Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 69 вопросов по дисциплине "Психология".

Содержание работы

1. Предмет и объект социологии

2. Структура социологического знания

3. Функции социологии

4. Возникновение теоретической социологии как отдельной науки.

5. Огюст Конт - основоположник позитивной социологии.

6. Социологическая мысль в конце ХІХ − начала ХХ ст.

7. Основные концепции и направления западной социологии ХХ ст.

8. Развитие социологической мысли в Украине в ХІХ − начала ХХст.

9.Основные психологические школы в социологии.

10.Общество как социальная система, его характерные черты и особенности.

11. Типы обществ с позиции социологической науки.

12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине.

13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма.

14. Форма социального движения – революция.

15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества.

16. Теории культурно-исторических типов общества.

17. Понятие социальной структуры общества.

18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества.

19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры.

20. Теория социальной стратификации.

21. Социальная общность и социальная группа.

22. Социальные связи и социальное взаимодействие.

23. Основные социальные институты и их функции.

24. Понятие социальной организации.

25. Понятие личности в социологии. Черты личности.

26. Социальный статус личности.

27. Социальные черты личности.

28. Социализация личности и ее формы.

29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества.

30. Социальная активность личности, их формы.

31. Теория социальной мобильности. Маргинализм.

32. Социальная сущность брака.

33. Социальная сущность и функции семьи

34. Исторические типы семьи.

35. Основные типы современной семьи.

36. Кризис семьи как социального института.

37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения.

38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества.

39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака.

40. Понятие культуры, ее структура и содержание.

41. Основные элементы культуры.

42. Социальные функции культуры.

43. Формы культуры.

44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры.

45. Массовая культура, ее характерные черты.

46. Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции.

47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития.

48. Конфликт как социологическая категория.

49 Концепция социального конфликта.

50. Функции социальных конфликтов и их классификация.

51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов.

52. Девиантное поведение. Причины девиации по Э.Дюркгейму.

53. Виды и формы девиантного поведения.

54. Основные теории и концепции девиации.

55. Социальная сущность общественной мысли.

56. Функции общественной мысли и пути ее изучения.

57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции.

58. Политическая система общества и ее структура.

59. Государство как социальный институт. Типы и формы государства.

60. Бюрократия как социальное явление. Признака бюрократизма, его источника и основные направления борьбы с ним.

61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования.

62. Программа социологического исследования, ее структура.

63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях.

64. Основные методы сбора социологической информации.

65. Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов.

66. Метод наблюдения и его основные виды.

67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания.

68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды.

69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления.

Файлы: 1 файл

Шпоры по социологии с интернета.doc

— 898.00 Кб (Скачать файл)

 

3.нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

 

4.радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

 

5.субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);

 

6.субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др.

 

7.субкультура «золотой молодежи» - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

 

Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур:

 

1.Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

 

2.Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

 

3.Развлекательно-гедонистические – ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).

 

4.Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).

 

 

45. Массовая культура, ее характерные черты

 

Специфической чертой ХХ века было распространение, в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации, массовой культуры. В этом смысле массовой культуры в ХIХ веке и ранее не было − газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, − вот все, чем располагали город и деревня.

 

Ибо массовая культура − это семиотический образ реальности, а фундаментальная культура − это образ глубоко вторичный, "вторичная моделирующая система", нуждающаяся для своего осуществления в языке первого порядка. В этом смысле массовая культура ХХ века была полной противоположностью элитарной культуры в одном и ее копией в другом.

 

Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм. Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории (сравни с прагматическим, шоковым сбоем, возникающим при неадекватном восприятии текста массовой культуры утонченным аутическим мышлением - экстремальным опытом.

 

Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в ХХ веке не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное - что в тоталитарных обществах массовая культура практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.

 

Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Занимательность же задается жесткими структурными условиями текста. Сюжетная и стилистическая фактура продуктов массовой культуры может быть примитивной с точки зрения элитарной фундаментальной культуры, но она не должна быть плохо сделанной, а, наоборот в своей примитивности она должна быть совершенной - только в этом случае ей обеспечен читательский и, стало быть, коммерческий успех. Поток сознания, отстранение, интертекст, принципы прозы ХХ века не годятся для массовой культуры. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, - отчетливое членение на жанры. Это мы хорошо видим на примере массового кинематографа. Жанры четко разграничены, и их не так много. Главные из них - детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов. Каждый жанр является замкнутым в себе миром со своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать, особенно в кино, где производство сопряжено с наибольшим количеством финансовых вложений.

 

Пользуясь терминами семиотики, можно сказать, что жанры массовой культуры должны обладать жестким синтаксисом - внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл.

 

В ХХ веке массовая культура заменила фольклор, который тоже в синтаксическом плане построен чрезвычайно жестко. Наиболее ясно это показал в 1920-х годах В.Я. Пропп, проанализировавший волшебную сказку и показавший, что в ней всегда присутствует одна и та же синтаксическая структурная схема, которую можно формализовать и представить в логических символах.

 

Тексты массовой литературы и кинематографа построены так же. Зачем это нужно? Это необходимо для того, чтобы жанр мог быть опознан сразу; и ожидание не должно нарушаться. Зритель не должен быть разочарован. Комедия не должна портить детектив, а сюжет триллера должен быть захватывающим и опасным.

