Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:22, шпаргалка
Принципы и закономерности социальной работы.
Инновационные технологии социальной работы: сущность и содержание.
Аксиологические аспекты СР.Аксиология – ф-фское учение о природе ценностей.
Объекты и субъекты СР
СР наз-ся дея-сть,направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней,не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях жить.
Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в ТЖС; подростки, оказавшиеся в дурной компании, алкоголики, наркоманы, и многие другие. СРк обслуживает людей от детского до самого старшего возраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этической принадлежности. Клиентами могут быть отдельный человек, семья, группа, сообщество, организация. Каждый из этих десятков миллионов людей — уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией. Это требует от социального работника исключительного такта, проникновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего знания, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоотдачи.
Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняют субъекты социальной работы. К субъекту относятся все те люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Союз офицеров и др.
Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.
Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), а есть те, кто непосредственно оказывает социальную помощь. Их условно можно назвать практическими социальными работниками.
Образование как общественная ценность, социально-культурный феномен и педагогический процесс
Понятие образования
отождествляется с определением воспитания в широком
смысле слова и понимается как процесс
передачи накопленных поколениями знаний,
опыта и культурных ценностей. Соответственно,
образование является общественным явлением
и выполняет социокультурные функции:
является способом социализации личности
и преемственности поколений; средой общения
и приобщения к мировым ценностям, достижениям
науки и техники; ускоряет процесс развития
и становления человека как личности,
субъекта и индивидуальности; обеспечивает
формирование духовности в человеке и
его мировоззрения, ценностных ориентаций
и моральных принципов. Образование как
система представляет собой совокупность
учреждений разного типа и уровня (дошкольного,
школьного, дополнительного, среднего
специального, высшего и послевузовского
образования). Педагогический процесс
всегда образовательный, но не всякий
образовательный процесс есть процесс
педагогический. Под образовательным
процессом понимается совокупность учебно-воспитательного
и самообразовательного процессов, направленную
на решение задач образования, воспитания
и развития личности в соответствии с
государственным образовательным стандартом,
это процесс осуществления воспитания
в его широком смысле путем обеспечения
единства обучения и воспитания. Таким
образом, внутри образовательного процесса
можно выделить два компонента, каждый
из которых является процессом: обучение
и воспитание. Образование (воспитание
в широком смысле слова) как функция человеческого
общества – овладение совокупностью общественного
опыта. Обучение – овладение знаниями,
умениями, навыками, способами творческой
деятельности, мировоззренческими и нравственно-эстетическими
идеями. Воспитание в узком смысле слова
– формирование социальных, нравственных,
эстетических отношений, чувств, взглядов,
убеждений, привычек, поведения. Общность
процессов обучения и воспитания в реальном
образовательном процессе заключается
в том, что процесс обучения осуществляет
функцию воспитания, а процесс воспитания
невозможен без обучения воспитуемых.
Оба процесса влияют на сознание, поведение,
эмоции личности и ведут к ее развитию.
В содержании воспитания преобладают
нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение
влияет преимущественно на интеллект,
воспитание – на поведение, потребностно-мотивационную
сферу личности. Основными компонентами
структуры образовательного процесса
являются: целевой (определение целей
образования); содержательный (разработка
содержания образования);операционно-
Методика
организационно-
В переводе с греческого слово «метод» означает «путь к чему-либо». Методы управления — это способы, приемы практических действий, направленные на достижение целей, задач, основанные на анализе информации; выбранные из возможных вариантов.
В процессе управления социальной работой используются разнообразные методы
1. Организационно-
2. Экономические.
3. Социальные.
4. Социально-психологические.
5. Психологические.
Организационно-
— прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;
— установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия;
— разработка и
внедрение рекомендаций по организации
и совершенствованию тех или
иных процессов, подвергаемых организационно-
— контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.
Основной формой
реализации и применения организационно-
Организационные методы управления представляют собой способы, приемы, с помощью которых создаются разнообразные социальные системы (организации, учреждения), осуществляется воздействие на систему, ее части и элементы и обеспечивается определенный уровень (качество) их организованности.
