Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 12:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на 69 вопросов по дисциплине "Психология".
1. Предмет и объект социологии
2. Структура социологического знания
3. Функции социологии
4. Возникновение теоретической социологии как отдельной науки.
5. Огюст Конт - основоположник позитивной социологии.
6. Социологическая мысль в конце ХІХ − начала ХХ ст.
7. Основные концепции и направления западной социологии ХХ ст.
8. Развитие социологической мысли в Украине в ХІХ − начала ХХст.
9.Основные психологические школы в социологии.
10.Общество как социальная система, его характерные черты и особенности.
11. Типы обществ с позиции социологической науки.
12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине.
13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма.
14. Форма социального движения – революция.
15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества.
16. Теории культурно-исторических типов общества.
17. Понятие социальной структуры общества.
18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества.
19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры.
20. Теория социальной стратификации.
21. Социальная общность и социальная группа.
22. Социальные связи и социальное взаимодействие.
23. Основные социальные институты и их функции.
24. Понятие социальной организации.
25. Понятие личности в социологии. Черты личности.
26. Социальный статус личности.
27. Социальные черты личности.
28. Социализация личности и ее формы.
29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества.
30. Социальная активность личности, их формы.
31. Теория социальной мобильности. Маргинализм.
32. Социальная сущность брака.
33. Социальная сущность и функции семьи
34. Исторические типы семьи.
35. Основные типы современной семьи.
36. Кризис семьи как социального института.
37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения.
38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества.
39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака.
40. Понятие культуры, ее структура и содержание.
41. Основные элементы культуры.
42. Социальные функции культуры.
43. Формы культуры.
44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры.
45. Массовая культура, ее характерные черты.
46. Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции.
47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития.
48. Конфликт как социологическая категория.
49 Концепция социального конфликта.
50. Функции социальных конфликтов и их классификация.
51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов.
52. Девиантное поведение. Причины девиации по Э.Дюркгейму.
53. Виды и формы девиантного поведения.
54. Основные теории и концепции девиации.
55. Социальная сущность общественной мысли.
56. Функции общественной мысли и пути ее изучения.
57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции.
58. Политическая система общества и ее структура.
59. Государство как социальный институт. Типы и формы государства.
60. Бюрократия как социальное явление. Признака бюрократизма, его источника и основные направления борьбы с ним.
61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования.
62. Программа социологического исследования, ее структура.
63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях.
64. Основные методы сбора социологической информации.
65. Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов.
66. Метод наблюдения и его основные виды.
67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания.
68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды.
69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления.
Можно выделить следующие общие закономерности социальной мобильности:
1. в периоды серьезных изменений в обществе появляются группы с ускоренной моделью мобильности ("красные директора" в 30-е гг.). Фактор происхождения (место рождения, социальный статус семьи) играет меньшую роль;
2. общее направление межпоколенной мобильности молодежи - из группы работников физического труда в группу работников умственного труда;
3. чем выше социальный статус родителей, тем чаще профессия передается по наследству, и наоборот.
Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, промежуточности по отношению к какой-либо социальной общности: классовой, национальной или культурной.
Предметом анализа это явление стало на Западе. Маргинальностью стали обозначать социально-психологические последствия, возникающие при невозможности адаптации (приспособлении к новым условиям жизни, прежде всего условиям и требованиям городского образа жизни -урбанизации) мигрантов или иммигрантов: национальных меньшинств, безработных.
Человек уже не может жить в соответствии с сельскими, усвоенными в ходе первой социализации нормами поведения. Но он не готов жить и, в полной мере и по правилам городской культуры, видит лишь верхи городской культуры, либо ее негативные стороны. Так возникает маргинальная ситуация. Старые ценности, нормы как бы отвергаются, но нет соответствующего приобщения к новым условиям, к новой субкультуре.
Таким образом, потеря субъективной принадлежности к группе, социальной общности без последующего вхождения в другую группу ведет к потере субъективной самоидентификации - самоотождествления, появлению особого типа личности - маргинальной.
Маргинал, маргинальная личность это индивид:
А) утративший свой прежний социальный статус;
Б) лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности;
В) и кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страны, в рамках которой он формально существует;
Г) поведение его отличается крайностями
· он либо пассивен очень,
· либо очень агрессивен, способен на непредсказуемые поступки.
32. Социальная сущность брака
Брак как основа и ядро семьи – это санкционированная обществом (как правило, закрепленная законодательным актом или религиозным обрядом), социально и личностно целесообразная форма половых отношений.
