Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:23, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет социологии и ее функции в обществе.
2. Метод социологии и уровни социологического знания.
3. Способы сбора социологической информации.
4. Предпосылки зарождения социологии.
5. Этапы развития социологической мысли.

Файлы: 1 файл

ekzamen_sotsiologia.docx

— 64.93 Кб (Скачать файл)

1) трудолюбие

2) законопослушность

3) моральные ценности

Человеку необходимо:

1) деньги

2) власть

3) престиж.

Параметры обмена:

1) все усложненные действия  будут повторятся до состояния насыщения.

2) ценность результата  имеет плавающий характер и  зависит от мнения окружения.

3) наиболее ценными являются  результаты, которые получены за  счет противопоставления себя  общественному мнению и мобилизация  внутренней агрессии.

 

16. Специфика отечественной социологии.

1. Развитие социологической  науки в России во второй  половине XX в. обусловлено рядом особенностей:

- медленное складывание  социальных предпосылок капитализма  и институтов гражданского общества. Биполярная структура российского  общества ("низы — верхи") при  практическом отсутствии среднего  класса стимулировала высокую  степень насилия, особую карательную  роль государства в интеграции  общества. Коллективные (общинные) формы  социальной общности обусловили  неразвитость индивидуального сознания, приоритет общественного интереса  над личным;

интегрирующим началом выступало  православие:

- заметное влияние идеологии.  В общественном сознании российского  общества преобладали крайности  — консерватизм и радикализм. Первый был связан со славянофильством, с поиском особого пути развития  России. Радикализм настаивал на  революционных методах преобразования  общества (начиная от декабристов  и завершая большевизмом).

2. Основные направления  и школы в российской социологии:

1) школа интегральной социологии  –П.А.Сорокин (1889 – 1968гг) – общество рассматривается как социокультурная система в целом; В структуре социологии выделял 4 раздела

- общее учение об обществе

- социальная механика (исследование  закономерностей социальных явлений,  формулирование статистических  законов общества)

- социальная генетика  ( учение о происхождении и развитии общества и его институтов, тенденции развиия об-ва)

- социальная политика  – прикладная дисциплина

2) школа субъективной социологии; П.Л.Лавров (1828 1900) и А.К.Михайловский (1842—1904) - акцентировал внимание  на доминирующую роль сознания  в общественном развитии.

Основные направления  по Лаврову:

- определение предмета  и метода социологии как науки,  которая исследует формы проявления , усиления и ослабления солидарности м/у сознательными органическими особями. Преобладающий метод социологии - исторический.

- создание теории социального  прогресса, в которой 2 аспекта:  а) теоретический – рассмотрение целей и средств общественного развития б) практический – обоснование долга личности активно участвовать в преобразовании общества.

 

17.Подходы к  определению общества.

Существуют 3 подхода к  определению общества:

1) функциональный. Общество  – это совокупность индивидов которые объединены в группы, в соответствии с выполняемыми функциями.

2) статусный. Общество  – это система отношений между  людьми, основу которых составляет  властность отношений, социальная  иерархия.

3) символический. Общество  – это территория смыслов или  социокультурное пространство, связанное  с наличием определенных символов, знаков, жестов и т.д., а также  их интерпретация.

По Роберту Маршу для  общества характерны следующие признаки:

1) относительно постоянная  территория.

2) элементы политической  независимости или территория  деления (наличие границ).

3) решение демографической  проблемы за счет собственной  рождаемости.

4) наличие собственной  высокоразвитой культуры.

 

18. Теория происхождения  общества.

1) инструментарная. Человеческая  догадливость приводит к созданию  оружия труда, затем к разделению  труда и имущественному расслоению, так возникает социальная структура.

2) сенсуативная теория. Несезонный  характер размножения и длительный  срок нахождение детей с родителями  вынуждает людей создавать систему  воспитаний и трансляцию моделей  поведения. Так возникает семья,  как первичная ячейка общества  и основа социальной структуры.

3) теория гендерная. Монополия  на воспроизводство детей в  матриархальном обществе, делало  женщину исключительным существом  и объектом поклонения. Это привело  к завести со стороны мужчин, которые устраивают заговор и создают новую монополию для себя – поведение порядка.

В результате появляется первичная  форма угнетения по половому признаку (патриархальная семья).

