Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:22, шпаргалка
Принципы и закономерности социальной работы.
Инновационные технологии социальной работы: сущность и содержание.
Аксиологические аспекты СР.Аксиология – ф-фское учение о природе ценностей.
Технология консультирования в социальной работе.
Социальное консультирование — это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения. В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое и др. Вероятно, правомерно выделять и социэкономическое направление консультирования. Социальный работник в связи со спецификой своей профессиональной деятельности зачастую выполняет функции людей самых разных профессий: юриста, психолога, педагога, социального менеджера и даже священника, выслушивая порой исповеди своих подопечных. Следовательно, социономическое консультирование включает в себя элементы других направлений социальной консультативной деятельности. Но все же по своей сути оно ближе к психологическому консультированию. Основной целью социономического консультирования является оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Клиент в результате консультации должен принять ответственность на себя за происходящее с ним. Одним из оснований для классификации консультативного воздействия является пространственная организация консультаций. С этой точки зрения многие ученые выделяют два вида консультирования: контактное («очное») и дистантное («заочное»). Для контактного консультирования характерно то, что консультант встречается с клиентом, и между ними происходит беседа. Дистантный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке. Контактная беседа является наиболее распространенным видом консультационного процесса. Одной из основных ее форм является интервью. Оно предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих его потенциальные возможности. Технология проведения консультативного интервью включает в себя определенные этапы. Прежде всего, консультант решает проблему установления контакта, достижения взаимопонимания с клиентом. Затем начинается процесс сбора информации о клиенте и решается вопрос о том, в чем же состоит его проблема. Затем начинается процесс сбора информации о клиенте и решается вопрос о том, в чем же состоит его проблема. На завершающем этапе интервью консультант обобщает результаты взаимодействия с клиентом по поводу его проблемы. Специфическим видом консультативной деятельности является дистантное консультирование. Телефонное консультирование как основная его форма позволяет многим гражданам, не решающимся обратиться за помощью напрямую к специалисту-консультанту или не имеющим такой возможности, получать заочно советы и рекомендации по волнующим их социальным проблемам. В рамках социономического консультирования можно выделить такие виды: консультирование пожилых людей и инвалидов, семейное консультирование, консультирование по вопросам занятости населения, корректирующее консультирование специалистов (супервизорство) и др. Важнейшим направлением социономического консультирования является семейное консультирование. Оно охватывает такой спектр проблем, как взаимоотношения между супругами, между ними и их родителями, детьми и родителями. В последние годы в нашей стране создаются и начинают функционировать психолого-педагогические консультационные центры. Значительное количество лиц, обращающихся в них за помощью, — это родители, которых беспокоят проблемы воспитания и развития детей, конфликты во взаимоотношениях с ними. Новым направлением консультативной деятельности в России, которое активно используется за рубежом, является супервизорство. Супервизор — это консультант-психолог, оказывающий помощь специалистам социальной сфе ры (врачам, учителям и др.). взаимодействуя с ними. Поэтому супервизию можно рассматривать как пространство, в котором супервизируемый и супервизор совместными усилиями осуществляют построение новых способов решения социальных проблем. Таким образом, консультирование располагает большими возможностями позитивного воздействия на граждан, нуждающихся в социальной поддержке и испытывающих трудности в социальном общении. Все большее применение консультативная деятельность получает в различных сферах социальной работы, в формировании ее инновационных технологий.
Технологии
соц. прогнозирования и
Социальное прогнозирование — это специальное исследование о вероятных перспективах развития социального объекта. Причем объектом может быть и социальное явление, процесс, и социальный слой, и социальное состояние личности. Целью социального прогнозирования является подготовка научно обоснованных предложений о том, в каком направлении желательно развитие социального объекта. Если мы имеем дело с определенным социальным явлением, то целью научного прогноза будет не просто предвиденье его состояния в будущем, но и выработка мер, позволяющих в нужном направлении воздействовать на это явление. Следовательно, в ходе научного прогнозирования решаются две главные задачи: 1.определяется и мотивируется цель вероятного развития объекта; 2.определяются средства и способы достижения этой цели.
