Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 23:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология"

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 74.99 Кб (Скачать файл)

1. Институционализация теории  социальной работы.Институционализация теории социальной работы.

 

Институты Cоц. Работы – учреждения, занимающиеся решением соц. проблем населения. Общемировой опыт соц. работы демонстрирует сл. типы институтов соц. работы: -общепрофильные; -специализированные.

Общепрофильные: учреждения, открываемые для обслуживания жителей  конкурентной общины-комунны, муниципалитета и др. малых административных, территориальных  единиц (бюро соц. Услуг в Швеции, соц. Отделения в Германии, отделы соц. Защиты в России). Цель: находясь максимально близко к месту жительства людей оказывают первичную помощь всем нуждающимся.

Специализированные учреждения: предоставляют соц. Услуги определенным категориям населения (соц. Приют, реабилитационный центр, диагностический центр).

 

2. Институционализация профессиональной  деятельности.

 

Под социальной институционализацией обычно понимают:

1) появление социальной  функции и людей, которые ее  способны выполнять;2) образование  сообщества, представители которого  готовы посвящать свое рабочее  и даже свободное время выполнению  этой функции;3) появление системы  воспроизведения опыта, связанного  с этой специализированной деятельностью;4) возникновение профессиональной  корпорации;5) создание санкционированной  государством системы лицензирования  и надзора.

Под когнитивной институционализацией принято понимать:

1) появление совокупности  высказываний, имеющих отношение  к определенной тематической  области;2) утверждение некоей эпистемы, позволяющей упорядочить эти  высказывания в форме несистематизированного, рецептурного знания;3) создание  систематизированного, научно-теоретического  знания;4) построение систем аксиоматизированного  знания с формальными языками  описания.

По мнению некоторых специалистов, в настоящее время происходит складывание сообщества консультантов. Что касается когнитивной институционализации, то следует говорить о существовании  нескольких конкурирующих подходов в этой сфере. В связи с этим особое значение на данном этапе приобретает  такое средство профессиональной идентификации, как ролевая типология. П.В. Малиновский  выделяет три основные профессиональные роли для консультанта по организационному развитию, что, на наш взгляд, вполне применимо по отношению к кадровым консультантам:

* узкий специалист-советник;  * «свободный художник», ориентированный  на предпринимательские проекты; * транспрофессионал, умеющий свободно  переходить из одной области деятельности в другую, конфигурируя необходимые средства и способности для решения комплексных проблем.

 

3. Объекты и субъекты  теории и практики социальной  работы.

 

Следует сказать, что объектом исследования теории социальной работы являются социальные отношения, и в  связи с его многогранностью  в нем можно выделить целый  ряд направлений:

1. Индивидуальные, семейные, организационные проблемы. Начиная  с индивида /одиночество, социальная изоля-ция/ и заканчивая различными организационными проб-лемами / рост беженцев, бездомных/.

2. Социально- экологические проблемы – охрана окружаю-щей среды, экологические катастрофы.

3. Социально – экономические  проблемы. В ходе новых экономических  реформ в России 90% населения оказалось  за чертой бедности.

4. Проблемы социальной  стратификации. Социальное рас-слоение, неравенство в обществе, ведущее к разделению общества на «высшие» и «низшие» классы, экономической эксплуатации.

5. Проблемы поведенческого  функционирования индивидов, групп,  общностей – аспекты девиантного  поведения, социальных отношений;  наркомании, алкоголя и т.д..

6. Проблемы символизации  и моделирования мира и людей  в нем. Они могут выражаться  в неадекватных образах, невысоком  самоуважении, недостатке чести  и морали, а отсюда – в отчуждении, социальных предрассудках, в античеловеческих  ценностях.

7. Проблемы структур власти, от их действия, программ зависит  социальная напряженность и стабильность  в обществе, от их режима: тотальности,  демократии или авторитарности  зависит социальная активность  населения. Решение всех этих  задач, стоящих перед социальной  работой, достигается разными  способами, но ясно одно: то, что  все вопросы сосредоточены на  людях.

 

 Таким образом, можно  сказать, что объектом социальной  работы , в первую очередь, является конкретный индивид – равноправный с социальным работником человек, его нужды и потребности, его право быть защищенным и достойно жить.

 

Главный субъект социальной работы – государство с его  органами исполнительной власти как местного, так и регионального уровня. Государство является субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Решение этой проблемы является его неотъемлемой функцией.

 

 Обязанности государства  вытекают из Конституции Российской  Федерации: «Российская Федерация  – социальное государство, политика  которого направлена на создание  условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда , обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливается государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Практика социальной работы, прежде всего, является совместной деятельностью субъектов и объектов социальной работы по достижению социального благополучия человека.

 

 Профессиональная социальная  работа связана с деятельностью  служб и учреждений социальной  защиты населения. Она, как  и иные профессиональные занятия,  сформировалась на основе общественного  разделения труда. Профессиональная  деятельность представляет собой  постоянный круг служебных обязанностей, выполнение которых основано  на совокупности знаний, умений  и навыков, полученных человеком  в процессе обучения.

 

 Непрофессиональная социальная  работа включает в себя различные  виды добровольной помощи и  поддержки как образцы социальной  практики. Благотворительность, попечительство, бескорыстное служение религиозного  и светского характера во всех  странах явились предпосылками  для становления

профессиональной социальной работы. Профессиональный и непрофессиональный уровни практики социальной работы –  это постоянные компоненты социальной жизни современных обществ.

