Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:06, шпаргалка

Описание работы

1) объект и предмет социологии.
2) Место социологии в системе наук об обществе.
3) Структура социологии.
....
19) Шкалы: понятие, виды, требования.
20) Обобщение и анализ результатов социологического исследования.

Файлы: 1 файл

социология 4 семестр от вари.docx

— 60.57 Кб (Скачать файл)

По  степени персонификации:      

– личные (карточки индивидуального учета (например, библиотечные формуляры или анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи);     

– безличные (статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний).     

В зависимости от статуса документального  источника:     

– официальные (правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и т.д.);     

– неофициальные (многие личные материалы, упомянутые выше, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другими исследователями на основе собственных наблюдений);     

– материалы средств массовой информации: газет, журналов, радио, телевидения, кино.     

По  источнику информации:      

– первичные (составляются на базе прямого наблюдения или опроса, на основе непосредственной регистрации совершающихся событий);     

– вторичные (представляют обработку, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников).      

По  прямому содержанию:      

– литературные данные,      

– исторические и научные архивы,     

– архивы социологических исследований.     

Традиционный (классический) анализ документов –  это метод исследования, которое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение определенных гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности  приводимых сведений. Этот анализ стремится  проникнуть в глубь документа, исчерпать  его содержание. 

14) Наблюдение как метод социологического исследования.

Метод   социологического   наблюдения  —  метод  сбора первичной  социологической  информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования . Такие события называются единицами  наблюдения . Ключевой особенностью  метода  является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.

В зависимости от положения (позиции) наблюдателя различают следующие разновидности этого  метода .  

  1. наблюдения , в процессе которых наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события как бы со стороны. Это простое  наблюдение ;
  2. наблюдатель может частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты. Этопромежуточная разновидность  наблюдения ;
  3. включенное  наблюдение  имеет место тогда, когда наблюдатель включается в действия группы полностью, т. е. имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события изнутри. Включенное  наблюдение может производиться открытым способом или же инкогнито.Возможен еще один вариант — так называемоестимулирующее  наблюдение ,в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку, с целью выявить такие состояния объекта, которые в обычной ситуации не наблюдаются;
  4. самонаблюдение- наблюдатель регистрирует факты своих действий, состояний. Практикуется, как правило, для изучения поведения людей в совершенно новых, необычных условиях.

Социальное  наблюдение - это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и  регистрация социальных явлений.

Использование метода связано с получением предварительного материала о социальном объекте  и для получения первичной  информации по какой-либо проблеме.

Особенности метода:

Они связаны  с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна, и наблюдение дает как бы моментальный снимок объекта, характеризует его состояние  здесь и сейчас. Поэтому обобщение  результатов наблюдения носит достаточно определенный характер.

Наблюдение  позволяет помогать избежать влияние  респондента на информацию, но повышает влияние качеств исследователя  и его предварительных ожиданий на характер полученной информации.

Виды  наблюдения

Различают включенное и невключенное наблюдения (подразумевают участие или неучастие исследователя в жизни объекта)

Полевое или лабораторное наблюдение (связаны с местом проведения исследования)

Структурированное и неструктурированное (подразумевает, что структурирование наблюдения связано с детальной инструкцией по фиксации реузльтатов) 

15) Интервьюирование как метод социологического исследования.   

Интервьюирование  

- в социальном исследовании используется  на начальных этапах для общего  знакомства и предварительного  изучения темы. Интервью заимствовано  из журналистики и предполагает  непосредственной общение исследующего  с респондентом.  

Бывает:  

·                                Свободное интервью – опрашивается только тема, а процесс интервьюирования протекает в свободной форме с использованием различных технических средств фиксации ответов на вопросы.  

·                                Фокусированное интервью – вычисляется мнение многих и разных людей по одному узкому вопросу или событию.   

·                                Формализованное интервью – вопросы респондентам задаются в заранее составленной форме и строгой последовательности. Респондент отвечает на вопросы в свободной, самостоятельно сформулированной форме.   

·                                Частично формализованное интервью – на основе заранее подготовленных вопросов, дополняющихся в процессе и частично видоизменяющихся.  

Интервью  – метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном общении  опрашивающего с респондентом, в  процессе которого опрашивающий получает необходимую информацию в форме  ответов. 

16) Правила составления социологической анкеты.

Основные  принципы построения анкеты состоят  в следующем:

Первый  принцип: Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты - ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.

Второй  принцип: непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

Третий  принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т. п.), а затем - вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации.

Четвертый принцип:- смысловые "блоки" опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то "блока" неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым "блокам". Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем уделяя 2 - 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку "работа", а заодно - и по другим аспектам тематики опроса.

Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая "паспортичка".

Расположение  коммуникативных блоков анкеты.

Под коммуникативными блоками имеются в виду такие составляющие анкеты, которые направлены не непосредственно на сбор ответов, а на его организацию. Речь об обращении к респондентам, преамбуле к анкете, инструкции о ее заполнении, выражении благодарности и некоторых других.

