Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 23:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология"
глубокое уяснение вытекающих из содержания социальной политики задач и всесторонний анализ и оценку условий для их решения;
подбор и расстановку кадров, создание или изменение организационных структур в интересах решения стоящих задач;
доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении;
разъяснение смысла и социальной значимости качественного и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда;
координацию усилий и действий структурных подразделений и конкретных исполнителей, обеспечение целеустремленности их деятельности;
проведение хода исполнения заданий по этапам и в целом, оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и формулирование выводов для последующей деятельности.
Успех в социальной работе,
как показывает опыт, в решающей
степени зависит от социальной ориентированности
кадров. Социальная ориентированность
кадров — это обобщающий показатель,
характеризующий слитность
Важнейшей стороной социальной
ориентированности кадров является
понимание необходимости
широкий социально-политический кругозор и социальную направленность мышления как сущностной характеристики их политической культуры;
навыки социально-
умение прогнозировать и предвидеть варианты развития социальных процессов и учитывать их в практической деятельности;
коммуникабельность и навыки работы с людьми, способность приводить в действие и активизировать внутренние резервы физического, интеллектуального, психологического и нравственного потенциала человека.
Таким образом, социальная политика и социальная работа взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит диалектический характер, во многом напоминая соотношения философских категорий сущности и явления. Социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества. Социальная работа по своему содержанию богаче социальной политики, динамичнее, подвижнее, в то время как социальная политика сохраняет большую устойчивость, выступая определяющей стороной в отношении социальной работы.
14. Теоретические проблемы профессиональной деятельности.
15. Профессиональная «Я»
- концепция социального
В настоящее время
выполнение этой многообразной
деятельности осуществляют как
специально подготовленные
- оптация (желание) –
это осознанный выбор
- профессиональная подготовка
– это приобретение опыта
- профессиональная адаптация
– освоение новой
- профессионализация –
квалифицированное выполнение
- профессиональное мастерство
– творческое раскрытие
Профессионализм в социальной работе складывается на основе личностных и профессиональных качеств. Для этого необходимо решение следующих условий:
- развитие личностного
интереса к выбранной
- формирование профессионально-
- формирование профессионально-
Таким образом, профессионализация
– важнейший этап жизни человека,
связанный с решением профессионального
самоопределения и
Профессиональное социальных работников включает в себя профориентацию, овладение профессией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации и наставничество. Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития .
Цели и мотивы профессионального
воспитания способствуют стремлению занять
в обществе активную жизненную позицию.
Профессиональное воспитание – это
понимание труда как ценности,
отношение к профессии
16. Личность в теоретических концепциях социальной работы.
Личностно-ориентированная направленность профессионального обучения и воспитания включает:
- профессиональное становление
будущего социального
- через профессиональное
воспитание происходит
- признание приоритета
общечеловеческих ценностей и
ориентации на культурные
- практическое освоение
профессии социального
Принципы профессионального воспитания:
- принцип творческого саморазвития личности, включающий:
а) сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального;б) саморазвитие через непрерывное самосовершенствование;в) распространение собственного опыта и знаний.
- принцип самопознания:
а) ориентация на рефлексивное мышление;б) осознание своих сильных и слабых качеств;в) использование сильных качеств личности;г) анализ причины своих успехов и неудач.
- принцип приоритета практики:
а) понимание необходимости изучения теории и признание принципа, что критерием истины является практика;б) практическая реализация своих идей;в) изучение теории с целью последующего применения.
- принцип сотворчества
преподавателей и обучающихся
как творческих и
а) проявление доверия, терпимости;б) решение общих задач.
- принцип историзма:
а) изучение истории социальной работы;б) использование опыта прошлого с целью его применения.
Профессиональной особенностью социальной работы является её пограничный характер, или знание смежных профессий: психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и др.