 

 С одной стороны,  практика социальной работы направлена  на преодоление личных, социальных, ситуативных трудностей. Одновременно, она предполагает осознание людьми, столкнувшимися с трудностями,  их сути и значения, что создает  предпосылки для разрешения связанных  с ними социальных и индивидуальных  проблем. С этой точки зрения  она является средством конструирования  общества, объектом социального  проектирования и моделирования.

 

4. Понятия и категории  теории социальной работы.

 

Социа?льная рабо?та — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

 Классификация понятий  по степени общности:

 

общенаучные (субъект, объект, взаимодействие, причина, следствие, закономерность, система, элемент, связи, отношения, развитие, изменение);

понятия социальных наук (общество, культура, человек, индивид, личность, деятельность, сознание, поведение);

понятия, используемые в социальной работе и в смежных дисциплинах (отклоняющееся поведение, аномия, социализация, адаптация, реабилитация, консультирование);

специфические понятия социальной работы (индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, социальная защита, социально-психологическое  консультирование, трудная жизненная  ситуация, социальная служба, социальное сиротство, эскапизм).

 

Понятийно-категориальный аппарат  – это совокупность понятий, категорий  и терминов, еот. Позволяют в обобщеной  форме отразить явления, изучаемые  данной наукой, а так же связьи между  ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.

Понятие - важная логическая форма, позволяющая выявить существенные, наиболее устойчивые и повторяющиеся  связи между явлениями и процессами. Ключевое понятие любой науки, составляющее основу ее аппарата, называют категорией.

Классификация(система) категорий соц. Работы (Холостова):

Понятия, кот. Отражают специфику  соц. Работы в различных сферах соц. Практики.

Работа с различными клиентами

В разных соц. Ситуациях.

Разные аспекты организации  проф. Соц. Работы.

Три категории теории соц. Работы (Мудрик):

Категории неспецифические  в теории соц. Работы, а обозначаемые ими явления и процессы изучаются  так же другими науками.

Категории, являющиеся прежде всего категориями соц. Работы, но исполняются и другими науками

Категории, являющиеся только категорями соц. Работы.

 

5. Интегрированные подходы  в теории социальной работы.

 

Интегрируя подходы отечественных  и зарубежных ученых к определению  сущностного содержания социальной работы, можно предположить, что  оно включает в себя три аспекта: 1/ оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшимся в  сложной жизненной ситуации, путем  поддержки,

консультирования, реабилитации, патронажа и использования других видов социальных услуг;2/ актуализацию потенциала самопомощи лиц, оказавшихся  в сложной жизненной ситуации ;3/ целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях – от муниципального до федерального с целью обеспечить социально здоровую среду жизнедеятельности человека, создать систему поддержки людей.

 

Становление социальной работы как специального института и  особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения  на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими  личностными потребностями, болееопосредованными условиями их удовлетворения.

 

 Степень социальной  защиты населения и его отдельных  слоев позволяет судить о прогрессивности  общественного строя, уровне экономического  развития страны и благо-состояния народа. Вот почему социальная работа сегодня – это такое непреходяще важное дело, от которого никто не может оставаться в стороне.

 

6. Основные проблемы теории  социальной работы.

 

ряд глобальных проблем, с  которыми столкнулось человечество в конце XIX - первой половине XX в. Они  во многом обусловили актуальность возникновения  и совершенствования социальной работы как общественного явления, а также ее научного обеспечения, создания теоретических и методологических основ. Наиболее остро и масштабно о себе заявили такие глобальные проблемы, как загрязнение окружающей среды, угроза демографического взрыва, массового голода в слаборазвитых странах и регионах, опасность самоуничтожения человечества в результате использования оружия массового поражения, проблема моральной деградации, социокультурного вырождения, распад семьи как традиционного социального института, составляющего основу воспроизводства общественной и индивидуальной жизни человека. Серьезную проблему защиты большей части населения планеты поставила растущая социальная дифференциация, увеличение различий в уровне жизни народов разных стран и регионов, распространение масс-культуры, обострение проблемы миграции, выбора смысложизненных ориентации населения индустриально развитых и развивающихся стран1.

 

Ролевые конфликты и проблемы обычно возникают, когда одна роль несовместима с другой или в чем-то существенно  противоречит ей. Возможны и внутриролевые  конфликты, что случается тогда, когда различные роли, выполняемые  одним лицом, являются несовместимыми или плохо совмещающимися. Интро-ролевой  конфликт имеет место в том  случае, если ожидания различных людей  по поводу одной и той же роли не согласуются. А ролевая неоднозначность  появляется, когда существует неопределенность по поводу того, что конкретная роль влечет за собой. Социальные проблемы (бедность, загрязнение природы, дискриминация  и пр.) осложняют условия бытия  человека, сокращают возможность  взаимной адаптации. Жизненные системы  (люди, их объединения) согласно теории экосистем должны пытаться поддерживать хорошее равновесие со своим окружением.

 

объяснения в традиционной социальной работе сводят сложные социальные проблемы к индивидуально-психологическим. Имеется тенденция "найти" виноватого, жертву, возлагая ответственность за проблемы, имеющие социальное происхождение, на плечи клиентов, Она отвлекает внимание от социальных обстоятельств, во многом определяющих проблемы клиента;

 

7. Принципы теории и  практики социальной работы.

 

Принципы соц. Работы –  это основополагающие идеи и нормы  поведения органов соц. Работы, обусловленные  требованиями, объективными органами, закономерности развития и функции  соц. Процесса.

Соц. Принципы:

Соц – политический

Организационный

Психолого – педагогический (можно охарактеризовать только как  способ психолого – педагогического  взаимодействия на клиента)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"