Система открытого образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:26, лекция

Описание работы

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

DO_ak_sociolog1.doc

— 865.50 Кб (Скачать файл)

С 60-х годов стали создаваться  первые социологические учреждения: сектор новых форм труда и быта, преобразованный в дальнейшем в отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР (зав. Г.В.Осипов), и лаборатория социологических исследований при Ленинградском государственном университете (рук. В.А.Ядов). В 1962 г. основана Советская социологическая ассоциация (председатель Ю.П.Францев). В 1969 г. на базе Отдела социологических исследований Института философии АН СССР был открыт Институт конкретных социальных исследований (с 1972 г. Институт социологических исследований) АН СССР. Его возглавил А.М.Румянцев. Кроме того, были организованы отделы и сектора социологических и социальных исследований во многих НИИ. В университетах, а также в некоторых экономических вузах вводятся спецкурсы по прикладной социологии. Социологические исследования стали проводить многие НИИ ведомственного подчинения, социологические лаборатории предприятий и производственных объединений, а также созданные на общественных началах институты и советы по социологическим исследованиям при общественных организациях. При многих министерствах, на крупных предприятиях, во многих вузах и при партийных комитетах городов, областей и республик стали работать социологические службы. Расширилась сеть социологических лабораторий в вузах страны. Значительно возросло число публикаций по различным разделам социологии. Для аспирантов и студентов были изданы первые учебные пособия по социологии и ее истории, среди них: «Рабочая книга социолога» (1977). В 1974 г. начал выходить единственный в СССР профессиональный журнал «Социологические исследования» (главными редакторами журнала были А.Г.Харчев, А.В.Дмитриев, Ж.Т.Тощенко). Журнал сыграл важную роль в объединении усилий социологов, распространении научного и методического опыта.

С середины 60-х годов начинается второй этап развития социологической науки в Беларуси. В соответствии с постановлением ЦК КПБ от 9 ноября 1965 г. «Об организации конкретно-социологических исследований в республике» в Беларуси был создан общественный институт социальных исследований. Затем были созданы вначале сектор, а позже отдел социологии в Институте философии и права АН Беларуси (1968), проблемная лаборатория социологических исследований в Белгосуниверситете (1967), социологические группы в Белорусском политехническом институте, институтах народного хозяйства и педагогическом. Получила развитие заводская социология. В белорусскую социологию пришла новая плеяда молодых ученых, которые заявили о себе оригинальными работами. У истоков возрождения социологической науки стояли К.П.Буслов, Г.П.Давидюк, Е.М.Бабосов и другие. Один из первых учебников «Прикладная социология» был подготовлен Г.П.Давидюком, в котором были сформулированы представления о современных функциях социологии, ее основных категориях. Эта книга была первой попыткой дать очерк развития современной советской социологии за  
60 – 70-е годы и сформулировать практические предложения по учебному процессу (на примере Белорусского университета).

Тогда же на крупных предприятиях республики начали широко практиковаться исследования хоздоговорного типа по проблемам научного управления социальными процессами, социальной психологии, социологии труда, идейно-нравственного воспитания трудящихся, социалистического соревнования.

 Обобщение  теоретических поисков и прикладных  исследований стало основой для крупного достижения белорусских социологов: в 1984 г. вышел в свет «Словарь прикладной социологии». Это был по существу первый советский социологический словарь, вышедший после официального признания социологии. Этот словарь появился раньше аналогичных изданий в Москве и Киеве и был сразу признан социологическим сообществом, стал опорой для тех, кто ориентировался на социологию, пытался реализовать на практике конкретные исследования, создать первые учебные курсы. В 1991 г. он был переиздан в дополненном виде под названием «Социологический словарь».

Признанием достижений отечественной  социологической мысли стало  учреждение в сентябре 1976 г. Белорусского отделения Советской социологической ассоциации, преобразованной впоследствии (в 1994 г.) в самостоятельную Белорусскую социологическую ассоциацию.

Третий этап развития социологии в  Беларуси начался в середине 80-х годов. В июне 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС «О повышении роли марксистской социологии в решении узловых проблем советского общества». Главный смысл постановления заключался в том, что в номенклатуре научных специальностей «социология» была отделена от «философии», открывались отделения социологии в ведущих университетах страны. Все это позволило Академии наук БССР в 1989 г. открыть Республиканский центр социологических исследований, который объединил социологические отделы Института философии и права, отделы науковедения, демографии и проблем народонаселения Института экономики АН БССР. На его базе 1 февраля 1990 г. был создан Институт социологии АН БССР.

