Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:38, шпаргалка
Форма подачи материала позволяет усвоить за короткое время большой объем информации. Сведения, подробно изложенные в первой части книги, резюмируются на последующих страницах. Нужная вам информация повторяется из раздела в раздел во все более сжатой форме, что облегчает ее запоминание. Обратившись к книге трижды: за неделю, за день и за час до экзамена, вы будете достаточно хорошо ориентироваться в предмете, чтобы успешно сдать экзамен.
1) интеграция и социализация индивидов в систему общественных отношений;
2) упорядочивание и социальный контроль над действиями членов организации в жизненно важных для них сферах.
Типы организационных форм: 1) деловые организации (фирмы и учреждения, возникающие для коммерческих целей или для решения конкретных задач); 2) общественные союзы (объединения граждан, созданные для защиты общих интересов и достижения общих целей); 3) промежуточные формы, сочетающие признаки общественных союзов и предпринимательские функции (артели, кооперативы и т. п.).
Социальное движение – массовые или коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов и направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном противодействии с другими социальными группами.
Основания классификации социальных движений: 1) масштаб преобразовательной деятельности (движения против абортов и революционные движения); 2) сфера активности (социополитические, социокультурные, религиозные движения); 3) характер требований (прогрессивные и ретроактивные движения), 4) стратегия деятельности: одни движения следуют «инструментальной» логике, их первичная цель – политический контроль (партия зеленых в Германии), другие следуют «экспрессивной» логике, стремясь достичь автономии, добиться равных прав (движения за гражданские права).
Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность
Социальное неравенство –
Социальная стратификация – систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Понятие социальной стратификации применяется для обозначения условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к социальным благам. Современные стратификационные концепции предполагают необходимость социального неравенства, в силу того что каждый социальный страт является функционально необходимым элементом общества.
Социальная мобильность –
Два типа социальной мобильности: 1) горизонтальная – переход индивида от одной социальной позиции к другой в пределах одного социального слоя; 2) вертикальная – переход индивида из одного социального слоя в другой
Вертикальное перемещение
Вертикальная мобильность
Скорость социальной мобильности – число страт, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени.
Интенсивность социальной мобильности – число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.
Социальный статус и социальное взаимодействие
Социальный статус – соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы, и предполагающее определенные права и обязанности.
Различают предписанные (данные от рождения)
и приобретенные (достигнутые личными
усилиями) статусы. Выделяют также естественный
и профессионально-должностной
Социальная роль – стереотипная модель поведения человека, заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений; ожидаемое поведение человека со стороны общества. Роль определяется: социальным статусом индивида, выполняемой функцией в системе социальных отношений, ожиданиями окружающих.
Социальные роли могут быть институционализированными – связанными с устойчивыми формами организации социальной жизни – и спонтанными – возникающими в силу неформальных обстоятельств совместной деятельности.
Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, в котором между взаимодействующими сторонами существует циклическая причинная зависимость. Социальное взаимодействие имеет две стороны: объективную (содержание и характер взаимодействия) и субъективную (отношение участников взаимодействия друг к другу).
Дж. Хоманс определяет социальное взаимодействие как обмен материальными и нематериальными ценностями. По мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие – это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение культуры.
Российское общественное мнение как институт гражданского общества
В условиях развитой демократии, при стабильной социально-политической ситуации роль и значение общественного мнения четко ограничены и сбалансированы сильной и авторитетной представительной властью. Общественное мнение выступает как институт гражданского общества, и его воздействие на государственную деятельность осуществляется не напрямую, а опосредовано формами представительной демократии.
В СССР, когда единовластие КПСС еще не было подорвано, представительные органы не были сформированы на основе достаточно свободного волеизъявления избирателей, общество относилось к ним с заметной долей недоверия, общественное мнение нередко пыталось выступать в роли института прямой демократии. Это происходило потому, что в тот период демократический потенциал общества был выше, чем у представительных структур, и общество стремилось выражать свое мнение напрямую, в митинговой форме, осуществляя таким образом давление на органы представительной власти.
Переломным моментом на пути становления и развития нашего общественного мнения стало введение в 1993 году новой избирательной системы, ориентированной на парламентский тип представительной власти. Формирование федерального законодательного органа на основе пропорционально-мажоритарной системы явилось мощным стимулом для развития политических партий и движений, в значительной мере взявших на себя функцию выражения общественного мнения и доведения позиции общества до органов государственной власти. С этого времени наблюдается заметное затухание политической активности самого общества и снижение роли общественного мнения как самостоятельного фактора политической жизни. Общественное мнение заняло подобающую его природе нишу в социальной жизни и уже не претендует на роль института прямой демократии.