4) Кратическая. Изначальное  неравенство людей в распоряжении  ума и силы приводит к захвату  власти небольшой, но организованной  группой – элитой.

Стремление передать власть по наследству и обезопасить себя, элита создает уровни посвящения, обряды инициации.

Так возникает властная иерархия.

5) симатическая. Изначальная  слабость человека как биологического  вида приводит его к объединению  усилий в борьбе за выживание.

Это возможно при наличии 5 сигнальной системе – речь.

Так возникает общество, как  пространство.

Изначально в обществе возникает 4 базовые подсистемы:

1) политика

2) экономика: производство, потребление, обмен.

3) культура: религия, искусство,  образование, воспитание.

4) социальная сфера: забота  о нуждающих, развлечение и  досуг.

В социологии существуют теории объясняющие приоритет одной  из подсистем (системные модели):

- К.Маркс – экономическая  модель.

- Паретто – политическая системная модель.

 

19. Признаки общества  и его системные модели.

По Роберту Маршу для  общества характерны следующие признаки:

1) относительно постоянная  территория.

2) элементы политической  независимости или территория  деления (наличие границ).

3) решение демографической  проблемы за счет собственной  рождаемости.

4) наличие собственной  высокоразвитой культуры.

В социологии существуют теории объясняющие приоритет одной  из подсистем (системные модели):

- К.Маркс – экономическая  модель.

- Паретто – политическая  системная модель.

 

20. Эволюция общества  в истории.

1) родовая община (около  40 тыс. лет назад). Основана единица  род, в среднем 20-30 человек.  Характер кочевой, тип питания  – всеядное. Формирование – матриархальное.

2) общество охотников и  собирателей (20 тыс. лет назад). Основная единица – племя,  в среднем от 50 до 100 человек. Образ  жизни – кочевой, появление  загонной охоты. Разделение труда  – по половому признаку. Зрелый  матриархат.

3) Общество земледельцев  и скотоводцев (от 12 тыс. лет  назад). Неолитическая революция  (от присваивающего к производящему).

Первое деление народа на скотоводческие (кочевые) и земледельческие (оседлые). Переход к патриархату.

4) Традиционное (аграрное) общество. Появление городов, государства,  законов и религии, главная  ценность – земля.

Основная сфера занятости  сельское хозяйство. 16 тыс. лет назад.

5) Индустриальное общество (с начало 19 века). Рост городов  и процесс урбанизации, главная  ценность – капитал. Основная  сфера занятости – промышленность.

6) Постиндустриальное (информационное). Процесс глобализации и формирование  открытого общества.

Главная ценность – знание и информация. Основная сфера занятости  – услуги. Услуги – часто виртуальные. Увеличение жизни в общественной жизни, их роль.

 

21. Личность как  социальный феномен.

Формирование полноценной  личности возможно исключительно в  рамках общества. Это доказывает многочисленные случаи связанные с детьми – маугли.

В 20 годах 20 века, в лесах  на юге Франции был найден мальчик  на вид 11-12 лет. Рядом к городу Аверон. Взялись лучшие педагоги. Его назвали – Виктор, который не смог его оправдать. Ребенок ничего не усваивал, речь неполноценная. Некоторые фразы он понимал как команды. Умер в 26 лет. Не смог адаптироваться к обществу. В 1920 годах в Индии нашли 2 девочек: 6 лет одной и второй 1,5 года. И в 1,5 года ребенок еще ничего не помнит. Но были задержки в развитии. Развитие мозга – до 3 лет. До 1 года – формирование доверия человека к миру. Несмотря на все усилия, трудности в адаптации и ранняя смерть. Проблемы с речью, проблемы с развитием.

Социализация – это  процесс формирования личности из индивида, связанное с усвоением социокультурных  правил, норм и ценностей.

Десоциализация или распад личности. Прообраз Робинзона Круза. 8 лет прожить на острове.

Распад личности либо из-за одиночества или препаратов.

Ресоциализация или восстановление базовых свойств личности.

Основные особенности  человеческой личности:

1) человек общественное  существо

2) способность к мышлению

3) наличие речи

4) духовность – это  способность действовать на основе  к вере в высшие ценности.

5) способность к творчеству

 

22. Теория социализации.

1) биологические (генетические) теории. Главную роль в процессе  социализации играет наследственность (врожденная предрасположенность).

