Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:22, шпаргалка
Принципы и закономерности социальной работы.
Инновационные технологии социальной работы: сущность и содержание.
Аксиологические аспекты СР.Аксиология – ф-фское учение о природе ценностей.
Основные направления оказания социально – медицинской помощи населению.
В современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Возникла необходимость создания новых механизмов, форм и методов медико-социальной помощи населению как новых социальных технологий, которые обеспечат гражданам комплексные социальные услуги.
Вследствие этого в 90-е годы в России стала развиваться медико-социальная работа как качественно новое направление социальной работы и вид профессиональной деятельности.
Медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегрированных мероприятий. Это сфера деятельности, виды, направления и организационные формы которой зависят как от политики государства в области охраны здоровья населения, так и от современной концепции здоровья и теорий социальной защиты населения.
Медико-социальная помощь представляет собой новый вид мультидисциплинированной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный не только на восстановление, но и на сохранения и укрепление здоровья различных групп населения
Цель медико-социальной работы как достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане.
Медико-социальную работу можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую.
Медико-социальная
работа, имеющая профилактическую направленность,
- это предупреждение социально зависимых
нарушений соматического, психического
и репродуктивного здоровья; формирование
установок на здоровый образ жизни; обеспечение
доступа к информации по вопросам здоровья;
участие в разработке целевых программ
медико-социальной помощи на различных
уровнях; социальное администрирование;
обеспечение социальной защиты прав граждан
в вопросах охраны здоровья
и др.
Медико-социальная работа, имеющая патогенетическую направленность, предусматривает организацию медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента; создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры; обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.
Важными направлениями мед-соц. работы являются: планирование семьи, охрана материнства и детства; психотерапия; наркология; онкология и др
Основные тенденции развития социальной работы за рубежом и в России.
Под парадигмой здесь понимаются системы, модели помощи и взаимопомощи, наличествующие в тот или иной исторический период в той или иной стране. Для парадигмы помощи характерно:• доктрина помощи;• организационные формы;• субъект — субъекты помощи в их культурно-исторической индивидуальности;• объект помощи.В западной модели помощи идеи альтруизма находят свое развитие в логике идей индивидуализма, где чувства мысли и желания отдельного человека выступают как высшая самоценность. Отсюда специфика рефлексии помощи, когда клиентом выступает как индивид и отдельная группа, которым отдается преимущество, так и сообщество и община, которые рассматриваются в логике субъектности.В основе философии помощи отечественной модели лежат идеи соборности. Альтруизм восходит к общинному коллективизму, к этической, нравственной идее народности, как идее истинности и справедливости. Отсюда не случайно наибольшее развитие получают общественные, общинные формы помощи не только в дореволюционной, но и в постреволюционной России.2. В основе мировоззренческой доктрины помощи и в отечественной и в западной моделях лежали принципы и идеи христианства.В западной модели процесс помощи рефлексируется как духовное преображение, которое «предполагало внутреннее изменение, обновление духа, что вело к «воскрешению» и «возрождению» и превращало грешника-нарушителя в достойного члена общины».В этих подходах виделся индивидуальный путь спасения отдельного человека. Причем характерно, что общественные отношения, общественные идеалы выступают в качестве нормы. А отсюда стремление к формированию социально необходимого поведения, которое воспитывается и рефлексируется в христианской парадигме мышления Запада.В западной модели помощи участие в судьбе человека принимали различные конфессии. Антагонизм вероисповеданий привнес в модель помощи эгалитарные тенденции личностной свободы.Философия помощи отечественной модели раскрывается в логике идей православия. Русская Православная Церковь в течение тысячелетия формировала национальное сознание, национальный духовный опыт.Философия призрения становится на многие столетия определяющим подходом в отечественной модели помощи. Призреть — значит приблизить, озаботиться нуждами ближнего своего. Отсюда другой модус рефлексии помощи. Им является не столько «общественный космос», сколько нравственный идеал, поднимающий русское сознание к иному горизонту нормы.3. Социальная работа как профессия в западной модели помощи возникает из добровольного общественного движения феминисток и либерально-демократической оппозиции. Аналогичная тенденция наблюдается и в России. Но если в западной модели развитие от добровольной помощи к профессиональной носило непрерывный характер, т.