Эпиграф к анкете. Эпиграф, как известно, выполняет "настраивающую" функцию, задает определенное направление мыслям читателя. Так, несколько лет назад были отпечатаны анкеты о труде. На их титульном листе были помещены высказывания о роли труда, принадлежащие знаменитым людям. Совершенно очевидно, что выполняя роль определенных ориентиров, эти эпиграфы создают впечатление о тенденциозности анкеты. Они навязывают опрашиваемым определенное отношение, заставляют их отвечать в соответствии с духом тех высказываний, которые напечатаны на титуле. Поэтому употребление эпиграфов, касающихся содержания исследования, неприемлемо.

Обращение к респондентам. Ни у кого не вызывает сомнения, что любой текст, предназначенный для восприятия кем-то помимо автора и побуждающий к каким-либо действиям, должен быть снабжен обращением. В анкетах обычно используются такие обращения, как "молодой человек", "девушка", "уважаемый ..." и т. п. Поскольку работа с анкетой должна осуществляться одним человеком, естественно, что обращение6 формулируется в единственном числе.

Объективка. Объективку можно назвать, конечно, не столько чисто коммуникативным, сколько содержательным блоком вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов. В то же время это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопортрет, и полное отсутствие объективки нередко воспринимается участниками опроса как существенный недочет в организации общения с ними. Поэтому о ней правомерно говорить наряду с другими коммуникативными блоками.

Чем закончить  анкету? Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и  удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в  конце анкеты помещать высказывания: "Большое спасибо за ответы", "Спасибо Вам за помощь", "Благодарим за участие в исследовании" и  т. п.

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:

  • Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие "организационные" моменты.
  • Вступительные вопросы. (контактные вопросы ).
  • Основные вопросы.
  • Заключительные вопросы ( см. выше : Чем закончить анкету?).
  • "Паспортичка". (Сведения о демографических данных опрашиваемого).
  • Благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: "Заранее благодарим Вас за сотрудничество".

Виды  вопросов.

  • Открытые вопросы - вопросы без вариантов ответов ;
  • Закрытые вопросы - вопросы с вариантами ответов ;

Формулируя  варианты ответов (подсказки), следует  помнить три важных правила, подтвержденных экспериментальными исследованиями:

  • а) отвечающий на вопрос чаще выбирает первые подсказки, реже - последующие. Поэтому правило 1-первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;
  • б) чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность ее выбора, так как для усвоения смысла требуется больше времени, а респондент не склонен его тратить. Поэтому правило 2 - подсказки должны быть примерно равной длины;
  • в) чем более общий (абстрактный) характер имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора. Люди часто мыслят очень конкретно, их раздражает неясность ситуации там, где исследователю она кажется предельно конкретной. Отсюда правило 3 - все варианты ответов следует выдерживать на одном уровне конкретности.

Никоим образом  нельзя комбинировать несколько  идей в одной фразе. 

17) Опрос экспертов как метод социологического исследования.

Метод экспертных оценок предполагает ряд процедур, направленных на получение необходимого и достаточного набора суждений специалистов, их интеграции в общий практический вывод.

Широкое распространение  методы опроса экспертов приобрели  в 70-х годах, поскольку именно тогда  была выявлена ограниченность методов  экстраполирования и моделирования.

Данный метод  сбора информации, как видим, важен  потому, что на основе авторитетного  мнения он позволяет привлечь более  целенаправленную аргументацию для  обоснования теоретических положений  и практических рекомендаций исследования.

Таким образом, экспертный опрос - это разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются специалисты в определенной области деятельности. Отличительная особенность этого метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов (экспертизу) в анализе и решении проблем исследования. В опросе экспертов достаточно широко используются процедуры других методов, в частности методов анализа информации и принятия решений.

Основное  назначение метода: выявление наиболее существенных, сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, обоснование информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию знаний и опыта экспертов.

Область применения экспертного  опроса - при изучении всех сфер деятельности, в диагностике, прогнозировании, программировании и нормировании, в проектировании, в оценке состояния социального объекта, в принятии решений. (Можно, например, попросить экспертов дать оценку того, в каком направлении будут развиваться духовные запросы различных категорий трудящихся; выяснить мнение экспертов о том, какие формы участия трудящихся в управлении общественньши делами будут выходить на первый план по мере совершенствования общества, системы самоуправления, запросить их мнение о влиянии НТР на качества личности и т. д. и т. п.)

Разновидности экспертного опроса также достаточно эффективно применяются на всех этапах прикладных социологических исследований в определении целей и задач, проблем, в построении гипотез, в  сборе и анализе информации, в  выработке практических рекомендаций.

Ограничения в применении: данные экспертного опроса нуждаются в сопоставлении с объективной информацией, полученной другими методами. 

18) Эксперимент как метод социологического исследования.  

Эксперимент (с латыни - опыт) в социологии –  это способ получения в количественном и качественном показателях деятельности, поведения людей в результате воздействия на них специально подготовленных, управляемых и контролируемых факторов.  

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"