Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:44, курсовая работа
Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, то есть производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.
Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нормоконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.
В качестве объекта системных исследований рассматривается судебная власть РФ.
Введение 4
1. Формулировка проблемы, цели и задач исследования 5
2. Объект исследования как система
2.1. Цель, задачи и функции системы 7
2.2. Структура системы 13
2.3. Особенности окружающей среды 21
2.4. Определение места системы в системе классификаций 22
3. Общесистемные законы и принципы функционирования системы 23
4. Проблемы управления в исследуемой системе и пути их решения 24
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Под управляющим параметром в системе управления следует понимать такой ее параметр (элемент), посредством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами. Таким параметром (элементом) в социально управляемой системе является судья.
Судья Российской Федерации – это лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющий свои обязанности на профессиональной основе.
На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей: принятие общеобязательных решений, затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций, от них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц.
Судья должен обладать необходимой компетенцией, успешное выполнение им стратегической функции, как правило, упирается в следующие проблемы, имеющие явный психологический подтекст:
а) проблема принятия решений;
б) проблема ограниченности времени.
Следующим, четвертым требованием, предъявленным к системам управления, следует назвать наличие в ней контролирующего параметра, то есть такого элемента, который постоянно контролировал бы состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него (или на любой элемент системы) управляющего воздействия.
Итак, в данном случае может существовать проблема неэффективного контроля со стороны контролирующего органа.
Совокупность государственных служащих, занимаемыми должность судей называется судейским корпусом. Он охватывает всех судей, начиная от Председателей федеральных судов РФ до мировых судей. Круг этот очень широк и разнообразен. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом (ст. 2 ч. 1 закон «О статусе судей в РФ»).
Судья должен:
Судья не должен:
Наличие в системе организации эффективного функционирования, то есть необходимо следить за работой судей, а также суда в целом, за расходами, нововведениями, а также структурой суда.
Наличие в системе четкого разграничения функций в организационной структуре является необходимым требованием, так как каждый сотрудник суда должен знать свои обязанности, чтобы не было дублирования исполнения их.
Наличие прямых и обратных связей (пятое требование) в системе обеспечивается четкой регламентацией деятельности аппарата управления по приему и передаче информации при подготовке управленческих решений. Данное требование также имеет свою проблему, касающуюся приема и передачи своевременной и достоверной информации для эффективного функционирования судебной системы (судов) в целом.
Судебная система государства включает суды различных категорий:
Конституционный суд является судебным органом конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его решения являются окончательными, обжалованию не подлежат, являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного управления и самоуправления, предприятий, учреждений, должностных лиц, всех граждан.
Верховный суд – высший судебный орган по гражданским, административным, уголовным и иным делам.
Высший Арбитражный суд рассматривает хозяйственно-экономические споры, защищает законные интересы граждан, организаций, предприятий и других субъектов хозяйствования.
Работу судов обеспечивают аппараты судов.
В судах РФ вне зависимости от ветви судебной власти нет иерархии, нет соподчинения.
Теперь, построим дерево целей рисунок 1.
Рисунок 1. Дерево целей
Итак, с помощью увеличения заработной платы и увеличения финансирования судебной системы увеличится мотивация судей, тем самым улучшится качество правосудия. А также, с помощью повышения квалификации и увеличения практической подготовки повысится профессиональный уровень судей, тем самым улучшится качество правосудия.
Система управления судебной властью является сложной системой, так как состоит из взаимодействующих составляющих, то есть подсистем.
Система управления приобретает новые свойства, которые отсутствуют на подсистемном уровне и не могут быть сведены к свойствам подсистемного уровня, это также доказывает, что система управления судебной властью является сложной. На подсистемном уровне данной системы каждый суд определенной инстанции выполняет свои функции и подчиняется управляющему органу, то есть на каждом уровне своя цель.
Теперь, сформулируем содержание свойства интегративности (эмерджентности) системы: у данной системы могут внезапно появиться новые свойства, как результат объединение частей в целое (появление нового суда в судебной системе, который занимается определенно другой деятельность в отличии от остальных судов, приведет к тому, что свойства всей судебной системы изменятся, так как судебная система в целом будет функционировать включая и деятельность нового суда).