Институт проводит широкий спектр исследований. Это динамика социальной структуры, интересы и потребности различных групп и слоев населения, особенности их социального статуса и деятельности в обществе, социальная дифференциация и интеграция, взаимосвязь социальных структур и демографических процессов; структура рынка труда и динамики безработицы, освоение новых технологий, мотивация и стимулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике; социодинамика культуры в ее сопряженности с процессами усвоения духовных ценностей и норм этнонациональными, социально-профессиональными и социально-демографическими, религиозными группами; поведение личности, социальных общностей, их взаимодействие в экстремальных условиях кризисов, конфликтов и катастроф, включая Чернобыльскую катастрофу; социально-психологические характеристики личности и трудовых коллективов, социальной активности различных групп населения республики; отслеживание и прогнозирование социально-экономических, демографических и политических процессов общественного развития в условиях становления независимости Республики Беларусь и усиления ее сотрудничества с сопредельными государствами; основные тенденции развития науки как специфической отрасли, связанной с генерированием нового знания.

Институт является головной организацией по государственной программе фундаментальных исследований: «Динамика социальных процессов в условиях государственной независимости Беларуси: социологический анализ и прогнозирование». Научные достижения института связаны с разработкой социологической теории общественного развития в экстремальных ситуациях кризисов, конфликтов и катастроф в условиях социально- экономической, политической и культурной трансформации, которая происходит в Беларуси. Разработана общая концепция динамики рабочей силы и ее социального регулирования. Проанализированы социальные механизмы, которые детерминируют тот или иной тип экономического поведения. Выявлены особенности национальной и религиозной идентификации различных групп населения в процессе взаимодействия религиозных культур и традиций. Проанализирован феномен формирования молодежной субкультуры, пути межпоколенческой трансляции национальных и общечеловеческих ценностей в трансформирующемся обществе.

Осуществленные институтом исследования по социологии конфликтов и катастроф, экономической социологии, социологии религии выполнены на мировом уровне социологической науки, о чем свидетельствуют Государственная премия БССР, публикации и рецензии в социологических журналах Англии. США, Германии, Польши.

Институциализация социологии шла не только через академические структуры, но и в рамках высших учебных заведений. В 1989 г. отделение социологии философско-экономического факультета Белгосуниверситета осуществило первый набор будущих социологов. В этом же году в БГУ была открыта кафедра социологии. В последующем подобные кафедры были созданы и в других вузах республики. Воссоздан Центр социологических и политических исследований БГУ. По инициативе социологов университета подготовлены новые учебники и учебные пособия по социологическим дисциплинам: «История социологии» (1997); «Социология» (1998); «Оперативные социологические исследования» (1998) и др. Разработаны учебные программы и образовательные стандарты по социологии. Совместными усилиями социологов республики готовится к изданию «Социологическая энциклопедия».

В 1987 г. социологи БГУ вместе с  коллегами из МГУ им. М.В.Ломоносова и Нижегородским университетом  активно включились во Всесоюзную социологическую программу «Общественное мнение», созданную при Госкомитете по народному образованию СССР. По универсальной союзной выборке стали изучать проблемы высшей школы, студенческого самоуправления, духовный мир молодежи, ее ценностные ориентации, социокультурные изменения.

В последние годы значительно расширились  международные научные связи социологов БГУ. Участие в программе ТЕМПУС по теме «Социология коммуникаций» привело к созданию отделения «Информация и коммуникация», открытию в 1999 г. аналогичной кафедры в БГУ. Сотрудники Центра социологических и политических исследований БГУ с 1992 г. участвуют в крупной Европейской программе «Новый демократический барометр», в рамках которой изучается общественное мнение в странах Центральной и Восточной Европы.

Установлены тесные связи с Центром  социальных исследований Берлина (ФРГ), где совместно разработана уникальная технология проведения электоральных исследований, рейтинговых предпочтений. С учеными голландского университета в г. Утрехте исследуются проблемы межнациональных отношений в странах Восточной Европы и др. вопросы современных социальных изменений.

В это же время в Беларуси были созданы два специализированных Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по социологическим специальностям. С 1997 г. стал выходить первый в республике профессиональный научно-теоретический журнал «Социология».

Позитивные перемены не снимают  с повестки дня вопроса о том, что социологическая наука в  Беларуси пока не избежала недостатков, присущих современному обществознанию в целом. Социологи «не заметили» своевременно многих серьезных общецивилизационных проблем, не дали убедительного прогноза событий, не предложили обществу более рационального и менее болезненного и разрушительного пути развития.

В последнее десятилетие социология бурно развивалась вширь, используя  при этом, часто некритически, западный опыт. Между тем, следует со всей ответственностью сказать, что категории и средства исследования, сформировавшиеся в рамках западной социологии, не универсальны и часто непригодны для анализа незападных форм социальной реальности, в особенности, в ее кризисных, дестабилизированных формах.

