Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:38, шпаргалка
Форма подачи материала позволяет усвоить за короткое время большой объем информации. Сведения, подробно изложенные в первой части книги, резюмируются на последующих страницах. Нужная вам информация повторяется из раздела в раздел во все более сжатой форме, что облегчает ее запоминание. Обратившись к книге трижды: за неделю, за день и за час до экзамена, вы будете достаточно хорошо ориентироваться в предмете, чтобы успешно сдать экзамен.
Основные теории социализации: Теория «зеркального Я» Чарлза Кули: формирование человеческого Я связано с суммированием тех впечатлений, которые, по мнению индивида, он производит на окружающих; итогом социализации является формирование представлений, трансформирующих самоощущения индивида в «социальные чувства».
Теория социализацииПарсонса: индивид «вбирает» в себя общественные ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры.
Теория нравственного развития
Колберга предполагает существование
трех уровней нравственного развития
Социология девиантного поведения
Девиантное (отклоняющееся) поведение – действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным нормам либо признанным стандартам поведения.
Четыре типа девиации (по Роберту Мертону): 1) инновация – согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (шантаж, мошенничество); 2) ритуализм – отрицание целей общества и абсурдное преувеличение значения способов их достижения; 3) ретретизм (или бегство от действительности) – отказ от социально одобренных целей и от способов их достижения (алкоголизм, наркомания); 4) бунт – отрицает и цели и способы, но стремится к их замене на новые (политический радикализм).
Единственным типом недевиантно
Две стадии девиации: 1) первичная девиация – начальное действие правонарушения; 2) вторичная девиация – принятие девиантной идентичности. Теории девиантного поведения Биологические теории (Ломброзо, Шелдон): некоторые люди имеют врожденные личностные изъяны, которые обусловливают их антиобщественное поведение.
Психоаналитические теории: девиантное поведение – следствие утраты сознательного контроля над подсознательными импульсами.
Социологические (культурные) теории: индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.
Интеракционизм (Танненбаум, Беккер, Лемерт): девиантное поведение – результат негативной социальной реакции, стигматизации (клеймения), «наклеивания ярлыков» на лиц, чье поведение отклоняется от норм.
Социальные нормы. Система социального контроля
Социальные нормы – это
Социальный контроль – совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы поведения с целью их устранения или минимизации.
Виды социального контроля:
1) внутренний (самоконтроль);
2) внешний (совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение социальных норм): а) неформальный: общественное мнение, традиции, обычаи;
б) формальный – основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.
Методы внешнего контроля в зависимости от применяемых санкций делятся на жесткие и мягкие, прямые и косвенные.
Социальные санкции – система вознаграждений за выполнение норм и наказаний за отклонение от них.
4 типа санкций: 1) формальные позитивные
– публичное одобрение со
Основные виды негативных санкций: 1) изоляция – отлучение от общества закоренелых преступников, вплоть до смертной казни; 2) обособление – ограничение контактов, неполная изоляция (тюремное заключение); 3) реабилитация (например, реабилитация алкоголиков, несовершеннолетних правонарушителей).
Социальные изменения. Социальные революции и реформы
Социальное изменение – переход социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое (смена общественно-экономической формации, модификация социальной организации общества, изменение установленных образцов поведения, обновление институциональных форм и др.).
Социальные изменения могут осуществляться эволюционным и революционным путем. В первом случае речь идет о поступательном развитии, во втором – о радикальном переустройстве.
Конт считал главным фактором социальных изменений прогресс знания, Спенсер – усложнение структуры общества, Маркс – рост производительных сил и появление новых средств и способов производства. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации.
Социальная революция – резкий качественный переворот в социальной структуре общества.
Петер Штомпка выделил четыре теории революции:
1. бихевиористская (П. Сорокин): причины революций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения;
2. психологическая (Дж. Дэвис, Т. Гурр): причины революций заключаются в том, что массы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость;
3. структурная (Т. Скокпол) – сосредотачивается на макроструктурном уровне и отрицает психологические факторы революции.
4. политическая (Ч. Тили) – рассматривает революции как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством.
Социальная реформа –
Социальный прогресс
Социальный прогресс – направленный процесс, в ходе которого становится более совершенным устройство общества и реализуются определенные ценности этического порядка: счастье, свобода, процветание, знания.
