым людям пассионариям.
Пассионарий – знает главный ответ на вопрос «зачем?» Рождение пассионария связано с циклами солнечной активности.
47. Основные факторы социальных изменений.
Факторы социальных изменений:
1) физические: размеры общества, рельеф, климат, обеспеченность полезными ископаемыми, тип экономики.
2) политическое лидерство (осознанное и неосознанное) наличие политической идеологии.
3) культурные: культурные традиции в обществе, культурное лидерство, тип религии.
48. Основные виды социальных изменений.
Социальные изменения делятся по содержанию и интенсивности.
По содержанию:
1) структурные – видимые
изменения в структуре
2) процессуальные – лидерство и подчиненность, солидарность, напряженность, конфликт.
3)мотивационные изменения – смена источников мотивации.
По интенсивности:
1) эволюционные (реформа). Инициатива сверху со стороны власти, постепенная трансформация общества.
2) революционный – инициатива
снизу с народа, быстрая трансформация
всех сфер общественной жизни,
насильственный характер
3) бархатная революция – это реформа которая проходит очень быстро.
49. Социальные изменения в российском обществе.
Споры о пути развития России возникают в 1 половине 19 века. Причиной стала отечественная война 1812 год.
В результате возникают следующие концепции:
1) западники (Чаадаев).
- не гордиться устроем, а обустроем.
- путь развития для России – это путь по развитию запада, другого нет (это путь в дыру).
2) славянофилы (Сахаров). Основные положения:
- особый путь развития.
- 3 положения этого пути: православие, самодержавие, народность.