Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"
Для нормального функционирования система социально-трудовых отношений нуждается в регулировании и управлении на всех уровнях (государственном, региональном, организации) на основе государственной программно-нормативной регламентации, охватывающей все направления социально-трудовой сферы: занятость, условия и оплата труда, демографическая политика, миграционная политика и т.д. На уровне организации регулирование социально-трудовых отношений осуществляется с помощью системы коллективных договоров, в рамках которых определяются согласованные позиции работников той или иной организации и их работодателей по решению важнейших вопросов условий и оплаты труда, социальных выплат и компенсаций, социального обеспечения и страхования и т.д. Многоуровневая система регулирования социально-трудовых отношений в Российской Федерации представлена на рис.
24. Профессиональная
структура общества и факторы
профессиональной
Жизненный цикл- это действие субъекта по использованию ролей от рождения до смерти. Каждая роль реализует определенную стадию жизненного цикла.
Роль- поведение и действие субъекта в единстве с его позицией в обществе.Смена ролей( горизонтальная или вертикальная ) отражает профессиональную карьеру субъекта
Каждая личность может обладать определенными ролями одновременно- в семье- сын и отец.
Для социологии важна как стадия развития субъекта так и его роль, кот формирует портрет субъекта
Стадии:1. утверждение личности 25-30 лет
2 продвижение 30-45
3 сокращение 45-65
Пенсия 65-…
Пик развития 35 лет
Карьера- это путь к успеху и достижению видного положения на служебном поприще либо в обществе.
Профессия- постоянное выполнение определнных
функций одним лицом как
Профессия- деятельност, выполняемая длительное время, на основе специальных знаний и обеспечивающая доход
Основные признаки профессии:1.абстрактность профессии, т е налчие общих положений( теорий) любого вида деятельности
2.автономия профессии
3.Авторитет
Существует шкала престижа профессии
4. альтруизм- способность профес-
3 уровня профессии:
1.наивысший( управленцы, чиновники, лица, с учеными степенями
2.высокий( инженеры. Доктора, маркетологи)
Средний( библиотекать, учитель..)
Трудности профессии:
Монополизация знаний закрывает доступ другим
в организациях осложняет нерациональное руководство
налияие скептицизма к возможностям профессионала, обращение к гадалкам.
25. Социальное партнерство с системе трудовых отношений
Социальное партнерство –
Основные принципы социального партнерства :
Равноправие сторон
Уважение и учет интересов сторон
Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях
Содействие гос-ва в укреплении и развитии соц партнерства на демократич основе
Соблюдении сторонами
Обладание представителями сторон полномочий
Свобода выбора при обсуждении вопросов
Социальная система
Социальное парнерство –формы:
Коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений
Взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых отношений , обеспечения гарантий трудовых прав
Участие работников, их представителей в управлении организации.
Объединение работодателей-некомерческая
организация, группирующая на добровольной
основе работодателей для
26. Единство труда и технологии. Инновационные процессы в сфере труда.
Современная техника и технология
позволяют затрачивать все
Достижения научно-технического прогресса распространяются в производстве в форме инноваций.
Понятие "инновация" (по-русски - "нововведение") происходит от английского слова innovation, что в переводе с английского означает "введение новаций" (новшеств).
Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, новая продукция или технология, новое явление.
Процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества, представляет собой инновационный процесс. Инновационные процессы зарождаются в отдельных отраслях науки, а завершаются в сфере производства, вызывая в ней прогрессивные, качественно новые изменения. Инновации могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления. Все они тесно взаимосвязаны и являются качественными ступенями в развитии производительных сил, повышения эффективности производства.
С учетом предмета инноваций различают
следующие их виды:
- технико-технологические инновации проявляются
в форме новых продуктов, технологий их
изготовления, средств производства. Они
являются основой технологического прогресса
и технического перевооружения производства;
- организационные нововведения - это процессы
освоения новых форм и методов организации
и регламентации производства и труда,
а также инновации, предполагающие изменения
соотношения сфер влияния (как по вертикали,
так и по горизонтали) структурных подразделений,
социальных групп или отдельных лиц;
- управленческие нововведения - целенаправленное
изменение состава функций, организационных
структур, технологии и организации процесса
управления, методов работы аппарата управления,
ориентированное на замену элементов
системы управления (или всей системы
в целом) с целью ускорения, облегчения
или улучшения решения поставленных перед
предприятием задач;
- экономические инновации на предприятии
можно определить как положительные изменения
в его финансовой, платежной, бухгалтерской
сферах деятельности, а также в области
планирования, ценообразования, мотовации
и оплаты труда и оценки результатов деятельности;
- социальные нововведения проявляются
в форме активизации человеческого фактора
путем разработки и внедрения системы
усовершенствования кадровой политики;
системы профессиональной подготовки
и усовершенствования работников; системы
социально-профессиональной адаптации
вновь принятых на работу лиц; системы
вознаграждения и оценки результатов
труда. Это также улучшение социально-бытовых
условий жизни работников, условий безопасности
и гигиены труда, культурная деятельность,
организация свободного времени;
- юридические инновации - это новые и измененные
законы и нормативно-правовые документы,
определяющие и регулирующие все виды
деятельности предприятий;
- экологические нововведения - изменения
в технике, организационной структуре
и управлении предприятием, которые улучшают
или предотвращают его негативное воздействие
на окружающую среду.
