Шпаргалка по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:38, шпаргалка

Описание работы

Форма подачи материала позволяет усвоить за короткое время большой объем информации. Сведения, подробно изложенные в первой части книги, резюмируются на последующих страницах. Нужная вам информация повторяется из раздела в раздел во все более сжатой форме, что облегчает ее запоминание. Обратившись к книге трижды: за неделю, за день и за час до экзамена, вы будете достаточно хорошо ориентироваться в предмете, чтобы успешно сдать экзамен.

Файлы: 1 файл

Социология. Полный курс. Шпаргалка_Ритерман Т.П_2009 -128с.doc

— 892.00 Кб (Скачать файл)

Психологизм – совокупность социологических  концепций, признающих первичность  роли индивидуальной психики в развитии социальных процессов. Основные представители  – Тард, Уорд и Гиддингс.

«Социологизм» Дюркгейма. Дюркгейм считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. По Дюркгейму, основу социологии составляют социальные факты: морфологические (например, плотность  населения) и духовные (коллективные представления).

«Понимающая социология» Вебера. Вебер  определял общество как совокупность действующих индивидов, каждый из которых  стремится к достижению собственных  целей. Главные методологические требования в теории Вебера – «отнесение к ценностям» и «свобода от оценки».

Эмпирическая социология – комплекс социологических исследований, ориентированных  на сбор и анализ социальных данных. Среди эмпирически ориентированных  школ выделяется Чикагская школа (Знанецкий, Парк), в рамках которой сложилось направление символического интеракционизма (изучение социальных взаимодействий в их символическом аспекте).

 

Современные социологические  теории

В рамках объективистского подхода  выделяются следующие теории:

Структурный функционализм (Толкотт Парсонс): в обществе разнородные элементы должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы направлена на поддержание стабильности социальной системы.

Концепция социального обмена (Джордж Хоманс) объясняет такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть», не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений. Суть этих отношений Хоманс видит в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному обмену ими.

Социологические теории социального  конфликта

1. Концепция позитивно-функционального конфликта Козера: обществу присуще социальное неравенство, и отсюда – постоянная напряженность в отношениях между индивидами и группами.

2. Конфликтная модель общества Дарендорфа: любое общество опирается на принуждение одних его членов другими, разница в социальном положении вызывает взаимные противоречия и как результат изменение структуры общества;

3. Общая теория конфликта Боулдинга: все конфликты имеют общие образцы развития; изучение этих образцов позволит обществу контролировать конфликты, прогнозировать их последствия.

Теории, сложившиеся в рамках субъективистского  подхода:

Символический интеракционизм: общество – результат взаимодействий людей, субъективная реальность, пронизанная  субъективными намерениями и  действиями индивидов.

Создателем феноменологической социологии считается Альфред Шюц Применительно  к области социального знания он пытался решить поставленную Гуссерлем задачу – восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром.

Этнометодология – направление, изучающее  взаимодействие людей и их отношение  к происходящему с позиции, близкой  к этнографической.

 

Русская социологическая  мысль XIX – начала XX века

Предпосылки появления социологии в России:

1. необходимость глобального методологического осмысления и обобщения материала, накопленного конкретными социальными науками (историей, этнографией, социальной статистикой).

2. усложнение социальной структуры русского общества после реформы 1861 г., бурный рост городских сословий, появление новых профессий.

Особенности русской социологии ХГХ  века: оппозиционно-политическая ангажированность, публицистичность, подчеркнутая гуманистическая ориентация.

Направления социологической мысли  в России

Социогеографическое направление (Л. И. Мечников, А. П. Щапов). Мечников исследовал зависимость общественного развития от географических условий. Щапов активно  развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, изучал естественно-психологические и социально-территориальные особенности жизни русского народа.

Органическая школа (Е. В. Де Роберта, А. И. Стронин, П. Ф. Лилиенфельд, Я. А. Новиков). Де Роберта выдвинул био-социальную гипотезу происхождения общества, в основе которой лежало понятие надорганического. Надорганическое эквивалентно разумной, общественной или культурной стадии развития человечества.

Социолого-юридическое направление. Это направление развивали ученые, работающие в области права и социологии (З. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, Б. Н. Чичерин). Их интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве.

Марксистская школа в социологии представлена М. И. Туган-Барановским, A. А. Богдановым, Г. В. Плехановым, B. И. Лениным, отчасти – П. Б. Струве (1870–1944), С. Н. Булгаковым (1871–1944) и Н. А. Бердяевым (1874–1948).

Представители субъективной школы (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, И. И. Кареев) высшим мерилом общественного прогресса и исходным пунктом исторического исследования считали отдельную личность.

 

Общество и  социальные институты 

Социология изучает общество с  различных сторон: как взаимодействие индивидов и социальных групп, как иерархию социальных статусов или ролей, как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивида.

Три уровня социологического знания об обществе: 1) микроуровень: проблемы социализации личности и социального  взаимодействия малых групп; 2) промежуточный уровень: культура, социальная структура, механизм социального контроля; 3) макроуровень: структура общества в целом, большие социальные группы, социальная стратификация, социальная мобильность, социальные институты.

Свойства общества как системы: 1) целостность: общество функционирует как единый организм; 2) универсальность: общество создает необходимые условия для удовлетворения любых потребностей индивидов; 3) саморегуляция: общество обеспечивает постоянное воспроизводство всей сложной системы социальных отношений.

