Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:22, шпаргалка
Принципы и закономерности социальной работы.
Инновационные технологии социальной работы: сущность и содержание.
Аксиологические аспекты СР.Аксиология – ф-фское учение о природе ценностей.
Именно то обстоятельство, что человек, действующий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, социальной, духовной, семейно-бытовой, является основным объектом социальной работы и главным интегрирующим фактором ее системы, предопределяет структурное содержание теории социальной работы как науки. Структура социальной работы как науки обусловливается не только отношением людей друг к другу, но и отношением людей к идеям, знаниям; взаимосвязями знаний различных областей и технологии социальной работы.
Предметная сущность СР в сложнейшем феномене «социальности», который выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов (личность, семья, группа, классы и т.д.). В современном обществе такое сосуществование взаимодействие должно строиться на началах социального равенства и партнерства, справедливого распределения материальных и духовных благ, творческого самоутверждения всех входящих в общество социальных субъектов. Все эти условия и предпосылки, составляющие сущность понятия «социальность», являются важнейшим ориентиром, критериальной базой СР.
Социальные гарантии, льготы и выплаты.
Льгота в обычном понимании — это преимущество в чем-то, перед кем-то. Социальная льгота — это льгота для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты. Определенные признаки — соответствующий возраст, болезнь, нетрудоспособность, инвалидность, многодетность, сиротство и другие жизненные обстоятельства, вызывающие необходимость особого внимания, повышенной заботы о данном человеке по сравнению с другими гражданами. Социальная льгота — правовое понятие, ее содержание закреплено в правовой норме, порождающей определенные права и обязанности. Анализ контингентов граждан, для которых установлены социальные льготы, позволяет выделить два основания для введения льгот. Первое — низкие доходы, как правило, у большинства таких граждан. К ним относятся практически все категории пенсионеров, многодетные семьи, семьи, где воспитываются инвалиды с детства, и некоторые другие граждане. Второе — особые заслуги. Это Герои Советского Союза, России, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы. Объем льгот, устанавливаемых по первому основанию, зачастую определяется с учетом заслуг (инвалиды войны, участники войны и т.д.). Социальные льготы отличаются от социального обслуживания тем, что их предоставление обычно не связано с деятельностью специальных, особо созданных социальных служб (различных социальных учреждений и организаций); они предоставляются обычными службами — коммунальными, торговыми и иными организациями и органами. Льготы обычно имеют определенное материальное содержание — освобождение от оплаты за оказание социальной услуги либо снижение оплаты и т.д. Однако социальная услуга может и не носить материальный характер. Нематериальные социальные услуги порождены дефицитом в прошлом и настоящем. Такие услуги обычно связаны с первоочередным, внеочередным, преимущественным предоставлением обслуживания (первоочередная установка квартирного телефона, преимущественное право на вступление в различные кооперативы, товарищества, внеочередное пользование всеми видами услуг связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, и т.п.). Постепенно, в связи с преодолением дефицита, подобные социальные услуги теряют свою значимость, некоторые из них уже сейчас носят архаичный характер.
Денежные выплаты в виде компенсаций как дополнение к пособиям либо как самостоятельная выплата — явление в России сравнительно новое. Такие выплаты порождены в основном необходимостью преодолеть определенные негативные последствия, вызванные перестройкой экономических отношений и последовавшим за этим резким снижением уровня доходов населения. Одни компенсационные выплаты носят кратковременный характер, другие выплачиваются в течение довольно длительного времени. Адресаты компенсационных выплат также различны: это дети; матери, ухаживающие за маленькими детьми; граждане, осуществляющие уход за инвалидами I группы или стариками; граждане, вынужденные временно прекратить трудовую деятельность по определенным причинам, и т.д. целом Социальные гарантии - это материальные и духовные средства, юридические акты, обеспечивающие реализацию прав человека в современном обществе. В настоящее время к числу социальных гарантий относятся:
— права, закрепленные конституцией: на труд и льготы, связанные с его условиями, на образование и медицинское обслуживание, на отдых, на жилище;
— права, устанавливаемые законодательными и нормативными актами: минимальная заработная плата, уровень пенсионного обеспечения, стипендий, пособий социального страхования, пособий отдельным категориям населения.
Социально-правовой статус социального работника
Современный социальный работник – это специалист в области социальной инженерии и технологии, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических особенностях жизнедеятельности людей, обладающий высокой юридической подготовленностью, медико-психологической компетентностью, наблюдательностью, вниманием, милосердием и любовью к человеку, высокими нравственными качествами. Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессионально помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни, в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормального семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, лицам с девиантным и аддиктивным (зависимым) поведением). Такие специалисты не только снимают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.
Социально-правовой статус охватывает права и свободы, обязанности и связанную с ними юридическую ответственность. Социальный работник должен знать: экономическую и социальную структуру общества, его устройство и методы управления; основные формулировки, содержание, применение законов, мер социального планирования и социальной политики; методы и приемы социальной работы в различных сферах человеческой деятельности; теорию социальной работы; особенности девиантного поведения; современные проблемы конфликтологии; этику социальной работы; менеджмент социальной работы; общую и возрастную психологию; практическую психологию и психодинамику; социальную педагогику; социальное право; экономику социальных служб; муниципальное законодательство; актуальные проблемы теории и практики социальной работы; социальные аспекты здоровья и здравоохранения. В настоящее время многие методы социальных наук являются междисциплинарными. Особенности же теории социальной работы, её задач и места в ряду социальных наук определяют прежде всего специфику используемых в ней методов.
Социальная реабилитация: сущность и содержание. Социальная реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.
Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся (инвалидов, пенсионеров, беженцев и др.).
