Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:06, шпаргалка
1) объект и предмет социологии.
2) Место социологии в системе наук об обществе.
3) Структура социологии.
....
19) Шкалы: понятие, виды, требования.
20) Обобщение и анализ результатов социологического исследования.
В социологи выделяют:
1. Естественный эксперимент,
2. Искусственный эксперимент,
Основные требования к проведению эксперимента:
1. Определение экспериментальной группы.
2. Точная формулировка факторов и способов воздействия на людей в процессе проведения эксперимента.
3. описание условий существующих экспериментальных групп.
Эксперименты бывают в социологии:
1. Последовательными (которые проводятся в одной группе и изменения происходящие в этой группе фиксируются через установленные временные интервалы).
2. Параллельные проводятся в нескольких группах, которые подразделяются на:
· Экспериментальные - проводится специально организованная работа.
· Контрольные - работают в обычном режиме, то есть в них эксперимент не проводится.
Экспериментальная и контрольная группы
используются для итогового сравнения
19) Шкалы: понятие, виды, требования.
Под шкалой понимается тот алгоритм, с помощью которого устанавливается соответствие между свойствами социального объекта и свойствами сопоставляемых чисел.[1] В социологии обычно выделяют следующие виды шкал:
номинальные,
порядковые (ранговые),
метрические (шкалы отношений, интервальные).
Номинальная шкала это шкала соответствия социальных свойств равенства и неравенства соответствующим числовым отношениям с целью отличия одного социального объекта от другого, то есть выявление непересекающихся классов - каждый класс соответствует определенной позиции на шкале. Например, пол: мужской - 1, женский - 2; мужчины: холостой - 1, женатый - 2, разведенный - 3, вдовец - 4. Это закрытые вопросы, то есть все возможные ответы предлагаются респонденту. При этом решаются следующие задачи: во-первых, измеряется количество каждого признака; во-вторых, определяется различие между ними. Для выполнения второй задачи достаточно решить математическое уравнение сравнения равенства или неравенства, при этом первая задача решается методом выбора той или иной категории или числового балла на шкале или применением открытых вопросов, то есть вопросов, в которых дается респонденту возможность дать свой ответ, например, “Ваш возраст?”, “Ваше образование?”, “Ваше отношение к коллективному отдыху? - 1. Мне нравится отдыхать коллективом, 2. Предпочитаю отдыхать один, 3. Предпочитаю незнакомую компанию, 4. Другое, напишите свой ответ” и т.п.
Порядковая (ранговая) шкала эт
Метрическая шкала это шкала соответствия социальных свойств равенства или неравенства и пропорций внутри них с соответствующими числовыми отношениями. Например, равных пропорций - определение возрастных групп: 16-20 лет - 1, 21-25 лет - 2, 26-30 лет - 3; неравных пропорций - срок службы: 1-2 года - 1, 2-5 лет - 2, 5-20 лет - 3, 20-25 лет - 4, более 25 лет - 5. Если на шкале ноль условный, то это интервальная шкала, если естественный - шкала отношений (возраст, заработанная плата и т.д.). Метрические шкалы помимо задач, решаемых с помощью номинальных и порядковых шкал, позволяют ответить на вопрос: на сколько или во сколько раз интенсивность выраженности одного признака больше или меньше другого.
Требования к шкалам
Валидность - выражается в том, что
используемая шкала измеряет именно то,
свойство, которое нужно измерить. Например:
Как бы вы оценили качество этого товара?
- “Хорошо раскупают - плохо раскупают” Шкала ответа
не валидна: вопрос о качестве, а ответ
о том, как раскупают!
Полнота - предполагает, что в вариантах
ответа будут учтены все значения индикатора.
Пример: “Из каких источников вы узнаете
о курсе доллара?” - “Из сообщений радио,
TV, прессы” Это все варианты? Нет, еще можно
узнать от друзей, из ИНТЕРНЕТ и пр.
Чувствительность - способность выявлять
отношение респондентов к изучаемому
явлению с той или иной степенью дифференциации.
Чем больше позиций в шкале измерения, тем
она чувствительней.
20) Обобщение и анализ результатов социологического исследования.
1. Методы анализа:
·
1. Внешний анализ документов
(Этапы: установление или
2. Внутренний анализ документа,
направленный на исследование содержания документа (Этапы:
разделение документа на
и т.д.................