Техническое развитие предприятия - процесс формирования и совершенствование технико-технологической базы предприятия, ориентированный на конечные результаты его хозяйственной деятельности за счет технико-технологических нововведений.
Целями технико-технологических
инноваций являются:
- снижение конструктивно-технологической
сложности выпускаемых изделий за счет
конструктивных новшеств;
- снижение материалоемкости изделий за
счет применения новых материалов;
- комплексная механизация и автоматизация
технологических процессов;
- применение робототехники, манипуляторов
и гибких автоматизированных систем;
- снижение технологической трудоемкости
изделий и затрат ручного труда за счет
повышения технического уровня и качества
технологической оснастки, инструментов,
приспособлений, научной организации
труда;
- комплексная автоматизация и регулирование
процессов управления производством на
основе электроники и компьютерной техники
и т.д.
Развитие технико-
27. Функционально-техническая
структура трудовой
Повышение организационно-технического уровня предприятия в любой отрасли материального производства в конечном счете проявляется в эффективности использования всех 3 элементов производственного процесса: труда, средств труда и предметов труда. Качественные показатели использования производственных ресурсов - производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и оборачиваемость оборотных средств, отражающие интенсивность использования ресурсов, - являются одновременно и показателями экономической эффективности повышения организационно-технического уВ условиях рыночной экономики, конкурентной борьбы появляется необходимость постоянного контроля за внедрением в производство последних достижений НТП, т. е. новой техники, технологии и организации производства. Для этого на предприятиях составляются планы организационно-технического развития и повышения экономической эффективности производства (планы оргтехмероприятий). Внедрение включенных в эти планы мероприятий позволяет увеличить выпуск продукции и улучшить ее качество, повысить производительность труда, снизить себестоимость продукции и т. д.
Функциональная структура общественного труда
исследование экономической
— во-первых, материального производства,
как непосредственного взаимодействия
людей с материальным миром;
— во-вторых, нематериального производства,
или социально-культурной сферы, где труд
направлен на человека как силу природы.
Оба они развиваются для удовлетворения
нужд общества в потребительных стоимостях,
принимающих форму вещи или услуги;
— в-третьих, управления, обращения и непроизводственной
сферы.
Представленные отдельные экономические
блоки различаются между собой функциональным
назначением в общественном воспроизводстве.
Действительно, в одной части экономической
структуры общества — в материальном
производстве содержание труда заключается
в обеспечении материальной основы существования
человечества. Другая же ее часть; группирует
затраты труда в социально-культурной
сфере, в; управлении, обращении и непроизводственной
сфере в сферу услуг.
Сфера услуг — область трудовой деятельности,
формирующей условия для общественного
воспроизводства. Целесообразность выделения
из экономической структуры общества
сферы услуг в одну подсистему позволяет
раскрыть истинную картину воздействия
ее отраслей на достижение основной цели
общества в условиях господствующих отношений
собственности.
28. Факторы профессиональной стратификации.
Существование профессиональной стратификации устанавливается из двух основных групп фактов. Прежде всего, очевидно, что определенные классы профессий всегда составляли верхние социальные страты, в то время как другие профессиональные группы почти всегда находились у основания социального конуса. Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, так сказать, накладываются друг на друга. Во-вторых, феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы. Возьмем ли мы область сельского хозяйства или промышленности, торговли или управления или любые другие профессии, занятые в этих сферах люди стратифицированы на многие ранги и уровни: от верхних рангов, которые осуществляют контроль, до нижних, которыми контролируют и которые по иерархии подчинены своим "боссам", "директорам", "авторитетам", "суперинтендантам", "менеджерам", "шефам" и т. п. (Профессиональная стратификация, таким образом, проявляется в этих двух основных формах: а именно в форме иерархии основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация) и в форме стратификации внутри каждого профессионального класса (внутри-профессиональная стратификация).
Существование межпрофессиональной
стратификации проявлялось по-
Два условия всегда были основополагающими:
1) важность занятия (профессии) для выживания
и функционирования группы в целом; 2) уровень
интеллекта, необходимый для успешного
выполнения профессиональных обязанностей.
Второй вид профессиональной стратификации
представляет внутри- профессиональная
иерархия. Члены почти каждой профессиональной
группы подразделяются по крайней мере
на три основных слоя. Первый репрезентирует
предпринимателей, или хозяев, которые
экономически независимы в своей деятельности,
которые сами себе "хозяева". Второй
слой репрезентиру ют служащие высшей
категории, такие, как директора, менеджеры,
главные инженеры, члены совета директоров
корпорации и т. д. Третий слой — наемные
рабочие, которые, как и служащие высокого
ранга, продают свой труд, но дешевле. Сегодня
в виде внутрипрофессиональной стратификации
мы имеем новую форму профессионального
феодализма, который реально существует
и проявляется самым чувствительным образом
как в разнице зарплат, так и в разнице
социального положения, в зависимости
от поведения, успеха, и очень часто счастье
одного зависит от воли и расположения
"хозяина".