Система открытого образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:26, лекция

Описание работы

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

DO_ak_sociolog1.doc

— 865.50 Кб (Скачать файл)

Развитие социологии на Беларуси. Современная  
белорусская социология

В дальнейшем история советской  социологии становится зеркальным отражением изменений внутриполитической ситуации в СССР. К середине 30-х годов социологические исследования идут на спад, социология попадает в категорию наук, полностью исключенных из официальной научной среды. Только в начале 60-х годов, в период «оттепели», социологию реабилитируют. Временный спад в развитии социологии наблюдался в первой половине 80-х годов, в период «застоя». И только со второй половины 80-х годов, т.е. с началом «перестройки», социология получила новый импульс развития.

В XX столетии окончательно оформилась и самоутвердилась  социологическая наука. Кризис существующей философии, концепций цивилизационного прогресса, расшатанность всех обычных норм и жизненных устоев выявили полный тупик наличных общественных учений. Все старые – или, вернее, недавние прежние – устои и формы бытия гибнут, жизнь беспощадно отметает их, изобличая если не их ложность, то их относительность; и отныне нельзя уже построить своей жизни на отношении к ним.

Разрушение  прежних ценностей, стесненность судеб  многих поколений, переоценка истории, хаос, трагический поиск выхода, который позволил бы нейтрализовать выплеснувшиеся потоки всеразрушающего нигилизма, – все это востребовало новую науку об общественном прогрессе.

Смысл всех этих драматических блужданий –  не только опровержение кумиров старого гуманизма, но и вызревание в глубинах человеческого духа способности по-новому воспринять доступные нам откровения вечной и истинной жизни.

В конце XIX столетия шли жаркие споры о предмете, границах, методах, теоретической и практической ценности новой науки, не успевшей отмежеваться, как следует, с одной стороны, от биологии, а с другой – от психологии, и продолжавшей нескончаемые дискуссии с философами. Традиционно считается, что на формирование социальной, а затем и социологической мысли в Беларуси в XIX в. большое влияние оказали представители русской социологической мысли в процессе противоборства славянофильства и русофильства (Н.Я.Данилевский, М.Н.Катков, К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев) с западничеством (П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен), а также французские просветители – Монтескье, Вольтер, Дидро, английские экономисты – Смит, Рикардо и немецкий романтик Шеллинг.

Н.Я.Данилевский, к примеру, считал, что в России произойдет взлет культуры после  падения ее на Западе. К.П.Победоносцев решительно выступал против «разрушительных сил западной культуры», считая, что только национальные традиции под руководством церкви могут принести русскому обществу гармоническое единство.

Западничество, приспосабливаясь к настроениям  российского общества, постепенно трансформировалось в направлении от общего теоретизирования (30-е гг. – П.Я.Чаадаев) к гуманистическим концепциям (40-е гг. – В.Г.Белинский) и далее – к народничеству  
(60-е гг. – А.И.Герцен).

Известно, что социологическая мысль в  России развивалась как часть  европейской науки. Выдающиеся представители русской социологии (М.М.Ковалевский, Л.И.Мечников, Н.К.Михайловский и др.) оказали существенное влияние на становление самостоятельной науки об обществе в Беларуси. При этом активно использовались наработки западных социологов – О.Конта, Г.Спенсера, М.Вебера и др.

К началу XX столетия Европа покрылась  сетью социологических обществ, в которых, может быть, нигилисты и играли решающую роль. В Сорбонне была открыта кафедра социологии, ее возглавил хорошо известный автор книги «О разделении общественного труда» (Париж, 1893 г.) Эмиль Дюркгейм. Международный социологический институт собирался каждые три года, социологическое общество в Париже заседало ежемесячно. Преподавание социологии было введено в ведущих вузах США и Европы, изданы первые учебники по социологии, появились периодические научные социологические публикации. Россия не торопилась за новациями, тем более, что их влияние на общественную жизнь в те годы совершенно не просматривалось. М.М.Ковалевский констатировал: «У нас (в царской России) существует всего-навсего одна кафедра на всю империю в 160 миллионов жителей, и то в частном университете, в Психоневрологическом институте, получившем свой устав непосредственно от монарха, минуя Министерство народного просвещения»2.

Однако российская социология XIX –  начала XX в. по своим методологическим установкам и теоретическим достижениям не уступала зарубежной. Преобладающей ориентацией был субъективизм. П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский. Н.И.Кареев считали себя эмпириками и позитивистами, что не мешало им активно развивать этические проблемы социологии.