Социология культуры как отрасль социологического знания
В социологии под культурой понимаются характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, определенная система ценностей и норм. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует социальный опыт: программы деятельности, поведения и общения людей.
Социология культуры – отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования культуры в обществе, взаимовлияние «культурного» и «социального» аспектов общественной жизни людей.
Теоретические подходы в исследовании культуры: 1) функционализм: каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения человеческих потребностей; 2) символизм: элементы культуры– прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром; 3) адаптивно-деятельностный подход: культура– система внебиологических механизмов, которые реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.
Социальные функции культуры: 1)
адаптационная: способствует социализации
индивидов; 2) смыслополагающая: придает
смысл человеческому
Элементы культуры: язык (средство коммуникации), ценности (значимые объекты и явления), нормы (средство регуляции поведения).
Соотношение культуры и социальной структуры. М. Вебер и Д. Белл рассматривали культуру и социальную структуру как автономные образования, имеющие различные принципы организации. Согласно Марксу, культура вторична по отношению к социальной структуре, ее существование невозможно без экономического базиса. С точки зрения Т. Парсонса, в отношении «культура – социальная структура» доминирует именно культура.
Понятие культуры в классических социологических теориях
Вильгельм Гумбольдт (1767–1835) проводил различия между понятиями культуры и цивилизации, понимая под цивилизацией степень развития личности и межчеловеческих отношений. По мнению Гумбольдта, историческая жизнь общества есть результат свободы и необходимости жизни индивидов и жизни целого.
Карл Маркс (1818–1883) видел сущность человека и культуры в их социальности («Индивид есть общественное существо»). По Марксу, существование культуры предполагает определенный экономический базис. «Способ производства обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а их общественное бытие определяет их сознание».
Макс Вебер (1863–1920), классик эмпирической социологии, утверждал, что «понятие культуры есть ценностное понятие. Эмпирическая реальность является для нас культурной потому, что мы соотносим ее с ценностными идеями (и в той мере, в какой мы это делаем); культура охватывает те и только те компоненты действительности, которые в силу отнесения к ценности становятся значимыми для нас».
Георг Зиммелъ (1858–1918) определял культуру как особую форму жизни, связанную с деятельностью человека, творческим разумом, духовностью и стремлением к идеалам. Ключевыми характеристиками культуры являются динамизм и противоречивость между принципами формы и творчества. Объективный аспект культуры – это все богатство и разнообразие культурных форм, которыми обладает общество. Субъективный аспект – это та часть культуры, которую осваивает индивид. Существует противоречие между индивидом и культурой, возникающее в результате их несоизмеримости. Созданные человеком культурные формы обретают собственную логику развития, непонятную индивиду. Отсюда – отчуждение индивида от культуры.
Исторический процесс. Теории линейно-стадиального и циклического развития общества и культуры
Теории линейного развития культуры (предполагают существование постоянно развивающейся общечеловеческой цивилизации)
О. Конт предложил «Позитивную теорию общественного прогресса», в соответствии с которой первичным фактором общественного прогресса является духовное, умственное развитие людей. Каждой из трех стадий развития человеческого разума (теологическая, метафизическая и позитивная) соответствуют определенные формы общественного устройства.
Ж. Кондорсе выделял десять этапов исторического процесса, или десять эпох «прогресса человеческого разума». Последняя эпоха открывается Французской революцией и должна характеризоваться ликвидацией социального неравенства, совершенствованием человека.
Теории циклического развития культуры (предполагают существование множества локальных культур, каждая из которых имеет свой собственный жизненный цикл).
Н. Я. Данилевский выделил десять культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический и германо-романский. По Данилевскому, начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизациям другого типа: каждый тип формируется самостоятельно.
О. Шпенглер выделил два этапа развития культуры: этап восхождения (собственно «культура» – органический тип эволюции) и этап нисхождения («цивилизация» – механический тип эволюции). Культура, по Шпенглеру, подчинена жесткому биологическому ритму: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат».
В основе историософской концепции А. Тойнби лежит представление о цивилизациях как о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается человечество. Согласно Тойнби, в своем развитии цивилизации проходят четыре этапа: генезис, рост, надлом и распад.
Социализация личности
Социализация личности – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта и преобразования этого опыта в индивидуальные ценности.
Стадии социализации: 1) первичная социализация: некритическое усвоение социального опыта (детство, ранний подростковый период); 2) индивидуализация: формирование устойчивых свойств личности, критического отношения к общественным нормам поведения (подростковый и юношеский возраст); 3) интеграция: обретение определенного социального статуса; 4) трудовая стадия: усвоение и воспроизводство социального опыта посредством трудовой деятельности (период зрелости); 5) послетрудовая стадия: воспроизводство социального опыта, передача опыта новым поколениям (пожилой возраст).