В современной практике управления используются разнообразные оргметоды, которые можно объединить в определенные группы по преобладающему направлению их использования.
1. Оргметоды,
с помощью которых создается
та или иная система (
2. Оргметоды,
используемые в процессе
3. Оргметоды, применяемые для улучшения, совершенствования системы — методы органализа, реорганизации, организационного развития.
4. Оргметоды, направленные на дезорганизацию систем, их расформирование, ликвидацию — методы дезорганизации, расформирования.
5. Оргметоды, рассматриваемые по основным элементам процесса управления:
Методы сбора, обработки, хранения, выдачи и передачи информации различного содержания. Методы оценки целей, задач; методы фиксации целей, задач (официальные документы и документы личного пользования); Индивидуальные и коллективные методы подготовки и принятия решений (индивидуальный и коллективный «блокноты», мозговая атака, групповая дискуссия.) Методы подбора и расстановки кадров. Методы определения количества ресурсов. Методы определения необходимого времени, методы экономии времени. Методы контроля: получение периодической информации от подчиненных, нижестоящих руководителей; личные наблюдения; графические методы.
Таким образом, организационные методы управления представляют собой способы, приемы, с помощью которых создаются разнообразные социальные системы (организации, учреждения), осуществляется воздействие на систему, ее части и элементы и обеспечивается определенный уровень (качество) их организованности.
Исторические этапы становления СР в России
История социальной работы - целостный культурно- исторический процесс, имеющий определённые этапы своего самостоятельного развития. Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного языка, номинации процесса. Он связан с пандемическими процессами, с разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием глобальных эпидемий, различных социально- экономических войн конфликтов, массового голода.
Основными этапами помощи и взаимопомощи в России будут являться:
1. Архаический период. Родоплеменные формы помощи и взаимопомощи у славян до 10-го века
Присуща сакрализация процесса взаимопомощи- мифология, культ героя, милостыня, подаяние натуральными продуктами, общественное перезахоронение. Эти традиции выступали в качестве сохранения мирских отношений, единого общинного пространства. «Институт старцев» (появляется не сразу) , сложились понятия «тот свет» и «этот свет», «старость», «молодость».Заботу о стариках на себя брала община, если не могла взять семья. Помощь сиротам- мирская помощь, общинная. Появляется институт вдов. Совместное использование рабочего скота.
2. Период княжеской
и церковно-монастырской
Создаются условия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен. В качестве правящей социальной группы, «органов власти» во главе союзов ставились князь и княжая дружина. Данный период характеризуется возвышением княжеской власти, влияниям его дружины на общественную жизнь.
Развитие феодальных отношений, интересы единства страны потребовали реформирования языческих представлений Древней Руси, принятия общей религии. В 988 г. христианство в православном варианте признается официальной государственной религией. С принятием христианства появилась и особая организация — церковь. Именно с этого времени начинает формироваться христианская концепция помощи, в основе которой лежит философия деятельной любви к ближнему. Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава, содержащие нормы брачно-семейных отношений. Возникают и новые субъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастыри. Обозначились основные направления помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность, милостыня.
3. Период церковно-
Для этого времени характерны три формы поддержки и защиты нуждающихся; монастырская система помощи, государственная система защиты (она вырастает из традиций княжеского нищепитательства и нище-любия, как определенных форм княжьего права) и первые светские проявления благотворительности.
Массовые бедствия заставляют искать новые организационные формы поддержки, новые формы общественной самопомощи. С развитием структуры управления государства возникают ведомства, которые берут на себя функции «защиты и наряда», т. е. появляется то передаточное звено между «волей князя» и поступком, действием, которое направлено на помощь и поддержку нуждающимся. Можно сказать, что намечаются тенденции к образованию государственных реципрокных институтов. Их задача — поддерживать определенный вид связи.
4. Период государственного призрения со второй половины 17 в. до второй половины 19 в.
