Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:06, шпаргалка
1) объект и предмет социологии.
2) Место социологии в системе наук об обществе.
3) Структура социологии.
....
19) Шкалы: понятие, виды, требования.
20) Обобщение и анализ результатов социологического исследования.
– указание цели исследования;
– определение объекта и предмета исследования;
– логический анализ основных понятий;
– формулировка гипотез.
Методологическая часть программы.
Формулировка и обоснование проблемы.
Разработка методологической части программы начинается с постановки проблемы. Социальной проблемой называют существующую в реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Например, незнание причин увеличения безработицы или снижения жизненного уровня населения.
При формулировке проблемы
исследования необходимо точно выразить
проблемную ситуацию и в то же время не давать
чрезмерно широких и абстрактных
Браться за изучение
нескольких проблем в рамках одного исследования
нецелесообразно, поскольку это усложняет
Указание цели исследования.
Цель – модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования.
Ориентация на поставленную
в программе цель служит необходимым критерием
Целью исследования может быть:
– получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики;
– анализ причин формирования проблемной ситуации и разработка прогнозов ее возможного развития, оценка эффективности возможных вариантов управленческих воздействий на проблемную ситуацию;
– разработка практических рекомендаций по управленческому воздействию на изучаемую ситуацию;
– формирование предложений по созданию специализированных функциональных подразделений .
Определение цели исследования
обеспечивает нормативную функцию программы как
Определение объекта и предмета исследования.
Объектом социологического
исследования в широком смысле выступает носитель
той или иной социальной проблемы, в узком
– люди или объекты, способные дать социологу необходимую
Предмет исследования – это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению.
Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога.
Логический анализ основных понятий.
Логический анализ основных понятий – это логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры.
Логический анализ
предполагает точное объяснение содержания
и структуры исходных понятий, а на этой
основе уяснение соотношения свойств изучаемого
явления. Впоследствии он поможет правильно
объяснить полученные результаты. Итогом
подобной процедуры выступает
Формулировка гипотез и основных задач исследования.
Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования. Гипотезы – это явно или неявно выраженные предположения о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы.
Гипотезы должны быть точными, конкретными, ясными и касаться только предмета исследования. В зависимости от того, как сформулированы гипотезы, часто зависит то, какими будут методы исследования.
Для формулирования
гипотезы надо располагать некоторой предварительной
Формулирование гипотез – это разработка
логических опор для сбора и анализа
10) Гипотезы в социологическом исследовании.
Гипотеза в
Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.
Требования к гипотезе . Научно обоснованная гипотеза в социологии должна отвечать ряду требований.
1. Она должна соответствовать
2. Гипотеза , объясняющая социальные факты в некоторой области, как правило, не должна противоречить теориям, истинность которых для данной области уже доказана. Но новая гипотеза иногда может противоречить старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой.
3. Необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с которым гипотеза не согласуется, то она должна быть отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена. Но не всегда противоречие известным фактам следует расценивать как признак несостоятельности гипотезы .
4. гипотеза должна быть доступна
проверке в процессе социологического
5. Гипотеза должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему её непротиворечивость. Это делается не только посредством логических правил, но и с помощью операциональных определений. Последние позволяют избежать произвольности истолкования эмпирических терминов гипотезы .
Для того, чтобы повысить
По содержанию гипотезы
Первые- это предположения о
Вторые- предположения о причинно-
В процессе такой проверки
следует проводить различие
11) Методический и организационный разделы программы социологического исследования.
включает выбор методов получения информации,
проектирование инструментов и выборки.
Метод — это система правил изучения объекта
на основе закономерностей его функционирования.
Инструмент- специально разработанные
документы, с помощью которых обеспечивается
сбор и фиксация информации об объекте
(анкета, бланк интервью, карта наблюдения,
таблица). Методика — система операций,
обеспечивающих получение валидной (соответствие
измеренного показателя тому, что измерялось),
релевантной (отражающей различия) и репрезентативной
Методы получения информации:
Выборочный метод — метод получения информации, основанный на изучении небольшой части потенциальной совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов.
Проектирование выборки включает:
Репрезентативность (представительность) — свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности.
Организационный раздел
Рабочий план включает следующие основные
этапы:
12) Сплошная и выборочная стратегии в социологическом исследовании.
В идеальной ситуации
в сплошном исследовании
ошибки репрезентативности,
благодаря чему при правильной организации
наблюдения ошибка выборочного исследования
Выборка – это подмножество
заданной совокупности (популяции), позволяющее делать
более или менее точные выводы относительно
совокупности в целом»[3]. Но вообще-то термин
"выборка" имеет двоякое значение.
Это и процедура отбора элементов исследуемого
объекта, и совокупность элементов объекта,
выбранных для непосредственного обследования. Причины
применения выборочного
a) экономит силы и средства исследователей;
b) процедура представляет собой удобную и экономичную форму индуктивного вывода (рассуждение по схеме «от частных наблюдений – к общей эмпирической закономерности»);
c) реализует принцип рандомизации (случайного отбора
13) Анализ документов как метод сбора эмпирической информации в социологическом исследовании.
Анализ документов.
Документальной в социологии называют любую информацию,
фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото– или кинопленке.
Классификация документов:
По способу фиксирования информации:
– рукописные и печатные документы;
– записи на кино– или фотопленке, на магнитной ленте.
По целевому назначению:
– целевые (материалы, которые были избраны самим исследователем);
– наличные (материалы, составленными независимо от социолога, ради каких-то других целей). Обычно именно эти материалы и называют документальной информацией в социологическом исследовании.