 

Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются. Повторяемость − это свойство мифа − в этом глубинное родство массовой культуры и элитарной культуры, которая в ХХ веке волей-неволей ориентируется на архетипы коллективного бессознательного. Актеры в сознании зрителя отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические мифологические боги. Кинозвезды ведь и есть боги современного массового сознания.

 

Установка на повторение породила феномен телесериала: временно "умирающая" телереальность возрождается на следующий вечер.

 

Разновидностью текстов массовой культуры являются культовые тексты. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе самих, а в окружающей реальности. Так, наиболее известные культовые тексты советского кино - "Чапаев", "Адъютант его превосходительства", "Семнадцать мгновений весны" - провоцировали в массовом сознании бесконечные цитаты и формировали анекдоты про Чапаева и Петьку, про Штирлица. То есть культовые тексты массовой культуры формируют вокруг себя особую интертекстовую реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты про Чапаева и Штирлица являются частью внутренней структуры самих этих текстов. Они являются частью структуры самой жизни, языковыми играми, элементами повседневной жизни языка.

 

Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре построена сложно и утонченно, так влиять на внетекстовую реальность не может. Случается правда, какой-либо модернистский или авангардистский прием в такой степени осваивается фундаментальной культурой, что становится штампом, тогда он может использоваться текстами массовой культуры. В качестве примера можно привести знаменитые советские кинематографические афиши, где на переднем плане изображалось огромное лицо главного героя фильма, а на заднем плане маленькие человечки кого-то убивали или просто мельтешили (в зависимости от жанра). Это изменение, искажение пропорций - штамп сюрреализма. Но массовым сознанием он воспринимается как реалистический, хотя все знают, что головы без тела не бывает, и что такое пространство, в сущности нелепо.

 

Постмодернизм - это беспечное и легкомысленное дитя конца XX века - впустил наконец массовую культуру и смешал ее с элитарной. Сначала это был компромисс, который назывался кич. Но потом и классические тексты постмодернистской культуры, такие, как роман Умберто Эко "Имя розы" или фильм Квентина Тарантино "Бульварное чтиво", стали активно использовать стратегию внутреннего строения массового искусства.

 

Массовая культура − это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством. Феномен массовой культуры существует, а телевидение является самым эффективным средством тиражирования и распространения этой культуры. Массовая культура воздействует на массовое сознание, связана со средствами массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулятивный характер. Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека.

 

 

46. Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции

 

Социология образования − раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политику в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и т. п.).

 

Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом и М. Вебером, исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений - как социальных систем.

 

Нормальное функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом политики любого государства.

 

Институт образования относительно самостоятелен и вместе с тем оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества. Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей и учащихся, студентов, в сравнении с народным хозяйством. XX век в первую очередь называют веком образования. Оно интегрирует вокруг себя другие общественные системы (экономику, науку, культуру, экологию), предопределяя не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого отдельного человека. По большом счету, в цивилизованном обществе, если исключить крайности протекционизма, судьба человека, его биография и карьера зависят от двух основных факторов - здоровья ч качества полученного образования.

 

Четко просматривается одна интереснейшая закономерность: Чем более развита страна, тем больше критики в адрес ее системы образования. В настоящее время о необходимости реформирования образования идет речь во всех продвинутых странах Проблемы национального образования становятся приоритетными в программах многих политических лидеров К примеру, Дж. Кеннеди, Д. Буш вошли в американскую историю как президенты, много сделавшие для национальной системы образования. Можно напомнить и о том, что самый первый Указ, подписанный Б. Н. Ельциным, назывался « Об образовании».

 

Образование как система − это уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Образование - это система проектирования будущего. В этой связи встает вопрос, какого будущего? Ответ может иметь два крайних варианта:

 

1 вариант - образ будущего общества жестко оценивается и задается его сегодняшними идеологами. Система образования в данном случае является институтом по формированию членов этого будущего общества.

 

2 вариант - будущее общество конструируется социальной практикой самодеятельного и свободного народа Система образования здесь имеет вариативный характер, предстает как система вариативного обучения, развивающего образования для жизни в неопределенном обществе, в котором надо отвечать и за себя, и за страну. Задача общества сводится к тому, чтобы последующие поколения были более образованными, чем предыдущие.

 

Установка на приоритет развивающей и вариативной школы естественна для открытого общества. Для общества, находящегося в условиях трансформации и стремящегося к открытости. Это требует политической воли и жесткой программы действий. Системе-1 образующей основой таких действий является модернизация образования с учетом стратегии реформ.

 

Функции образования

 

1. Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколению к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным профессиям).

 

2. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.

 

3. Социальная селекция − одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся:

 

4. Социальное и культурное изменения являются прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами:

 

Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов;

 

Во-вторых, институту образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности. Здесь, как и в любой формальной организации, существует возможность для профессиональной карьеры. Специализация преподавательской деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс с высокой степенью профессионализма и компетентности.

 

Третий момент, сближающий образование с формальной организацией сложного типа, заключается в стандартизации учебного процесса.

 

 

 

 

 

 

47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития

 

Социология науки − область социологии, исследующая взаимоотношение науки как социального института с социальной структурой, обусловленность познавательных форм, характерных для науки, социокультурными условиями, типы поведения ученых в различных социальных контекстах, виды научных сообществ, формы коммуникации в науке и т.п.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"