Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 69 вопросов по дисциплине "Психология".

Содержание работы

1. Предмет и объект социологии

2. Структура социологического знания

3. Функции социологии

4. Возникновение теоретической социологии как отдельной науки.

5. Огюст Конт - основоположник позитивной социологии.

6. Социологическая мысль в конце ХІХ − начала ХХ ст.

7. Основные концепции и направления западной социологии ХХ ст.

8. Развитие социологической мысли в Украине в ХІХ − начала ХХст.

9.Основные психологические школы в социологии.

10.Общество как социальная система, его характерные черты и особенности.

11. Типы обществ с позиции социологической науки.

12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине.

13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма.

14. Форма социального движения – революция.

15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества.

16. Теории культурно-исторических типов общества.

17. Понятие социальной структуры общества.

18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества.

19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры.

20. Теория социальной стратификации.

21. Социальная общность и социальная группа.

22. Социальные связи и социальное взаимодействие.

23. Основные социальные институты и их функции.

24. Понятие социальной организации.

25. Понятие личности в социологии. Черты личности.

26. Социальный статус личности.

27. Социальные черты личности.

28. Социализация личности и ее формы.

29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества.

30. Социальная активность личности, их формы.

31. Теория социальной мобильности. Маргинализм.

32. Социальная сущность брака.

33. Социальная сущность и функции семьи

34. Исторические типы семьи.

35. Основные типы современной семьи.

36. Кризис семьи как социального института.

37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения.

38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества.

39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака.

40. Понятие культуры, ее структура и содержание.

41. Основные элементы культуры.

42. Социальные функции культуры.

43. Формы культуры.

44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры.

45. Массовая культура, ее характерные черты.

46. Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции.

47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития.

48. Конфликт как социологическая категория.

49 Концепция социального конфликта.

50. Функции социальных конфликтов и их классификация.

51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов.

52. Девиантное поведение. Причины девиации по Э.Дюркгейму.

53. Виды и формы девиантного поведения.

54. Основные теории и концепции девиации.

55. Социальная сущность общественной мысли.

56. Функции общественной мысли и пути ее изучения.

57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции.

58. Политическая система общества и ее структура.

59. Государство как социальный институт. Типы и формы государства.

60. Бюрократия как социальное явление. Признака бюрократизма, его источника и основные направления борьбы с ним.

61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования.

62. Программа социологического исследования, ее структура.

63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях.

64. Основные методы сбора социологической информации.

65. Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов.

66. Метод наблюдения и его основные виды.

67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания.

68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды.

69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления.

Файлы: 1 файл

Шпоры по социологии с интернета.doc

— 898.00 Кб (Скачать файл)

 

35. Основные типы современной семьи

 

Типология семьи:

 

1.   Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:

 

Ø традиционная семья (ее признаки: совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина – владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи – мужчина);

 

Ø нетрадиционная (эксплуататорская) семья (ее отличия от традиционной семьи: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному); работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда – эксплуататорский характер));

 

Ø эгалитарная семья (семья равных) (отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.)).

 

2.   Исторические типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности:

 

Ø патриархальная семья (основная функция – хозяйственно-экономическая: совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия);

 

Ø детоцентристская семья (важнейшая функция – воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе);

 

Ø супружеская семья (ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего.

 

3.   Типологии по различным основаниям:

 

Ø в зависимости от состава семьи:

 

- нуклеарная – родители и дети;

 

- расширенная – родители, дети и другие родственники;

 

- неполная – один из родителей отсутствует;

 

Ø по этапу жизненного цикла:

 

- молодая семья;

 

- семья с первенцем;

 

- семья с подростком;

 

- семья "покинутое гнездо" (когда дети вырастают и создают свои семьи);

 

Ø по социальному составу:

 

- семья рабочих;

 

- семья новых русских;

 

- студенческая семья и другие.

 

Ø По количеству родителей в семье выделяют − на полные и неполные (семья, где только один родитель) семьи.

 

Ø По количеству детей − на бездетные, однодетные, многодетные семьи.

 

Ø По типу поселения семьи делят − на городские и сельские.