17. Биопсихосоциальный подход
к личности клиента в
Биопсихосоциальный подход
был сформулирован Х. Перлман. Согласно
этому подходу, клиентом является любой
человек, нуждающийся в совете и
имеющий нереализованные
Каждый человек в
процессе своей
18. Ролевой подход к личности клиента в теории социальной работы.
Разработанный Х. Перлман
Биопсихосоциальный подход позволил С.
Бриару и Г. Миллеру сформулировать
ролевую концепцию подхода к
клиенту. С. Бриар и Г Миллер определяют
субъектность клиента исходя из его
роли. Клиент - это социальная роль,
которая формируется у индивида
благодаря четырём источникам: социальному
агентству; нормативным ожиданиям
социального работника и его
референтных групп; самооценки клиента;
социальным группам, чьи требования
и ожидания воздействуют на клиента,
социального работника и
Опираясь на классификацию
Энтуниони, Бриар и Миллер
«Нравственная ориентация» - клиент желает получить то, что может дать агентство, он разделяет ценности специалиста и охотно сотрудничает с ним;
«Расчётная ориентация» - клиент охотно сотрудничает с агентством, но не разделяет ценностей специалиста;
«Отчуждающая ориентация» - клиент не разделяет ценностей агентства, оказывает сопротивление, идёт на соглашение при применении санкций.
Важнейшим фактором
при формировании ролевых
Таким образом, Бриар
и Г. Миллер считают что
Традиционный подход на цели социальной работы, а также на восприятие человека и иго проблем. В практике социальной работы человек рассматривается в аспектах идентичности - различия; похож на всех других людей; похож на многих других; не похож ни на кого другого; безразличен ко всем другим.
Люди, обратившиеся за
помощью по вопросам личной
жизни, различных типов
19. Системный подход к личности клиента в теории социальной работы.
Системный подход - это динамический подход к проблемам клиента, где главный акцент делается на процесс изменения и взаимодействия.
Система клиентуры - это клиенты, которые обратились к специалисту по социальной работе с просьбой о помощи в решении их проблем и оформили соответствующий контракт (устное соглашение) о сотрудничестве. Специалист, заключивший контакт с клиентами, не только проявляет уважение к их гражданским правам, но и организует процесс взаимодействия как процесс равноправного сотрудничества и партнёрства.
Система мишеней (или целей) - это субъекты, на которых направлено целенаправленное воздействие. Система мишеней имеет более сложную структуру организации, и она связана не только с субъектами, изменений которых желают они сами, их родственники и близкие люди. Субъектам, требующим вмешательства, может быть и организация, и община, и отдельный институт, мешающий функционированию других субъектов и групп.
«Система мишеней (целей)
» и «система клиентов» составляют
диалектическое единство, где она
система просит изменения на основе
добровольного контракта, а другой
требуется изменение на основании
потребностей референтных групп. «Система
мишеней (целей)» может стать «
Системный подход позволяет подойти к проблемам клиентов на основе их общности, и поэтому объединяются, казалось бы, не объединённые объекты, отдельные индивиды и группы, институты и территориальные сообщества. Этот подход позволяет эффективно внедрять ценности и знания социальной работы, преодолевать этическую определённость и ценностные противоречия, встречающиеся в практике социальной работы.
Это позволяет сделать вывод, что в социальной работе понятие клиент используется как синонимы понятий «нуждающийся в помощи», «ищущий помощь», «затронутое (причастное) лицо», «адресата», «пользователь», «действующее лицо». Клиент социальной работы определяется по его социальной ситуации и его отношению к специалисту по социальной работе, и к той позиции, которую занимает клиент во взаимодействии со специалистом.
20. Социетальные факторы изменения жизненного сценария личности.
Социетальные факторы
принято подразделять на социально-демографические
факторы и факторы социальной
структуры. Культурные факторы в
поведенческих науках определяются
— в социально-психологической
традиции через культурно
В повседневном социальном
опыте индивида социетальные
и культурные детерминанты