Популярность в обществе гуманистических  идеалов при озабоченности исторической перспективой страны содействовала внедрению марксистских идей. В начале XX в. субъективизм в социологии идет на спад.

Параллельно с теоретической социологией  в дореволюционной России развивались социальные и статистические обследования, проводившиеся земствами. Земская статистика изучала имущественное положение и хозяйственную деятельность крестьян и фабрично-заводских рабочих, социальную структуру населения, жилищные условия, образование, санитарную культуру. К началу XX в. систематические обследования велись в семнадцати губерниях Российской империи. В некоторых регионах проводились сплошные переписи крестьянских хозяйств.

Таким образом, к революции 1917 г. в  Российской империи начали складываться первые социологические учреждения. Перспективная социальная программа разрабатывалась в Психоневрологическом институте в Петербурге. Основой программы стала идея В.М.Бехтерева о научном управлении поведением на основе рефлексологии (термин, эквивалентный «бихевиоризму»). В институте существовала кафедра социологии во главе с М.М.Ковалевским и  
Е.В. де Роберти, которые опубликовали несколько сборников статей «Новые идеи в социологии».

После революции 1917 г. наряду с марксистским учением еще какое-то время активно  развивалась социологическая мысль  русских либералов. Вышли книги  К.М.Тахтарева, В.М.Хвостова, В.М.Бехтерева, П.А.Сорокина, С.Л.Франка. «Русское социологическое общество имени М.М.Ковалевского», созданное в 1916 г. собиралось эпизодически, но работал «Социологический институт», где читали лекции самые известные социологи.

С начала 20-х годов стала создаваться  система идеологических и научно-теоретических институтов новой власти. С этого времени о немарксистской социологии в советской стране говорить не приходится. Созданная при Наркомате просвещения «комиссия Ротштейна» на протяжении 20-х годов активно вытесняла «буржуазную профессуру» из высших учебных заведений. Часть интеллектуалов была выслана за границу, иные репрессированы или запуганы и адаптировались к новой власти.

В 20-е годы начался процесс институциализации  социологии. Была введена научная  степень по социологии, созданы кафедры  социологии в Петроградском и Ярославском университетах. Возобновило свою деятельность «Российское социологическое общество имени М.М.Ковалевского», председателем которого стал Н.И.Кареев. В 1919 г. был учрежден Социобиблиографический институт, директор которого (К.М.Тахтарев) поставил вопрос о переименовании его в Российский социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете был образован первый в стране факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе которого стоял П.А.Сорокин. В эти же годы издавалась обширная социологическая литература, выявляющая соотношение русской социологической мысли и марксистской социологии, шло формирование марксистской социологии. Под влиянием Н.И.Бухарина наметилась тенденция к отождествлению социологии и исторического материализма. Значительная часть новых философов объявила социологию составной частью философии - диалектического материализма. Сложилось и так называемое «антисоциологическое» направление, отрицавшее не только право социологии на самостоятельное существование, но и сам термин «социология».

Наряду с развитием теории серьезные  шаги были сделаны в проведении конкретных социологических исследований. Это, в первую очередь, исследования С.Г.Струмилина, связанные с изучением внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность общественного труда, В.И.Тодорского – по проблемам социальных изменений, Е.О.Кабо – по изучению домашнего быта рабочего класса, А.И.Колодной – по проблемам молодежи и др.

В 20-30-х гг. были проведены переписи населения (1920 и  
1926 гг.), которые дали интересную социальную статистику по проблемам классовой структуры страны, образования, культуры, науки и т.д. Журнал «Статистика труда» и другие издания по экономической и социальной статистике печатали большой фактический материал об изменениях в социальной структуре общества, о социальной структуре рабочего класса и крестьянства. Велись научные социально-экономические и социально-этнографические исследования. Все это придавало высокий авторитет социологической науке.

Перечисленные выше особенности развития социологической мысли в России были во многом характерны и для Беларуси, которая до революции 1917 г. была составной частью унитарного государст- 
ва – Российской империи. В послереволюционный период в развитии социологической науки в Беларуси четко просматриваются три этапа. Первый этап охватывает период с начала 20-х до середины 30-х годов.

Первые институционализированные формы социологии возникли в Беларуси при создании Белорусского государственного университета (1921г.), когда была открыта кафедра социологии и первобытной культуры. Уже в 1923 г. был опубликован первый в республике курс по социологии3. Для студентов читались лекции по общей социологии, проблемам экономики и труда, государства и права, истории культуры, семьи и брака. В годы становления новой науки заметными были работы профессора В.И.Пичеты (первого ректора университета), В.Н.Ивановского, С.З.Каценбогена.