 

Ø По стажу семейной жизни − молодожены, молодые семьи, семьи среднего супружеского возраста, семьи старшего супружеского возраста.

 

Семьи также типологизируют по национальному составу, числу работающих членов семьи, размеру жилой площади, числу иждивенцев и т.д.

 

Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или: неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребенка вне брака.

 

Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. говорить о бездетных, однодетных, многодетных или .малодетных семьях.

 

Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения. Российский исследователь В.С. Торохтий проводит типологию по следующим признакам:

 

· по детности: бездетная или инфертильная семья, однодетная, малодетная и многодетная;

 

· по составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (из нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;

 

· по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;

 

· по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;

 

· по семейному быту, укладу: семья - «отдушина», семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

 

· по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

 

· по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

 

· по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

 

· по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);

 

· по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом поведения (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с интеллектуальным типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д., семьи с промежуточным типом потребления;

 

· по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;

 

· по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;

 

· по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские, индивидуалистические;

 

· по характеру проведения досуга: открытые и закрытые;

 

· по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.

 

36. Кризис семьи как социального института

 

В каждой категории есть часть семей, правда незначительная, которая успешно преодолевает материальные трудности и дополнительной помощью в социальные службы не обращается.

 

Причины кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические − такие как потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда − являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей - трудные дети, трудные подростки, из числа рекрутируются юные правонарушители.

 

Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.

 

Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.

 

В общем виде кризис семьи проявляется в том, что она хуже реализует свои функции.

 

Социологи отмечают, что кризисные явления в семье, характерные для зарубежных обществ, к настоящему моменту стали характерны и для российских семей. Негативная тенденция и экономический кризис 90-х годов 20 века усилил негативные изменения этого социального института. И только комплексные меры по смягчению этих негативных тенденций помогут выйти российской семье из кризисного состояния и улучшат не только демографическую ситуацию, но и снизят дисфункциональные последствия для российского общества в целом.

 

Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

 

В начале 80-х гг. вмешательство государства в демографическую сферу посредством целенаправленной социальной политики взорвало ситуацию. Моментные индикаторы рождаемости существенно повысились, причем в различных поколениях женщин. По мере реализации мер социальной политики в 80-е гг. еще больше усилилась тенденция к омоложению этой модели, наблюдавшаяся до этого на протяжении десятилетий. Средний возраст вступления в первый брак у женщин достиг рекордно низких величин.

 

С такими характеристиками демографического поведения Украина ушла далеко в сторону от западных стран, где, наоборот, с конца 60-х годов гг. усиливалась тенденция к повышению возраста вступления в брак, увеличивались интервалы между рождениями, и соответственно возрастал вклад женщин средних и старших возрастов в общую рождаемость.

 

Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей - 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

 

Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня “брачности” и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается. С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. Идет процесс тотальной депопуляции населения. Катастрофически растут темпы сокращения населения.

 

Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми.

 

Произошел значительный рост малообеспеченных семей среди многодетных. При этом четко прослеживается и другая тенденция – снижение количества многодетных семей и рост семей с детьми-инвалидами и неполных.

 

37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения

 

Семья – это главная ценность. Кровная семья – это ценность в первую очередь. И проблемной, кризисной семье нужно помогать на ранней стадии, пока она еще не деградировала.

 

Современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Украинское общество, находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится. Основная цель современной семьи сегодня − выжить.

 

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменяются ее социальные функции. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга.

 

Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролями, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд как позитивных, так и негативных для общества последствий. С одной стороны, это способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличения уровня смертности.

 

Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.

 

Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.

 

Комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув, как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными: институтами; в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, присущий только семье.

 

Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы:

 

1. Социально-экономические проблемы: К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи.

 

2. Социально-бытовые проблемы: по смысловому содержанию сходны с социально - экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи ит.д.

 

3. Социально-психологические проблемы: Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ним относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

 

4. Проблемы стабильности современной семьи: Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально - психологическая характеристика.

 

5. Проблемы семейного воспитания: В данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания. указанные проблемы естественным образом связаны с социально - психологическими проблемами и проблемами стабильности семьи.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"