е. для западной модели характерен эволюционный путь развития, то в России развитие профессии носило дискретный, т. е- прерывистый характер. Даже ее современный, профессиональный этап характеризуется тем, что специалисты «рекрутируются» из других профессий и служб, и их становление как профессионалов осуществляется на основе собственного эмпирического опыта и имплицитных профессиональных представлений.4. Понятийное поле в западной модели помощи складывалось на основе медицинских, социологических, конфессиональных, юридических и психологических подходов. Психология явилась методологической базой развития знания социальной работы, а техника групповой и терапевтической работы легла в основу ее методики.Понятийное поле социальной помощи в России складывалось под воздействием иных факторов. Два направления — социальное обеспечение и социальная работа— в России предстают в единстве, включая в себя просвещение, образование, медицину, социальную политику. Оно выступало объединяющей формой» парадигмой, где нашли свое развитие все вышеназванные процессы. Этим и объясняется та разорванность «понятийного сознания», когда социальную работу идентифицируют с социальной педагогикой, социальным обеспечением, социальной медициной.5. Отечественная модель помощи развивалась в течение нескольких столетий в тесном контакте с западной моделью помощи. Экстраполяция идей, государственных законов, включенность отечественной науки и демократической общественности в процессы западной цивилизации своеобразным образом отразилось на процессах помощи. Многие идеи и законы, особенно в период Петровских реформ, были декларированы когда еще не было объективных условий для их реализации. Отсюда западная модель помощи выступала своеобразной «абсолютной идеей», видение и «осязание» которой позволяло намечать свои перспективы роста и развития. Эти тенденции присутствуют и в современной отечественной модели помощи.Зарубежная социальная работа как научная парадигма проходит ряд исторических трансформаций, причем каждая может быть охарактеризована своей системой понятий и представлений. Можно выделить следующие основные вехи становления ее теоретической парадигмы:• оформление первых представлений» когда ведущим понятием будет philos» т.е. дружественность, распространяемое не только на соседские отношения, но и на более широкий круг социальных связей;• становление представлений о милосердии к ближнему, концепция «милостыни», или милосердия, где основополагающим принципом будет являться «агапе» как деятельная любовь к ближнему;• оформление в западном обществе имплицитного концепта «прав человека», где вопросы бедности и пауперизма, нищенства являются его главными доминантами;• становление теорий социальной работы, которые помогают профессионалам интерпретировать нужды клиента, обусловленные социально-психологическими и социально-экономическими факторами.
Основные цели, задачи и функции соц. обслуживания.Социальное обслуживание населения в одних работах рассматривается как современная парадигма социальной работы, в других – как высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, в-третьих, как принципиально важный сектор социальной сферы.
Возможность осуществления социального обслуживания населения в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников и других специалистов в области социальной работы, социальной педагогики и практической психологии.
В федеральном законе «об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» в ст. 1 подчеркивается, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Социальное обслуживание основывается на принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность представления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всех видов социального обслуживания.
Российская система социального обслуживания находится на стадии становления. Важнейшим признаком становления системы является её динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений (стационарных, полустационарных и нестационарных).
Сегодня значительная часть центров социального обслуживания – это многопрофильные учреждения, способные представить престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские, социально-бытовые и торговые.
В ведении органов социальной защиты населения субъектов РФ действует свыше 1000 стационарных учреждений социальной помощи различных типов на 2568 мест, в том числе 406 домов-интернатов (пансионатов) для ветеранов войны и труда, 442 психоневрологических интерната, 30 специальных домов-интернатов и отделений для лиц с асоциальным поведением, отбывших наказание за совершенные ими преступления, 23 реабилитационных центра,151 детский дом-интернат для умственно отсталых детей, 7 детских домов с тяжелыми физическими недостатками.
Группы функций
системы социального обслуживан
1) сущностно-деятельностные функции (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальный патронаж);
2) нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).