В январе 1922 г. был создан Институт белорусской культуры, впоследствии преобразованный в Белорусскую академию наук  
(1929 г.). В этом институте социологические исследования приобрели значительно большую масштабность, системность и теоретическую глубину. Стараниями Е.Ф.Карского, С.М.Некрашевича, В.М.Игнатов- 
ского (первый президент Белорусской академии наук), М.В.Довнар-Запольского и др. проводились исследования социально-экономических и социокультурных проблем развития белорусской науки, динамики социальной структуры Беларуси, социологии села, семьи, религии, образования и воспитания, молодежи.

В 1930 г. специальная экспедиция БАН обследовала 50 колхозов. В ее выводах отмечалось, что ростки нового в быту крестьянина объясняются коренным переворотом в системе сельского производства, отсюда берут свое начало внедрение новых обычаев и празднование революционных праздников, повышение грамотности и культуры сельского населения.

К середине 30-х годов в республике сложилось два ведущих центра социологических исследований –  в Инбелкульте (затем в Академии наук) и в Белгосуниверситете. Очевидно, что прикладная социология 20-30-х гг. еще не была собственно наукой. Часто интересный и обширный фактический материал, подтвержденный эмпирическими исследованиями, терял свою значимость из-за отсутствия глубоких теоретических выводов. Многие труды носили исключительно описательный характер. Кроме того, невысок был уровень математической обработки полученной информации. Чтобы привести материал в систему, требовались годы, наличие специалистов, большие средства, а результаты по прошествии времени теряли свою актуальность.

Социология в тот период либо переплеталась с работами исторического, этнографического или демографического характера, либо тяготела к работам общего социально-философского плана, что в принципе подчеркивало сложность становления новой дисциплины, недостаточную разработанность ее научного аппарата, незавершенность процесса размежевания с другими гуманитарными дисциплинами. Вместе с тем, за полтора десятилетия был получен ценнейший опыт эмпирических социологических исследований, их теоретического осмысления, подготовлены национальные кадры социологов-профессионалов.

Однако  укрепление и развитие авторитарного  режима и административно-приказной системы управления всеми сферами жизни общества губительным образом сказалось на общественных науках в целом и на социологии в том числе. И.В.Сталин в разделе «О диалектическом и историческом материализме» своего краткого курса «Истории Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)» (1938), «возвратил» целую область социального знания – исторический материализм – в лоно философского знания. С тех пор важнейшие составные части социологии – ее теории и понятийный аппарат – стали рассматриваться исключительно на философском уровне. Социологические методы конкретного исследования общества больше не использовались, фундаментальные и прикладные исследования в этой области были фактически прекращены.

В конце 30-х  годов социология, как никакая  другая научная дисциплина общественного  цикла, разделила судьбу страны, в  которой было и героическое, и трагическое. На белорусскую интеллигенцию обрушились репрессии, затем последовал разрушительный вал Великой Отечественной войны, что надолго вывело эту отрасль научного знания из реальной жизни.

Усложнение  социальных проблем, потребность в  реальном прогнозировании научно-технического прогресса, изучении общественного мнения, со все большей настоятельностью, требовали восстановления и развития социологической науки на качественно новой методологической и теоретической основе.

Возрождение социологических исследований началось в начале 60-х годов с наступлением «хрущевской оттепели». Хотя значительная часть первичной социологической информации, представляющая большую научную ценность, оставалась в архивах, постепенно результаты социологических исследований стали широко использовать при выработке и обосновании социальной политики. В середине 60-х годов начинают появляться первые крупные труды, обобщающие итоги социологических исследований, в том числе издается пятитомник избранных произведений одного из родоначальников социальной инженерии и конкретного социологического анализа С.Г.Струмилина. Выходят коллективные монографии: «Копанка  
25 лет спустя» (1965); «Рабочий класс и технический прогресс» (1967); «Человек и его работа» (1967). Существенный вклад в изучение социальных аспектов взаимоотношений свободного и рабочего времени внесли труды Г.А.Пруденского «Время и труд» (1964), социальных проблем брака и семьи – А.Г.Харчева «Брак и семья в СССР» (1965). Институциализации социологии в СССР способствовало издание в 1966 г. двухтомника «Социология в СССР» (ред.- сост. Г.В.Осипов), в котором обобщался опыт ряда эмпирических исследований, проведенных в различных сферах советского общества.

Информация о работе Система открытого образования