Классификация социального прогнозирования возможна и в зависимости от сфер прогнозного воздействия. В этом случае правомерно выделять такие его виды, как социально-экономическое, юридическое, социально-политическое, социально-культурологическое, социологическое и др. Учитывая, что объектами социологического прогнозирования являются и общество как социальный организм, и социальные группы, институты, и сам человек, то в его рамках можно выделить и социономический аспект прогнозирования.
Среди функций
социального прогнозирования
Технология проведения социального прогнозирования включает в себя семь основных этапов.
Предпрогнозная ориентация, т. е. определение объекта, цели, задач, времени проведения, методов и рабочих гипотез прогнозного исследования.
Определение прогнозного фона, образующегося из данных (новые документы и др.), влияющих на развитие объекта.
Построение базовой модели прогноза, означающей обобщенное видение объекта в системе его основных показателей, параметров и тенденций.
Поисковый прогноз, т. е. проекция базовой модели в будущее по наблюдаемой тенденции с учетом прогнозного фона и поиск возможных проблем, подлежащих решению.
Нормативный прогноз, т. е. проекция базовой модели в будущее в соответствии с предполагаемыми нормами и определение средств, необходимых для достижения нормативного состояния.
Оценка степени достоверности и ее уточнение через систему экспертного опроса, включая его многоразовую методику.
Выработка предложений, рекомендаций, позволяющих оптимизировать процесс развития объекта прогнозного исследования.
Дискуссионной остается проблема определения методов социального прогнозирования. Одни исследователи к основным группам относят экспертные методы, методы экстраполяции и моделирование. Ряд ученых подразделяют все многообразие методов социального прогнозирования на общенаучные, интернаучные и частнонаучные. Есть и другие варианты решения вопроса типологии методов социального прогнозирования.
Как нам представляется, вполне правомерно выделять общенаучную группу методов прогнозирования, состоящую из анализа, синтеза, экстраполяции, интерполяции, индукции, дедукции, аналогии, гипотезы, экспериментирования и др. Вероятно, можно объединить методы «мозговой атаки», «Дельфи» в группу инновационных, сориентированных на коллективное мнение, мнение большинства экспертов. Метод «Дельфи» отличает анонимность работы экспертов и письменный вид оценок. К частнонаучным методам социального прогнозирования обычно относят экспертные опросы, тестирование и др.
В практической социономии прогнозирование применяется для предвиденья ситуации на рынке труда, для перспективного осуществления личностного развития, для предотвращения кризисного и конфликтного состояния социального объекта, а также в сферах молодежной политики, социально-этнических отношений, в работе с инвалидами, пожилыми, беспризорными, сиротами и другими группами населения.
Формы и методы социальной терапии. В содержательном аспекте социальный работник, использующий терапевтические методы, опирается на достижения психологии, психиатрии, психотерапии. Этот междисциплинарный характер методов воздействия на клиентов обусловливает сложность технологии социальной терапии. Умение расположить к себе подопечного, доброжелательность искреннее сочувствие и сопереживание входят в число качеств, от которых, наряду с профессионализмом социального работника, зависит терапевтический успех.
Любой из методов терапевтического воздействия включает два компонента: интеллектуальный, связанный с информационным воздействием слова, и эмоциональный — выражение лица, тембр и интонации голоса, характер и особенности жестов социального работника. Он должен быть для клиента авторитетом, образцом поведения, экспертом и эмоционально близким человеком через «связь», возникающую в рамках терапевтического процесса. В целом методы социальной терапии основываются на двух формах работы — индивидуальной и групповой. Индивидуальная терапия применяется к тем клиентам, решение проблем которых требует конфиденциальности (изнасилование, семейные неурядицы и т.п.), кто не хочет участвовать в коллективной терапии или нуждается в решении таких проблем, как сексуальная жизнь, общественно неодобряемое или унижающее клиента поведение. В некоторых случаях также возможно приглашение родителей, членов семьи, родственников, установление связи с общественными организациями, с администрацией учреждения и т.д. Обычно после двух-трех сеансов индивидуального применения терапии клиент переводится на коллективную терапию, которая более действенна, что нередко отмечают сами подопечные. Групповая терапия во взаимодействии с индивидуальной обогащает и дополняет терапевтическое воздействие, позволяет клиенту взглянуть на себя глазами группы, скорректировать поведение.
