Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 23:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология"

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 74.99 Кб (Скачать файл)

глубокое уяснение вытекающих из содержания социальной политики задач  и всесторонний анализ и оценку условий для их решения;

подбор и расстановку  кадров, создание или изменение организационных  структур в интересах решения  стоящих задач;

доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении;

разъяснение смысла и социальной значимости качественного и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда;

координацию усилий и действий структурных подразделений и  конкретных исполнителей, обеспечение  целеустремленности их деятельности;

проведение хода исполнения заданий по этапам и в целом, оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и формулирование выводов  для последующей деятельности.

 

Успех в социальной работе, как показывает опыт, в решающей степени зависит от социальной ориентированности  кадров. Социальная ориентированность  кадров — это обобщающий показатель, характеризующий слитность социально-политического  мышления с навыками непосредственного, практического управления социальными  процессами на всех уровнях — от федерального до трудовых коллективов. Она предполагает, что работники органов государственного управления проникнуты высоким чувством ответственности за реализацию социальной политики государства, за утверждение принципа социальной справедливости в общественной жизни.

 

Важнейшей стороной социальной ориентированности кадров является понимание необходимости решительного поворота к интересам и потребностям человека, к развитию социальной сферы, ее инфраструктуры. Социальная ориентированность  кадров предполагает:

широкий социально-политический кругозор и социальную направленность мышления как сущностной характеристики их политической культуры;

навыки социально-политического  анализа ситуации и умение на его  основе осуществлять обоснованный выбор  наиболее эффективных средств реализации социальной политики, форм и методов  социальной работы с различными категориями  населения;

умение прогнозировать и  предвидеть варианты развития социальных процессов и учитывать их в  практической деятельности;

коммуникабельность и  навыки работы с людьми, способность  приводить в действие и активизировать внутренние резервы физического, интеллектуального, психологического и нравственного  потенциала человека.

 

Таким образом, социальная политика и социальная работа взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит диалектический характер, во многом напоминая соотношения философских категорий сущности и явления. Социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества. Социальная работа по своему содержанию богаче социальной политики, динамичнее, подвижнее, в то время как социальная политика сохраняет большую устойчивость, выступая определяющей стороной в отношении социальной работы.

 

14. Теоретические проблемы  профессиональной деятельности.

 

15. Профессиональная  «Я»  - концепция социального работника.

 

 В настоящее время  выполнение этой многообразной  деятельности осуществляют как  специально подготовленные квалифицированные  работники, имеющие высшее или  среднее специальное образование,  так и те, кто получил определенные  знания на курсах, а также люди, участвующие в этой работе  по зову своего сердца и  души. Зеер выделяет пять стадий  самодвижения личности к вершинам  профессионализма:

- оптация (желание) –  это осознанный выбор профессии;

- профессиональная подготовка  – это приобретение опыта теоретической  и практической деятельности;

- профессиональная адаптация  – освоение новой профессиональной  роли, умение самостоятельно осуществлять  профессиональную деятельность;

- профессионализация –  квалифицированное выполнение профессиональной  деятельности;

- профессиональное мастерство  – творческое раскрытие личностных  качеств в профессиональной деятельности.

 

Профессионализм в социальной работе складывается на основе личностных и профессиональных качеств. Для  этого необходимо решение следующих  условий:

- развитие личностного  интереса к выбранной профессии;

- формирование профессионально-мотивационной  установки на деятельность;

- формирование профессионально-личностной  «Я – концепции»;

 

Таким образом, профессионализация – важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального  самоопределения и профессиональной адаптации. На социального работника  возлагается особая миссия, выполнить  которую он может только при условии  формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает  общественную значимость, становится условием развития как производственных, так и социальных отношений .

 

Профессиональное социальных работников включает в себя профориентацию, овладение профессией, начало самостоятельной  трудовой деятельности, непрерывное  повышение квалификации и наставничество. Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в  создании условий, при которых процесс  образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс  самообучения, самовоспитания, саморазвития .

Цели и мотивы профессионального  воспитания способствуют стремлению занять в обществе активную жизненную позицию. Профессиональное воспитание – это  понимание труда как ценности, отношение к профессии социального  работника как особому виду духовной культуры и духовно-практической деятельности. Профессиональное воспитание – это  приобщение обучающихся социальной работой к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятельности.