Оформляется административная система помощи нуждающимся, которая включала в себя определенные территориальные институты помощи и поддержки, государственные превентивные и защитные меры относительно различных слоев населения, усиление законодательной базы, регулирующей отношения между различными субъектами, группами и государством.
5. Период общественного и частного призрения с конца 19 в. до начала 20 в.
В первой четверти XX в. создается специальное ведомство — Министерство государственного призрения (оно объединяет и частную благотворительность и общественное призрение).
Создана гибкая,дифференцированная система гос-но-общ-го призрения. Попытки гос-ва охватить все слои населения. Призрение превратилось для общест-сти в добровольно-обязательное попечение под присмотром гос-ва. Набирает силу частная и общественная благотворительность. Ее представители занимаются различными видами помощи — от борьбы с детской смертностью, призрения нищих и больных алкоголизмом до поддержки деятелей науки, искусства и культуры.
6. Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г.
Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями.
Так, 19 ноября 1917 г. упразднены благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам, 1 декабря 1917 г. — Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии, 12 января 1918 г. — Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества. Организуются распределители для нищих, в зависимости от трудоспособности они направлялись в различные типы учреждений. Так, старики и увечные распределялись в убежища, дети — в детские дома, безработные — в отделы распределения рабочей силы, а «тунеядцы — в специальные трудовые коммуны».
Появл-ся институт гос.соц.обеспечения, врачебная помощь,выдача пособий и пенсий.Создание пенсионных фондов, система соц.страхования. Врачебно-трудовая экспертиза(ВТЭК)-научная парадигма гос.регулирования соц.поддержки нуждающимся.
7. Период социальной
работы с начала 90-х по настоящее
время. Осн.формы дея-сти: мате
Здоровье как социальная ценность. Факторы влияющие на здоровье.
В преамбуле
Устава Всемирной организации
Здоровье - инд-ая и соц. ценность высшего ранга; оно не м.б. заменено или вытеснено никакой другой ценностью или интересом без существенного ущерба для полноты сущ-я инд-да. На состояние (z) накладывают свой отпечаток многие факторы, обусловленные как биол-ми, так и соц-ми предпосылками. Более того, данные группы факторов взаимосвязаны и могут переходить друг в друга. Так, существенное снижение защитного потенциала многих граждан России, явившееся следствием соц-эк-их трудностей совр. периода, развитие алкоголизма, ослабление мех-мов самосохраняющего поведения приводит к заболеваниям и дефектам, многие из которых затем передаются потомству или влияют на ослабление биол-х кондиций след. поколения. Тж появ-ся новые факторы, влияющие на состояние здоровья нации. Так, уровень радиационного, хим-го, микроэлементного загрязнения окруж. среды вошел в число обстоятельств, серьезно воздействующих на заболеваемость как в целом по стране, так и по отд. терр-ям в особ-ти. Однако при этом основными факторами влияния на здоровье нации продолжают оставаться: ·условия труда, хар-р и ypoвень его оплаты; ·уровень соотн-я занятости и безр-цы, потенциальная и актуальная угроза утраты раб. места и с.статуса; ·профес. вредности, т.е. воздей-е вредных агентов, связанных с техн-ей и/или орг-ей данного вида дея-ти; ·уровень и кач-во питания; ·жилищные условия; ·особ-ти образа жизни; ·вредные привычки; ·состояние окруж. Среды. От чисто мед. факторов зависит только небольшая часть обстоят-в, положит-но или отриц-но воздей-щих на соц. или инд-ное здоровье, поэтому уровень заболеваемости или обратный ему соц. показатель — уровень общ-го здоровья, в значит. степени обусловлены тж соц. и психол. причинами. В наст. время показатели здоровья нас-я ухудшаются. Происходит рост заболеваемости практически по всем учитываемым категориям (рост инфек-х и паразитарных болезней; расст-ва питания, нарушения обмена вещ-в и ослабление иммунитета; болезни крови и кроветворных органов; злокачественные новообразования и т.д).
Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"