Существуют следующие формы брака:
· эндогамия – брак внутри определенной группы (например, класса, сословия, племени);
· экзогамия – брак с партнером из-за пределов своей группы (чаще всего связан с запретом кровосмешения (инцеста) между более или менее близкими родственниками);
· моногамия – брак, в котором состоят один муж и одна жена (парный брак); полигамия, имеющая две разновидности: полигинию, когда один муж имеет двух или более жен, и полиандрию, когда одна жена имеет двух или более мужей;
· групповой брак – два или более мужа и две или более жены.
По данным статистики, и в прошлом, и в современности наиболее распространена полигиния (83 % современных обществ разрешают мужьям иметь две и более жены), хотя фактически подобных браков сравнительно немного. Как прежде, так и теперь позволить себе иметь несколько жен могут только состоятельные люди. К тому же, каждая новая жена увеличивает угрозу течению семейного процесса, усложняет характер социально-психических связей между супругами. Далеко не каждый мужчина готов к подобным проблемам. Как поется в известной песенке, "неплохо очень иметь три жены, но очень плохо с другой стороны".
Серьезной проблемой для людей, желающих вступить в брак, является выбор брачного партнера. Решается эта проблема по-разному. В большинстве традиционных обществ важнейшим критерием выбора является социально-статусное соответствие семей жениха и невесты. При этом личные симпатии молодых людей в расчет вообще не берутся. Выбор будущего мужа или жены делают либо родители, либо признанные специалисты в этой области – свахи. Для того чтобы свести к минимуму нежелательные психические последствия подобного брака, используются различные социальные технологии:
1) поддерживается соответствующая традиция;
2) браки заключаются еще в детском возрасте, и молодые люди воспитываются, заранее зная, что они предназначены друг для друга;
3) с определенного возраста (10-14 лет) юноши живут отдельно от девушек во избежание возникновения личных симпатий;
4) на молодых людей оказывается сильное психическое давление (угрозы, уговоры, лесть).
В современном демократическом обществе ценность личной свободы индивида распространилась и на сферу семейно-брачных отношений. Решение о вступлении в брак принимают сами молодые люди. При этом, по мнению социологов, на выбор брачного партнера влияют следующие факторы:
1) гомогамия – тенденция жениться на себе подобных (соответствующих по возрасту, национальности, культуре, религии, образованию и т.п.);
2) физическая привлекательность (гармоничная внешность свидетельствует, как правило, о физическом и душевном здоровье человека, а значит, сулит будущее благополучие и счастливый брак);
3) соответствие (по внешнему облику и физическим данным, так как выбор партнера, равного себе, повышает вероятность возникновения взаимности);
4) комплементарные потребности (фактор, прямо противоположный соответствию, и означающий притяжение двух людей, имеющих противоположные социально-психические качества, которые, по их мнению, дополняют друг друга).
Факторы, определяющие выбор брачного партнера, непосредственно влияют на развитие последующих семейно-брачных отношений и, в частности, на перспективу возникновения семейных конфликтов и развод. Давно отмечено, что в традиционных обществах семейная жизнь протекает с меньшими возмущениями, и разводы там чрезвычайно редки. Объясняется это тем, что выбор брачного партнера, сделанный третьей стороной (родителями, свахой) не позволяет супругам самим решать вопрос о продолжении или прекращении дальнейшей совместной жизни. Согласно традиции, они "навеки" отданы друг другу, и как бы друг к другу ни относились, разлучить их может только смерть. Другое дело – современное общество, в котором решение и о вступлении в брак, и о разводе принимают сами супруги. Здесь "факторов риска" намного больше и соответственно гораздо больше разводов.
Исследователи семейных конфликтов (являющихся причиной подавляющего большинства разводов) отмечают, что они возникают, как правило, вследствие
1) социокультурного несоответствия мужа и жены (разница в образовании, культурно-духовных интересах);
2) неурегулированности социально-ролевых отношений (распределение семейных обязанностей);
3) психической несовместимости (не сходятся характерами);
4) сексуальной дисгармонии (взаимная неудовлетворенность половыми отношениями).
Факторами, усугубляющими действие данных причин, могут быть: большая разница в возрасте супругов, в образовании, алкоголизм (наркозависимость) одного из супругов, легкомысленное отношение к браку, ранний возраст вступления в брак, неподготовленность к рождению первого ребенка (психическая, моральная, материальная), малый срок знакомства до брака, брак по принуждению и т.д. По мнению С.И.Голода, для достижения гармонии в браке супруги должны адаптироваться друг к другу на семи уровнях: духовном, психологическом, сексуальном, информационном, родственном, культурном и бытовом. При этом адаптация возможна лишь при наличии интимности – симпатии, расположенности и эротической привязанности между ними.