Рассмотрим некоторые наиболее важные терапевтические общие и частные методы.
Трудовая терапия. Терапия самовоспитания: 1) самоизучение, самооценка; 2) переоценка собственной личности; 3) самоанализ, переоценка прошлого; 4)создание желаемого образа «Я». Методы поведенческой терапии в группе: важную роль здесь играют различные виды тренинговых занятий, такие как тренинг преодоления робости, тренинг активности, выражения собственного мнения, преодоления повышенной чувствительности к критике и оценкам окружающих. Дискуссионная терапия в дискуссии могут быть затронуты как актуальные проблемы, так и темы, связанные с биографическими данными клиентов. Социотерапия - воздействие на социальное окружение клиента с помощью государственных и общественных организаций.
Музыкотерапия. Арттерапия — лечение искусством. Цветотерапия. Психогимнастика — одна из форм психотерапии, при которой взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции участников группы, а также выработку умения выражать чувства, желания, — свои и другого человека.
Натурпсихотерапия лечение природой. Логотерапия, или разговорная психотерапия. Специалист беседует с клиентом, стремясь вербализировать для него его эмоциональное состояние. Библиотерапия. В процессе чтения книги клиент ведет записи, анализ которых помогает объективно оценить его состояние. Список книг психотерапевт подбирает в соответствии с проблемой клиента. Имаготерапия — использование в целях терапии игры образами Человек создает динамический образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации.
Экономическая политика государства, сущность и содержание
Экономическая политика - это проводимая государством последовательность действий, на основе учета исторически сложившейся ситуации, менталитета, потребностей населения, наличия ресурсов, придания желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемым в предпринимаемой государством системе мер, обеспечивающих достижение намечаемых целей.
Цель экономической политики - достижение максимально возможных параметров экономического роста для обеспечения подъема жизненного уровня населения и благоприятной среды обитания.
Высшими, «центральными» целями неизменно являются формирование наиболее благоприятных условий для: поддержания экономического развития (включая его социальные сферы) и общественной стабильности. К целям второго порядка относятся: создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции; стимулирование умеренного (в соответствии с имеющимися ресурсами) экономического роста; непрерывная модернизация производственного аппарата в соответствии с требованиями научно-технической революции; сглаживание экономического цикла; обеспечение социально приемлемого уровня занятости самодеятельного населения; предотвращение и нивелирование чрезмерных различий в доходах; поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке; поддержание внешнеэкономического равновесия; удовлетворительное состояние окружающей среды. Цели второго порядка периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости
Конечной целью государственной экономической политики является повышение жизненного уровня населения страны. Рост производства, повышение уровня занятости, стабилизация цен, внешнеэкономическое равновесие можно рассматривать как цели последующего порядка по отношению к цели повышения жизненного уровня населения, либо как направления, на которые стоит делать упор для достижения главной цели
Для реализации
целей своей экономической
Экономические основы деятельности орг-ций, учреждений и служб соц.обслуживания
Правовой основой, регламентирующей деятельность учреждений, предприятий социальных служб, является федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», вступивший в действие в декабре 1995 г.
Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
К основным видам социального обслуживания относятся: - материальная помощь (денежная и продуктово-товарная); — социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО; - предоставление временного приюта; - консультативная помощь по различным направлениям; - реабилитационные услуги и т.д.
Несмотря на кажущееся разнообразие учреждений социального обслуживания и различие названий, всех их можно условно подразделить на две группы: общепрофильные и специализированные.
К общепрофильным относятся учреждения,
открываемые для обслуживания жителей
определенного территориального формирования
или любой территориально-
Кроме того, к общепрофильным учреждениям можно отнести территориальные центры социальной помощи семье и детям, дома милосердия, комплексные центры социального обслуживания и др.
К специализированным относятся учреждения, обслуживающие определенные группы населения (пожилые люди, одинокие, инвалиды, мигранты и т.п.) или оказывающие специфические услуги правового, психолого-педагогического, медицинского характера. К ним относятся:- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; - центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; - социальные приюты для детей и подростков; - центры (отделения) социальной помощи на дому; - дома ночного пребывания и др.
Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"