2.2 Структура системы
Границами объекта исследования является судебная система власти в целом.
В качестве объекта системных исследований рассматривается система управления судебной властью (судами).
Делегирование конституционного полномочия определить структуру судебной власти специальному федеральному конституционному закону представляет собой особенность законодательного регулирования устройства судебной системы в Российской Федерации. Учитывая особый порядок принятия федеральных конституционных законов, законодатель стремится таким образом укрепить стабильность созданной в Российской Федерации судебной системы.
Основополагающее значение для характеристики судебной системы Российской Федерации имеет содержание и последовательность изложения ст. 125-127 Конституции, определяющих компетенцию и место, занимаемое в судебной системе каждым из высших судебных органов Российской федерации: Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ. Этот порядок размещения правового регулирования судебных органов имеет значение для определения структуры судебной системы в целом.
В судебной системе Российской
Федерации различается
Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие суды. Этими терминами обозначаются их различия в компетенции и общий характер инстанционных связей, регулируемых процессуальным законодательством. Различия в компетенции групп судов, сложность организационных и процессуальных взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных задач, наличия общности основных принципов организации и деятельности всех судов. Обеспечению этой общности служит закрепление Законом о судебной системе положений о единстве судебной системы Российской Федерации. Единство построения судебной системы заключается в закреплении в федеральном конституционном законодательстве главных условий образования и функционирования судебной системы.
Теперь, рассмотрим структуру судебной власти РФ по рисунку 2.
|
Рисунок 2. Структура судебной системы
Конституционные суды. Конституционный Суд России и конституционные суды в республиках, а также уставные суды в краях и областях составляют первую ветвь судебной власти. Их основная задача состоит в проверке на соответствие Конституции РФ актов органов государственной власти.
Состав Конституционного Суда. Деятельность Конституционного Суда РФ регулируется ст. 125 Конституции и Законом о Конституционном Суде (1994 год). Конституционный Суд состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента России. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Полномочия же конкретного судьи такое ограничение имеют: он не может занимать должность более 12 лет. Ограничен и предельный возраст для пребывания в должности судьи — 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.
Структура Конституционного Суда. В его составе выделяются две палаты, включающие соответственно десять и девять судей. Персональный состав определяется путем жеребьевки, проводимой в соответствии с Регламентом Конституционного Суда. Состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Полномочия председательствующего на заседаниях палаты выполняются судьями палаты по очереди. Судом проводятся пленарные заседания, на которых рассматриваются наиболее важные вопросы.
Возглавляет Конституционный Суд Председатель, который руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их, председательствует на них; представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами, общественными объединениями, осуществляет общее руководство аппаратом Суда и др. Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения.
Заместитель Председателя Конституционного Суда выполняет по уполномочию Председателя отдельные его функции, а также выполняет другие обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.
Институты мировых судей пока созданы не во всех субъектах Федерации.
Судья-секретарь осуществляет непосредственное руководство работой аппарата, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Суда, доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом; организует информационное обеспечение судей и др.
Избираются указанные должностные лица сроком на три года на пленарном заседании Конституционного Суда тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей.
Конституционный Суд в своей деятельности руководствуется следующими принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Компетенция Конституционного Суда весьма широка. Ею суд наделяется для защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России.
Конституционный Суд решает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, краев и областей, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению федеральных органов и органов власти субъектов Федерации;
в) договоров между органами государственной власти России и органами власти субъектов Федерации, договоров между органами власти субъектов Федерации;
г) не вступивших в силу
международных договоров
Разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами власти
Федерации и субъектов
в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
Проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов, а также дает толкование Конституции РФ, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента России в государственной измене или совершении тяжкого преступления и выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Внутренняя деятельность Конституционного Суда регулируется его Регламентом. Решения Конституционного Суда обязательны для всех и обжалованию не подлежат.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Информация о работе Система государственного управления: судебная власть