Особенности социальной экологии. Общие принципы и способы защиты окружающей среды
Экология-наука об окружающем нас мире, предметом изучения которой является отношение живых существ к среде своего обитания, их взаимоотношения между собой и влияние среды на них. Соц экология — молодая наука, сформировалась на стыке естественных и гуманитарных наук (социология, культурология, философия, психология, история). Ее возникновению способствовали такие факторы, как обострение проблем перенаселения планеты, исчерпание природных ресурсов, загрязнение среды обитания человека отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, разрушение естественных ландшафтов в связи с антропогенной деятельностью человека. Соц работа — это профессиональная, научно обоснованная деятельность, направленная на профилактику и оказание самой различной помощи людям, пострадавшим от экологических взрывов, попавшим в чрезвычайные ситуации, катастрофу, в экстремальные условия, также изучение следующих проблем: психологические проблемы личности; человек и военные конфликты; экология нравственности; экология культуры; экология нации. Экологическая этика — область исследований, возникшая вследствие воздействия научно-технического прогресса на окружающую среду и имеющая предметом ценностные, этические проблемы взаимоотношений человека и природы. Экологическое воспитание — это формирование доброты по отношению ко всем субъектам природы. Эти разделы концентрируют наше внимание на взаимоотношения в системах: «Человек — природа», «Человек — человек», «Человек — государство». Социальная политика государства должна быть направлена на создание условий для поддержания экологического равновесия на территории страны, на снижение факторов экологического риска в неблагополучных в экологическом аспекте регионах, на оказание социальной, медицинской, психологической поддержки и помощи тому контингенту населения, который проживает в зонах «экологического бедствия». Для обеспечения надежной защиты охраны окружающей среды в антропогенных регионах, краях, областях, в крупных городах и населенных пунктах необходимо внедрять надежные безотходные или малоотходные технологии, которые должны функционировать так, чтобы не нарушать естественного хода процессов, протекающих в природе. Ресурсно-сберегающая технология — производство и реализация продукции с минимальным расходом вещества и энергии на всех этапах производственного цикла и с наименьшим воздействием на человека и природные системы.
Переработка твердых бытовых, производственных отходов, их возвращение в систему биологического кругооборота, т.е минимизация количества образующихся отходов; максимально возможное вовлечение отходов в хозяйственный оборот и их материально-энергетическая утилизация как техногенного сырья;
Мониторинг состояния природной среды как важное направление экологической безопасности.
Особенности управления в организациях, учреждениях и службах системы соц. работы.
В настоящее время очевидно, что управленческая деятельность по своей сути технологична, она имеет определенные стандарты, закономерности, которые должны знать все управленцы, независимо от сферы своей деятельности. Однако для управленца, работающего в социальной сфере, необходимы и специфические знания, так как в первую очередь он решает проблемы личности, способствует реализации ее жизненных интересов, потребностей. Управленческие кадры в области социальной работы должны обладать способностью решать социально-политические вопросы, вникать в содержательные, этические аспекты, повышать эффективность оказываемых услуг в соответствии с общественными ценностями и законами.
Управление в рамках отдельной организации представляет собой совокупность следующих процессов:
формулирование социальной политики и ранжирование ее в виде оперативных целей;
разработка программы и руководство ее реализацией;
организация финансирования и обеспечения материальными и кадровыми ресурсами;
руководство деятельностью по налаживанию взаимодействия между другими организациями (по вертикали и по горизонтали);
организация и контроль за работой кадров;
выполнение представительских функций и связь с общественностью;
просвещение, обучение и воспитание;
оценка и внедрение инноваций с целью повышения эффективности работы.
Теория социального управления использует общенаучные, конкретно-научные методы познания, специфические методы сбора, анализа и обобщения информации о взаимодействии интересов субъекта и объекта управления.
Эти методы включают специализированные способы анкетирования, интервьюирования, анализа статистических данных, получение экспертных оценок, исследование содержания управленческих функций, структур управления, управленческих групп и социальной обусловленности их действий.
Можно в связи с этим выделить два понятия управления: методологическое (содержательное) и процессуальное (технологическое). Первое из них показывает место управления в жизнедеятельности общества, его возможности (обусловленные естественно-историческими закономерностями, отношениями и механизмами управления) и характер общественных интересов. Второе понятие характеризуется технологически - в виде набора функций и процедур.
Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"