Идея прогресса логично
Прогресс всегда соотносится с ценностями, т. е. это не чисто описательная, детальная, объективированная концепция, а скорее ценностная категория. Один и тот же процесс может квалифицироваться по-разному в зависимости от предполагаемых ценностных предпочтений, которые совершенно различны у разных индивидов, групп, классов, наций.
Существуют области, в которых выбор критерия прогресса в значительной степени зависит от контекста. В XIX в. и в большей части XX в. индустриализация, урбанизация, модернизация считались синонимами прогресса, и только недавно обнаружилось, что они могут иметь слишком далеко идущие последствия (перенаселение, перепроизводство) и весьма неприятные побочные эффекты (загрязнение окружающей среды). Происходящие сейчас в посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы процессы демократизации, развития предпринимательства и свободного рынка сопровождаются ростом безработицы и нищеты, ослаблением социальной дисциплины, повышением уровня преступности, локальными конфликтами, широким распространением масс-культуры.
Среди частных критериев прогресса мы находим следующие: знание, общность индивидов, свобода, эмансипация, господство над природой, справедливость, равенство, изобилие, равные жизненные возможности.
Социологическое исследование
Социологическое исследование – исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации о социальном мире и выявление закономерностей общественной жизни.
Этапы социологического исследования: 1) подготовка исследования (формулировка проблемы, выбор объекта и определение целей и задач исследования, изучение литературы по теме исследования, составление программы, выдвижение гипотез); 2) сбор первичной информации; 3) обработка информации; 4) анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций.
Типы социологических
В зависимости от широты охвата материала и глубины анализа различают: 1) разведывательные, или пилотажные, исследования – охватывают небольшие совокупности данных, проводятся по упрощенной программе; 2) описательные исследования – проводятся по тщательно разработанной программе на базе методически отработанного инструментария; 3) аналитические исследования – ставят целью углубленное изучение и всесторонний анализ явления.
В зависимости от общей направленности различают: 1) теоретико-прикладные исследования – предназначены для разработки новых подходов к изучению крупных социальных проблем; 2) прикладные исследования – направлены на практическое решение конкретных социальных проблем.
Социологический эксперимент – метод, предназначенный для проверки гипотез социологического исследования. Он позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора на исследуемый объект (личность, группа, социальный институт). Различают натурный эксперимент (предполагает вмешательство экспериментатора в исследуемую ситуацию) и мысленный эксперимент (исключает вмешательство в исследуемую ситуацию).
Методы сбора социологической информации
Наблюдение. По степени формализо-ванности различают неконтролируемое, или нестандартное, и контролируемое наблюдение. В зависимости от того, является ли наблюдатель участником наблюдаемой ситуации, различают включенное и невключенное наблюдение.
Если наблюдение проводится вне научного учреждения, оно называется полевым. Могут быть и лабораторные наблюдения, когда людей приглашают для беседы, деловой игры. Наблюдения могут быть одномоментными и систематическими.
Работа с документальными
Контент-анализ – это перевод в количественные показатели текстовой информации с последующей ее статистической обработкой.
Опросы: интервью и анкетные опросы Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом.
Виды интервью: 1) свободное – беседа без строгой детализации вопросов; 2) формализованное – предполагает детальную разработку плана беседы; 3) фокусированное (клиническое) – выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого.
Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму ответов, причем они регистрируются либо самим респондентом (заочный опрос), либо интервьюером (прямой опрос). Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме, и закрытые опросы, когда в опросном листе все варианты ответов предусмотрены заранее.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь / Пер. с англ.; под ред. С. А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997.
2. Асп Э. Введение в социологию / Пер. с фин. – СПб.: Алетея, 1998.
3. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. – М., 1998.
4. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. – СПб.: Ольга, 1996.
5. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие для вузов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998.
6. Зборовский Г. Е., Орлов Г. П. Социология: Учеб. для студентов гуманит. Вузов. – М.: Интерпракс, 1995.
7. Комаров М. С. Введение в социологию. – М., 1994.
8. Кравченко А. И. Социология: Словарь: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 1997.
9. Кравченко А. И. Социология: Учеб. пособие: Для студентов вузов. – М.: Академия, 1997.
10. Кравченко С. А., Мнацаканян М. О., Покровский Н. Е. Социология: парадигмы и темы. – М.: МГИМО, 1997.
11. Мендра А. Основы социологии. – М.: NOTA BENE, 1999.
12. Мостовая И. В. Зачет по социологии в кармане. – Р н/Д: Феникс, 1999.