 

16. Личность в теоретических  концепциях социальной работы.

 

Личностно-ориентированная  направленность профессионального  обучения и воспитания включает:

- профессиональное становление  будущего социального работника  формирует его внешний и внутренний  мир;

- через профессиональное  воспитание происходит профессиональное  самоопределение как осознание  целей, жизненных смыслов, выработку  философско-мировоззренческой позиции.

- признание приоритета  общечеловеческих ценностей и  ориентации на культурные традиции  России;

- практическое освоение  профессии социального работника  следует начинать с учебной  группы, с отношений с другими  людьми;

Принципы профессионального  воспитания:

- принцип творческого  саморазвития личности, включающий:

а) сочетание логического  и эвристического, рационального  и эмоционального;б) саморазвитие через непрерывное самосовершенствование;в) распространение собственного опыта и знаний.

- принцип самопознания:

а) ориентация на рефлексивное мышление;б) осознание своих сильных и слабых качеств;в) использование сильных качеств личности;г) анализ причины своих успехов и неудач.

- принцип приоритета практики:

а) понимание необходимости  изучения теории и признание принципа, что критерием истины является практика;б) практическая реализация своих идей;в) изучение теории с целью последующего применения.

- принцип сотворчества  преподавателей и обучающихся  как творческих и саморазвивающихся  личностей:

а) проявление доверия, терпимости;б) решение общих задач.

- принцип историзма:

а) изучение истории социальной работы;б) использование опыта прошлого с целью его применения.

Профессиональной особенностью социальной работы является её пограничный  характер, или знание смежных профессий: психологии, социологии, педагогики, юриспруденции  и др.

 

17. Биопсихосоциальный подход  к личности клиента в социальной  работе.

 

Биопсихосоциальный подход был сформулирован Х. Перлман. Согласно этому подходу, клиентом является любой  человек, нуждающийся в совете и  имеющий нереализованные потребности, связанные с материальным обеспечением и эмоциональным напряжением. Поведение, индивидуальные качества, социальный статус, социальные роли, приобретённые  или утраченные, - это важные доминанты, влияющие на изменение жизненной  позиции человека и присвоение ему  роли клиента.

 

 Каждый человек в  процессе своей жизнедеятельности  вырабатывает определённые модели  поведения, которые отражают его  позицию по отношению к социальному  окружению. В связи с этим  Х. Перлман вводит в теорию  социальной работы важное понятие  - «индивидуальность клиента». Под  «индивидуальностью клиента» понимается  выражение его субъектности через  характерные личностные реакции.  Индивидуальность клиента проявляется  через его двигательные реакции,  чувства, размышления, речь, модели  поведения. Различные «режимы»  поведения направлены на достижение  целей, сохранение безопасности, соответствия поступков постоянно  меняющимся жизненным ситуациям.  Американская исследовательница  рассматривала человеческую индивидуальность  через её проявление в следующих  функциях:

 

18. Ролевой подход к  личности клиента в теории  социальной работы.

 

Разработанный Х. Перлман  Биопсихосоциальный подход позволил С. Бриару и Г. Миллеру сформулировать ролевую концепцию подхода к  клиенту. С. Бриар и Г Миллер определяют субъектность клиента исходя из его  роли. Клиент - это социальная роль, которая формируется у индивида благодаря четырём источникам: социальному  агентству; нормативным ожиданиям  социального работника и его  референтных групп; самооценки клиента; социальным группам, чьи требования и ожидания воздействуют на клиента, социального работника и агентство.

 

 Опираясь на классификацию  Энтуниони, Бриар и Миллер выделяют  следующие роли агентства на  основании ориентации клиента: 

«Нравственная ориентация» - клиент желает получить то, что может  дать агентство, он разделяет ценности специалиста и охотно сотрудничает с ним;

 «Расчётная ориентация»  - клиент охотно сотрудничает  с агентством, но не разделяет  ценностей специалиста;

«Отчуждающая ориентация» - клиент не разделяет ценностей  агентства, оказывает сопротивление, идёт на соглашение при применении санкций.