Социальный институт – устойчивый комплекс норм, правил, ограничений, регулирующий какую-либо из сторон человеческой жизнедеятельности. Соблюдение этих норм обеспечивается механизмами принуждения (санкции  за невыполнение правил и поощрения за следование им).

Виды социальных институтов: 1) реляционные  – определяют ролевую структуру  общества в системе отношений; 2) регулятивные – определяют нормы  поведения в обществе и санкции, карающие за нарушение этих норм; 3) культурные – связанны с идеологией, религией, искусством; 4) интегративные – обеспечивают интересы социальной общности как целого.

Функции социальных институтов: 1) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений; 2) обеспечивают устойчивость общественной жизни; 3) обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов; 4) осуществляют социальный контроль.

 

Мировое сообщество и процессы глобализации

Глобализация – процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т. п. В результате этого воздействия постепенно стираются национальные барьеры и формируется единый мировой рынок, создаются единые юридические условия для всех стран.

Три процесса глобализации: 1) глобализация производства – экспансия капитализма  и его трансформация в интегрированную  глобальную экономику, основой которой  являются транснациональные корпорации (ТНК); 2) глобализация культуры – распространение потребительской культуры, заменившей или дополнившей более локализованные культуры (стратегии потребительства распространяются через маркетинговую деятельность ТНК и через СМИ); 3) социология глобальной системы– существование международной менеджерской буржуазии, или транснационального капиталистического класса.

Три главных фактора трансформации  мировой экономики: 1) революция в  области производства и потребления; 2) глобализация экономического пространства под влиянием либерализации международного движения капиталов; 3) появление новых полюсов экономического роста в странах Дальнего Востока.

Особенности глобализации: 1) международная  торговля товарами и услугами растет быстрее производства; 2) деятельность крупнейших фирм все более интернационализируется; 3) ускорение глобализации финансовой сферы; 4) индустриализация некоторых слаборазвитых стран, которые по уровню промышленного развития догоняют развитые страны.

Возросшая мобильность капиталов  способствует распространению новейшей технологии. Некоторые развивающиеся страны получают возможность ускорить свое экономическое развитие и занять заметное место в мировом производстве и торговле. Все это приводит к перераспределению мировых торговых потоков.

 

Социальные  группы и общности

Социальная группа – совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, место жительства, профессия, уровень  дохода, образование и др. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции – иными словами, закладывается фундамент социальной жизни. Принадлежность к группе обеспечивает индивиду возможность социальной самоидентификации и активного взаимодействия с другими людьми.

Классификация социальных групп 1. В  зависимости от того, в какой мере индивид осознает свою принадлежность к группе, различаются: а) номинальные группы – социальные категории, искусственно выделенные с целью статистического анализа структуры населения (межличностные отношения в таких группах практически не опосредствованы никакой деятельностью); б) реальные группы – группы, принадлежность к которым определяется по признакам, важным с точки зрения социальной идентификации личности (пол, возраст, профессия);

в) агрегаты – совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков (аудиторные группы).

2. В зависимости от размера выделяются: а) большие группы (социальные слои, этнические сообщества), б) средние группы (производственные объединения, территориальные общности); в) малые группы (семья, дружеская компания).

Социальная общность – совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную деятельность.

Виды социальных общностей: 1) социально-классовые (классы, социальные слои); 2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.); 3) этносоциальные (национальные и этнографические группы); 4) социально-территориальные (город, деревня, регион); 5) социально-профессиональные.

 

Социальная  общность и личность

Личность – системное качество индивида, определяемое его включенностью  в общественные отношения и проявляющееся  в совместной деятельности и общении.

В структуре личности можно выделить три компонента: 1) биогенный –  физические данные; 2) психогенный – эмоции, волевые устремления, память и т. д.; 3) социогенный: а) объективные социальные потребности (физиологические, потребности в безопасности); б) способности, знания, навыки; в) степень овладения культурными ценностями; г) нравственные нормы; д) способ реализации социальных качеств (семейная жизнь, труд).

Установки человека связаны с социальными  установками. Термин референтная группа используется для обозначения любой  социальной общности, с которой индивид  соотносит себя как с эталоном.

Стадии вхождения личности в социальную среду: 1) адаптация – предполагает усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами и средствами деятельности;

2) индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации; 3) интеграция – детерминируется противоречиями между стремлением субъекта проявить свою индивидуальность и потребностью общности культивировать лишь те индивидуальные особенности субъекта, которые ей импонируют.

Иерархия реальных контактных групп: 1) диффузная группа: взаимоотношения  опосредуются не содержанием групповой  деятельности, а только симпатиями и антипатиями; 2) ассоциация: взаимоотношения  опосредуются только личностно значимыми целями; 3) корпорация: взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности; 4) коллектив – группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно и общественно значимым содержанием групповой деятельности.

 

Социальные  организации и социальные движения

Социальная организация – система  социальных групп и отношений  между ними. По А. И. Пригожину, социальная организация – это группа людей, совместно и координированно реализующая общую цель.

Признаки социальной организации: 1) наличие целей; 2) конкретное воплощение отношений общественной власти;

3) совокупность функциональных положений (статусов) и социальных ролей;

4) правила, регулирующие отношения между ролями; 5) формализация значительной части целей, задач и отношений.

Функции социальной организации:

Информация о работе Шпаргалка по социологии