Система государственного управления: судебная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, то есть производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.
Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нормоконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.
В качестве объекта системных исследований рассматривается судебная власть РФ.

Содержание работы

Введение 4
1. Формулировка проблемы, цели и задач исследования 5
2. Объект исследования как система
2.1. Цель, задачи и функции системы 7
2.2. Структура системы 13
2.3. Особенности окружающей среды 21
2.4. Определение места системы в системе классификаций 22
3. Общесистемные законы и принципы функционирования системы 23
4. Проблемы управления в исследуемой системе и пути их решения 24
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

ИСЭПП КР.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

 Верховный Суд Российской  Федерации в пределах своей  компетенции рассматривает дела  в качестве суда первой, апелляционной,  кассационной, надзорной инстанций  и по новым или вновь открывшимся  обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации принадлежит право  законодательной инициативы по вопросам его ведения.

 Верховный Суд Российской  Федерации:

  • изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации;
  • разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;
  • публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. 

 Верховный Суд Российской  Федерации действует в следующем  составе:

1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;

2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;

3) Апелляционная коллегия  Верховного Суда Российской Федерации (с 1 января 2012 года);

4) Судебная коллегия  по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

5) Судебная коллегия  по гражданским делам Верховного  Суда Российской Федерации;

6) Судебная коллегия  по уголовным делам Верховного  Суда Российской Федерации;

7) Военная коллегия  Верховного Суда Российской Федерации.

В Верховном Суде Российской Федерации действуют общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением о них, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации. 

 При Верховном Суде  Российской Федерации в качестве  совещательного органа образуется Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

 Организация и порядок  деятельности Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации определяются положением о нем, утверждаемым Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации имеет  официальный отличительный символ, указывающий на принадлежность к системе арбитражных судов Российской Федерации, геральдический знак - эмблему Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации действует  в составе:

  • Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Главным в деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В состав Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  входят Председатель и его заместители, а также судьи. В заседаниях Пленума  могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной властей, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент арбитражных судов.

Судебные коллегии Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.

На Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации закон возлагает организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, финансирование арбитражных судов.

При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

Присяжные заседатели - Граждане РФ, внесенные в установленные  списки присяжных заседателей и  призванные в установленном порядке  к участию в осуществлении правосудия путем рассмотрения уголовных дел.

Деятельность присяжных  заседателей регламентируется ФЗ «О присяжных заседателях федеральных  судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Арбитражные заседатели - Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществления правосудия в системе арбитражных судов РФ.

Деятельность арбитражных  заседателей регламентируется ФЗ «  Об арбитражных заседателях арбитражных  судов субъектов Российской Федерации»

В соответствии со статьей 4  ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и статьей 3 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», кандидаты, как в присяжные, так и в арбитражные заседатели заносятся в специальные списки. Списки присяжных заседателей формируют высшие исполнительные органы субъектов РФ раз в 4 года. Списки арбитражных заседателей формируют Арбитражные суды субъектов РФ, из кандидатур, предложенных профессиональными объединениями предпринимателей.

ФЗ «О присяжных заседателях  федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» в соответствии со статьей 3, устанавливает следующие  требования к присяжным заседателям: присяжным заседателем может быть гражданин РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, старше 25 лет, не имеющие судимость, обладающие дееспособностью и т.д.

ФЗ «Об арбитражных  заседателях арбитражных судов  субъектов Российской Федерации» в  соответствии со статьей 2, устанавливает следующие требования к арбитражным заседателям: арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25-летнего возраста; имеющие безупречную репутацию, высшие образование и опыт работы в установленных сферах; не имеющие судимость; не совершившие поступок, умоляющий авторитет судебной власти.

2.3. Особенности окружающей  среды

Система управления судебной властью является открытой системой, так как открытой системой признается та, у которой хотя бы один элемент  имеет связь с внешней средой (например, разрешения гражданских споров непосредственно связана с гражданами).

Внешняя среда предприятия  состоит из двух частей:

  1. макросреда (отдаленное окружение);
  2. микросреда (отраслевое или ближнее окружение).

Макросреда включает такие факторы как:

    • Правительство, которое в свою очередь оказывает влияние на деятельность судебной власти с помощью законов, постановлений и т.д. Отметим, что Правительство влияет на судебную власть в большей степени с положительной стороны, с каждым годом делая эффективнее судебную деятельность.
    • Социально-демографическая среда – фактор, который влияет на судебную систему с помощью таких элементов как: уровень образования, количество специалистов в области. От данного фактора зависит уровень образования специалистов работающих в судах.
    • Экономика, является также немаловажным фактором, от ее состояния зависит уровень преступности в том или ином регионе.
    • Научно-технический фактор, как и все вышеперечисленные является   значительным фактором, так как новые технологии просто необходимы для любого уровня суда, так как судебная система владеющая новыми технологиями будет функционировать более эффективнее.

К микросреде относятся: предприятия, организации, индивидуальные предприниматели, граждане. С помощью  данных факторов происходит функционирование всей судебной системы, так как ее цель охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений.

 

2.4. Определение места  системы в системе классификаций

Определим принадлежность системы управления организацией к какому-либо классу в различных системах классификации:

1) по субстанциональному  признаку данная система является искусственной, так как это материальная система, созданная человеком (в лице государства) с определенной целью (охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений);

2) по целевому назначению данная система является социальной, так как она связанна с жизнью и отношениями людей в обществе и организационной, так как предназначена для выполнения той или иной организационной функции и содержащая в своей структуре людей (агентов) как активных элементов.

3) по виду динамических свойств система является адаптивной, то есть (самоприспосабливающиеся) системы, обладающие свойством приспосабливаться к изменившимся характеристикам окружающей среды путем изменения параметров;

4) по виду выполняемых функций система является многофункциональной;

5) по виду структур система является иерархической.

 

3. Общесистемные  принципы функционирования системы

 

Обязательным является применение системных принципов: адекватности, согласованности, совместимости, управляемости, наблюдаемости.

Итак, принцип адекватности выполняется и проявляется в  том, что управляющая и управляемая  подсистема для достижения общей  цели соответствуют друг другу, то есть принятое управленческое решение управляющей подсистемы соответствует возможностям выполнения данного решения управляемой подсистемой.

Принцип согласованности  заключается в том, что элементы, то есть суды или их  функции согласованы между собой, то есть существует взаимосвязь.

Принцип совместимости  заключается в том, что деятельность всех элементов данной системы направлена на достижения общей цели.

Принцип управляемости  заключается в том, что подсистемы управляемы, то есть в каждом отделе существует тот, которому подчиняется весь отдел (Председатель – главный судья).

Принцип наблюдаемости  – данный принцип не выполняется  в достаточной мере, то есть низкий уровень контроля в данной структуре, из-за чего и возникает проблема коррупции.

Таким образом, необходимо ужесточить ответственность судей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Проблемы  управления в исследуемой системе  и пути их решения

Необходимо, решение проблем по обеспечению доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов, а также проблем создания условий для осуществления правосудия.

Граждане и хозяйствующие  субъекты испытывают затруднения при  получении информации в сфере правосудия при доступе в залы судебных заседаний. Результатом являются многочисленные обращения граждан в Европейский Суд по правам человека. Так, по решениям Европейского Суда по правам человека Российская Федерация выплатила истцам в 2002 году 11000 евро, в 2003 году - 10000 евро, в 2004 году - 566072 евро, в 2005 году - 614733 евро, 5540 английских фунтов, 140546 рублей 25 копеек.

Информация о работе Система государственного управления: судебная власть