 

 Важнейшим фактором  при формировании ролевых установок,  по мнению Бриар и Миллера,  являются добровольное или недобровольное  принятие индивидуумом клиента,  а так же административные, индивидуальные  или групповые санкции.

 

 Таким образом, Бриар  и Г. Миллер считают что ценности  и нормы специалиста и агентства  заложены в определение и структуру  роли клиента, они являют на  ожидание индивида, его установки,  мотивацию к изменению .

 

Традиционный подход на цели социальной работы, а также на восприятие человека и иго проблем. В практике социальной работы человек рассматривается  в аспектах идентичности - различия; похож на всех других людей; похож  на многих других; не похож ни на кого другого; безразличен ко всем другим.

 

 Люди, обратившиеся за  помощью по вопросам личной  жизни, различных типов взаимоотношений  считаются клиентами социальной  работы, так как пользуются услугами  социальных учреждений.

 

19. Системный подход к  личности клиента в теории  социальной работы.

 

Системный подход - это динамический подход к проблемам клиента, где  главный акцент делается на процесс  изменения и взаимодействия.

Система клиентуры - это клиенты, которые обратились к специалисту  по социальной работе с просьбой о  помощи в решении их проблем и  оформили соответствующий контракт (устное соглашение) о сотрудничестве. Специалист, заключивший контакт с клиентами, не только проявляет уважение к их гражданским правам, но и организует процесс взаимодействия как процесс равноправного сотрудничества и партнёрства.

Система мишеней (или целей) - это субъекты, на которых направлено целенаправленное воздействие. Система  мишеней имеет более сложную  структуру организации, и она  связана не только с субъектами, изменений которых желают они  сами, их родственники и близкие  люди. Субъектам, требующим вмешательства, может быть и организация, и община, и отдельный институт, мешающий функционированию других субъектов и групп.

«Система мишеней (целей) » и «система клиентов» составляют диалектическое единство, где она  система просит изменения на основе добровольного контракта, а другой требуется изменение на основании  потребностей референтных групп. «Система мишеней (целей)» может стать «системой  клиента» в том случае, если она  будет стремиться реализовать свои потребности в изменении, обратившись  за помощью и поддержкой.

 

Системный подход позволяет  подойти к проблемам клиентов на основе их общности, и поэтому  объединяются, казалось бы, не объединённые объекты, отдельные индивиды и группы, институты и территориальные  сообщества. Этот подход позволяет  эффективно внедрять ценности и знания социальной работы, преодолевать этическую  определённость и ценностные противоречия, встречающиеся в практике социальной работы.

 

Это позволяет сделать  вывод, что в социальной работе понятие  клиент используется как синонимы понятий  «нуждающийся в помощи», «ищущий  помощь», «затронутое (причастное) лицо», «адресата», «пользователь», «действующее лицо». Клиент социальной работы определяется по его социальной ситуации и его  отношению к специалисту по социальной работе, и к той позиции, которую  занимает клиент во взаимодействии со специалистом.

 

20. Социетальные факторы  изменения жизненного сценария  личности.

 

Социетальные факторы  принято подразделять на социально-демографические  факторы и факторы социальной структуры. Культурные факторы в  поведенческих науках определяются — в социально-психологической  традиции через культурно детерминированные  ценности и нормы, выступающие “источником” формируемого культурой поведения, а в психодинамической традиции — через некие латентные культурные переменные, детерминирующие психический  склад личности в данной культуре.

 

 В повседневном социальном  опыте индивида социетальные  и культурные детерминанты поведения  выступают неразделимо. Их значение  для здоровья не обнаруживается  непосредственно, а устанавливается  по различию в показателях  состояния здоровья между большими  социальными и культурными группами. Эти различия в действительности  очень высоки, что заставляет  искать их причины в условиях  жизни и социальном опыте, общих  для всех представителей данной  социокультурной группы. Отсюда  следует, что сама по себе  принадлежность к большой социокультурной  группе не может рассматриваться  как объяснение состояния здоровья  ее членов, но является лишь  описательной переменной, подразумевающей  наличие многих возможных промежуточных  переменных, претендующих на объяснение  состояния здоровья в связи  с принадлежностью к группе.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"