В рамках социально-реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни, в их числе обычно называют: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологический, социально-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой.
В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям нуждающихся. В зависимости от этого определяются и важнейшие направления реабилитационной деятельности. К таким на правлениям следует, прежде всего, отнести: социальную реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возможностями; пожилых людей; военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах; реабилитацию лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и др.
Медицинская реаб-ция направлена на частичное восстан-ие или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на возможное замедление прогрессирования заболевания. 2.Под психол-ой реаб-цией понимают воздей-ие на псих-ую сферу, напр-ое на преодоление в сознании больного или инв-да представления о бесполезности лечения. 3.Под педаг-ой реаб-цией понимают мероприятия воспит-го хар-ра в отн-ии детей-инв-ов, напр-ые на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуж-ю, получил школьное образ-е. Важнейшей задачей при этом является выработка у ребенка психол. уверенности в собст-х силах и правильной профес-ой ориентации. 4.Под соц-эконом-ой подразумевавется целый комплекс мероприятий: обесп-е жилищем, осущ-е мероприятий, поддерживающих уверенность в том, что лицо с ограниченными возможностями является полезным членом общ-ва, матер-ая поддержка инв-да или семьи с ребенком-инв-ом, выплата пенсии, пособий и т.п. 5.Профес-ая предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивид-ными тех-ми приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места к функциональным возможностям инв-да и т.д. В реаб-ных центрах широко испол-ся метод трудовой терапии, которыя основана на тонизирующем и актвирующем дей-ии труда на психофизиол-ую сферу ч-ка. 6.Бытовая имеет в виду предоставление необходимых протезов, создания условий для самообслуж-я и зависимого сущест-я. В последующем важное значение приобретает спортивная реаб-ция для укрепления физ-го здоровья, улучшения псих-го состояния, выработки положительных установок в повседневной жизни. Эфф-сть СР достигается всем комплексом реаб-ных мер (мед-их, психол-их, профес-ых, с-х). Степень их эфф-сти опред-ся уровнем социал-ии клиента, его способностью адаптироваться в общ-ве.
Семья и её основные функции жизнедеятельности.
Семья есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье человеческая индивидуальность присоединяется к культуре, в ней ребенок усваивает нормы и правила человеческого поведения. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. Семье принадлежат «монопольные» права и обязанности на приобщение своего самого младшего родственника к культуре, на его социализацию. В то же время каждая семья создает собственную культурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. К основным функциям семьи относятся: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования (пищи, жилища, одежды); создание культурной непрерывности, передача новым поколениям общественного культурного наследия; стабилизирование социальной структуры с помощью своих детей определенным социальным положением. В разные периоды жизни семьи изменяется иерархия семейных функций: то одна, то другая занимает приоритетное место. Так, для молодой семьи наиболее важной является биологическая функция, тогда как для пожилой важнее эмоциональная. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска. Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны: экономические, асоциальные: психологически-этические: (жестокость, агрессивность, грубость) медицинские: хронические инфекционные и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения. Ежегодно каждый четвертый-пятый новорожденный становится ребенком из неполной семьи, относимой обычно к семьям риска. Катастрофические размеры приняло социальное сиротство несовершеннолетних, жестокого с ними обращения. «Семья — ячейка общества». Этим аксиоматичным определением обозначены роль и место семьи в обществе, неразрывная связь процессов, происходящих в обществе и его социальном институте – семье. Все социологические опросы свидетельствуют о том, что семья признается высшей человеческой ценностью.
Регулирование и контроль в системе социальной работе. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и службах социальной работы
Социальный контроль – общая функция управления; сопоставление достигнутого результата с запланированным, установление степени соответствия фактического состояния системы желаемому и выявление причин имеющихся отклонений. Один из элементов механизма саморегуляции в социальных системах. Социальный контроль осуществляется посредством нормативного регулирования поведения людей, обеспечивает следование социальным нормам, правилам деятельности, соблюдение нормативных требований и ограничений в поведении. В системе социального контроля выделяются три основные подсистемы: социальные институты, социальные нормы и социальные санкции. Как элемент социального управления социальный контроль действует по принципу обратной связи: воздействие на индивида социального контроля осуществляется через целенаправленное и/или стихийное применение санкций организациями, их руководителями, членами групп и коллективов.
Регулирование – функции управления, целенаправленное воздействие, посредством которого обеспечивается нормальное функционирование управляемого объекта, или ход процесса в рамках заданных параметров. Регулирование основано на информации, поступающей от управляемого объекта по каналам обратной связи и используемой в целях устранения отклонений. Регулирование может быть внешним и внутренним. Внешнее регулирование предполагает, что механизм, вырабатывающий управляющее воздействие, находится вне системы. При внутреннем регулировании механизм выработки управленческого воздействия является органической частью самой системы.
Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации, под которой понимается группа из двух человек и более, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Организации создаются людьми и являются элементом общественной системы.
Совершенствование системы управления социальной сферой, изменение полномочий и ответственности местных, региональных и федеральных органов управления – основные вопросы социальной защиты населения, определяющие новые подходы к формированию бюджетов отдельных поселений, административных районов, краев и областей, автономных республик в составе России.
Управление социальной работой направлено на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования.
Чтобы управление социальной работой шло успешно, социальным работникам надо много знать, причём не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеко отстоящих от социальной работы. Нужно хорошо представлять социальную структуру общества, систему управление страной и конкретно социальной работой, свои собственные права и обязанности и своих клиентов, всё законодательство по вопросам социального обеспечения и помощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы. Нужно знать и уметь многое.
Пути реабилитации дезадаптированных детей и подростков.
Поскольку социальная адаптация — это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков — это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации — нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.
Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"