Крейчмер и Шелдон (3 основных типа):

- эктоморф – худой

- эндоморф – неподвижный, крупный.

- мезоморф – мышечный.

Шелдон:

- астетик – худой

- атлетик – мышечный

- ликник – крупный.

Теории полушарной активности.

2) поведенческие теории (бихевиристские).

Главную роль в социализации играют внешние факторы воздействия, условия внешней среды.

Формирование систем социальных рефлексов. 2 этапа:

- когда за нас отвечают  родителя.

- период когда мы обретаем эту способность.

Уотсон, Ватсон, Скинер.

3) Психоаналитические теории. Фрейд. Открыл бессознательный образ:

- анализ сновидений

- методов случайных ассоциаций.

Личность – это компромисс, между собственными желаниями индивида и культурными запретами общества.

4) архиепическая теория. Карл  Густен Юнг. Он посчитал, что невозможно говорить об индивидуальных бессознаниях, т.к. у нас есть архетипы.

Личность – это продукт  коллективного бессознательного, существующих в виде архетипов.

На основе мифов, сказок, народного  искусства.

Отношение мужчины и женщины  как анимус и анимал как части  сознания.

 

23. Агенты, механизмы  и этапы социализации.

Основные источники социализации (средства воздействия) – называются агенты социализации.

Агенты социализации:

1) семья, как источник  первичной социализации, ролевых  моделей поведения и социальных  вирусов.

Социальный вирус –  это небиологические задатки, которые  передаются детям.

2) социальные группы:

- первичная (ближайшее окружение). Это те люди с которыми вы поделитесь или разделите горе (3-5 человек).

- вторичный (профессиональный  или учебный).

- третичная (референтная  группа) – это те которые представляют предел подражания.

3) социальные институты  – как образование, религия,  государство, СМИ.

- образование (ребенок  оказывается наедине, и впервые  его начинают оценивать).

- религия (зависит от  того светское государство или  нет. Формирование морали).

- государство – бинарный  механизм.

- СМИ – референтные  дистанционные образы, выраженный  индекс цитирования, пример для  подражания.

Механизмы социализации:

1) интернализация – это  постижение социальных фактов  в качестве реальных значений (жизненный опыт). Это опыт который перешел через тебя.

2) индетификация – это  поиск своих, отнесение себя  к определенной социальной группе, студенческий принцип индетификации  и длится этот процесс всю  жизнь.

3) адаптация – приспособление  к социальной реальности.

Этапы социализации:

- первичная: осознание общества как единого целого, позитивно-созерцательный характер отношения к общественной жизни (детство).

- вторичная социализация: поиск своего места в обществе, время активных действий. Это  наша взрослая жизнь.

- третичная социализация: выход на пенсию и решение проблемы свободного времени.

 

24. Личность в  системе социальных взаимодействий.

Личность постоянно участвует  в статусно-ролевых взаимодействий.

Социальный статус – это  положение индивида или группы в  социальной структуре общества по определенному  социально-значимому критерию.

Виды социального статуса:

- врожденные или предписанные  статусы – социо-биологические характеристики: расса, пол, национальность, семейно-родственные отношения.

- достигаемые статусы:  территориальные (выбор места  жительства), образовательный, профессиональный, семейный.

- вражденно-достигаемые: религия.

Совокупность статусов занимаемых одним индивидом, называется статусным  набором.

В нем принято выделять главный статус, наиболее ярко характеризующий  обладателя.

Престиж статуса формируется  обществом при помощи системы  моральных и материальных стимулов.

Социальная роль – определенная линия поведения и последовательность ожидаемых действий связанных со статусом.

Совокупность ролей в  рамках одного статуса – это ролевой  набор.

Ролевые конфликты – в  случае несовпадения ролей, могут возникать:

- работающая женщина. Которая делает карьеру и имеет семью.

- конфликт между убеждением человека и его социальным статусом.

- человек в 2-х лицах  одновременно (староста).

 

25. Социальный статус и социальный набор.

Социальный статус – это  положение индивида или группы в  социальной структуре общества по определенному  социально-значимому критерию.

Виды социального статуса:

- врожденные или предписанные  статусы – социо-биологические характеристики: расса, пол, национальность, семейно-родственные отношения.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"