33. Социальная сущность и функции семьи
Семья − это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями.
Семья − один из элементов микросреды, в которой формируется личность человека. В семье действует сложная система взаимоотношений, где каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, поддерживает приемлемый уровень межличностных взаимодействий. Семья представляет собой динамическую микросистему, находящуюся в постоянном развитии. В ней, как в интимной первичной группе, предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу, уважение, преданность, симпатия и любовь, которые способствуют доверительности в отношениях.
Одним из важных и особенных социальных институтов является социальный институт семьи. Возникновение и функционирование социального института семьи, как и других социальных институтов, обусловлено потребностями общества. Как и другие социальные институты, семья может быть рассмотрена как система действий, отношений, статусов, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для существования общества.
Через социальный институт семьи наиболее полно выражается единство природного (биологического) в человеке и социального. Теснейшим образом с понятием семьи связано понятие брака, оба эти явления развивающиеся, динамичные, испытывающие прямое воздействие общества в целом и господствующих в нем социально-экономических отношений, а также культурных, религиозных, социально-психологических факторов.
В современном обществе преобладают нуклеарные (простые) семьи. Нижнюю границу периода возникновения семьи антропологи определяют на отметке 500 тыс. лет, и с этого периода семья как социальный институт постоянно развивалась, принимая множество видов и форм.
В своем развитии семья прошла следующие этапы:
· кровнородственная семья,
· групповая семья,
· парная семья,
· моногамная семья.
Для современного этапа развития общества характерны полигамные (полиандрии и полигинии) и моногамные семьи.
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции и структура.
Функции семьи. Семья во всех обществах развивается как институциональная структура, целью которой является решение определенных социальных задач. Какие же задачи решает семья? Каковы ее функции как основного социального института?
- воспитательная. Она состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, воспитании, самореализации в детях. Семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, а также взаимовлияние членов семьи друг на друга;
- хозяйственно-бытовая заключается в удовлетворении материальных потребностей и сохранении здоровья ее членов. В ходе выполнения этой функции обеспечивается восстановление затраченных в процессе труда сил;
- эмоциональная состоит в удовлетворении членами семьи потребностей в симпатии, уважении, поддержке, психологической защите. Семья способствует эмоциональной стабилизации ее членов, активно содействует сохранению их психического здоровья;
- духовного (культурного) общения заключается в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Способствует культурному, духовному и нравственному развитию личности;
- первичного социального контроля выражается в обеспечении выполнения социальных норм поведения всеми членами семьи, в особенности теми, кто в зависимости от ряда причин (возраст, наличие заболевания и т.п.) не способен выполнить их самостоятельно;
- сексуально-эротическая Состоит в удовлетворении сексуально-эротических потребностей супругов и обеспечении биологического воспроизводства.
С течением времени в семейном функционировании происходят изменения: одни функции утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями.
34. Исторические типы семьи
В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:
· групповой брак − брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);
· полигиния − один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам)
· полиандрия − один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);
· моногамия − один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов).
Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко.
Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии − патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Переход от старой, существовавшей в первобытном обществе, формы семьи к новой, появившейся в классовом обществе, совершался не прямо, а через промежуточные формы.
Первой формой отдельной семьи была большая семья, или домашняя (домовая) община. Еще одно ее название − патриархальная семья. Различаются два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья, состоящая из трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии; горизонтальная большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии.
Большая семья постепенно уступило место исторически новой форме - малой нуклеарной, элементарной семье, воплощавшей в себе начала частной собственности. Произошло это на пороге классового общества и развития товарного хозяйства. Таким образом, эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе существовали архаичные большие семьи с коллективной или групповой собственностью. На втором этапе они трансформировались в поздние большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью.
Неравенство мужа и жены, старших и младших в семье − это не исходная точка истории, а скорее ее довольно позднее приобретение. Согласно патриархальным порядкам, девушка должна беспрекословно повиноваться старшим родственникам, а замужняя женщина − купившей ее семье. Развод стал односторонней привилегией мужчин. Если женщина хотела вернуться в родительский дом, ее родственники должны были вернуть брачный выкуп. Даже после смерти мужа вдова продолжала принадлежать его семье. Сокращение имущественных и наследственных прав женщины привело к тому, что у многих народов ее собственность свелась к одному ее приданому. Ограничивались и ее права на детей: в случае развода они оставались с отцом.