Общемировой системный кризис, развившийся  с конца 80-х годов XX столетия, предъявляет совершенно новые требования к социологии. Из науки, объясняющей явления, она должна превратиться в науку, активно содействующую созиданию новой социальной реальности. Сущность новой научной парадигмы состоит не в осознании этой новой роли социологии, а в усвоении новой философии смысла и цели человеческого развития, поскольку потребительские подходы выявили свою полную непригодность. К концу тысячелетия мы пришли к пониманию, что в настоящее время в мире нет ни такого государства, ни такой философии, которые могли бы служить единственным примером для будущего развития всего человечества. Прошедший исторический период обогатил нас практикой осуществления перемен, выявил принципиальные недочеты в подходе к реформированию, хотя «социальной матрицы перемен» еще не создано. Жизнь общества требует ныне в гораздо больших объемах применения в технологиях развития национальной специфики и, вероятно, первейшей обязанностью власти является разработка технологий реализации достигнутых знаний в практике государственной и общественной жизни. Для того, чтобы общественные науки стали инструментом для эффективного решения насущных проблем, должны быть разработаны новые принципы исследований, соответствующие динамике мира, в котором мы живем. Чтобы увидеть мир таким, каков он есть в действительности, мы должны, прежде всего, изменить существующую ныне произвольную сегментацию знаний. Нам следует также больше полагаться на данные, полученные при реальном наблюдении мира, и меньше – на утопии, на умозрительные построения. Вместе с тем, очевидно, что всем странам сообща придется решать еще одну, не менее важную задачу, - участвовать в выработке механизма согласования активной деятельности человечества с возможностями биосферы планеты. Многое откроется по-иному, если удастся осознать приоритет в разрешении этой глобальной проблемы гуманитарной науки, которая бы опиралась на новые достижения естественных дисциплин.

Современная белорусская социологическая  школа развивает целый ряд обеспеченных специалистами высокого профессионального уровня направлений: проблемы социальных изменений, трансформации личности, разработки теории катастроф, социологии конфликтов (Е.М.Бабосов); социологии трансформационных процессов, социологии власти (А.Н.Данилов); социологии семьи (С.Д.Лаптенок); проблемы западной социологической мысли (И.И.Антонович); история и методология социологии (А.Н.Елсуков, С.В.Лапина, Л.Г.Титаренко); экономическая социология и социология труда (Г.Н.Соколова); социальная теория и методология социологических исследований (С.А.Шавель, А.В.Рубанов); социология образования (А.И.Левко, В.А.Клименко); политическая социология (И.В.Котляров, АЛ.Вардаматский); социология науки (Г.А.Несветайлов); социология коммуникаций (О.Т.Манаев); методология и методика оперативных социологических исследований (Д.Г.Ротман), социология отклоняющегося поведения (Н.А.Барановский), социология культуры (С.В.Лапина, Э.К.Дорошевич, В.И.Русецкая), социология управления (С.В. Лапина), социология свободного времени (А.Б.Мискевич, Г.М.Евелькин), социология управления (Е.М.Бабосов, Лапина С.В.) и др.

Социологическая наука получила развитие в регионах Беларуси (Н.Е.Лихачев, Ю.М.Бубнов, В.В.Коклюхин, А.Г.Злотников, А.П.Касьяненко, В.В.Кириенко, А.А.Скикевич, Н.И.Глушонок и др.). В настоящее время она преподается во всех вузах страны.

В 90-е годы в Беларуси были созданы  негосударственные институты и центры социологического профиля: Белорусская социологическая служба «Общественное мнение», Независимый институт социально-экономических и политических исследований, Частное исследовательское предприятие «НОВАК», Гомельский социологический центр «Оракул» и др. В 1996 г. создан Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь. Развивается международное сотрудничество в области социологической науки: совместные публикации, научные конференции, обмен студентами, аспирантами и преподавателями.

В числе событий уходящего века, которыми во многом определяется лицо современного мира и которые оказывают все возрастающее влияние на проблематику социологической науки, мы называем Конференцию ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992). Мы попытались проанализировать критерии оптимальной модели социально-экономического развития по материалам этого всемирного форума. В совокупности эти критерии прочерчивают образ совершенно новой цивилизации, которая основывается на равноправии народов, ставит в центр перемен новые формы взаимодействия населения, потребления и технологии, указывает на недостаточность критериев прибыли при оценках эффективности экономического и социального развития, подтверждает принципы коллективизма, общинности. Задача состоит в том, чтобы выработать модель социального и культурного жизнедействия, которая бы отвечала одновременно всем критериям, объективно установленным на конференции в Рио-де-Жанейро. Практика настоятельным образом требует сегодня более серьезного осмысления когда-то отвергнутой (как неперспективной) теории социальной антропологии. Современное осмысление научного знания о человеке и воссоздание на этой основе целостного образа его жизни в ладу с природой. Достижение понимания обществом сути предназначения человека и цивилизации - вот что будет, на наш взгляд, стержнем развития социологической науки Беларуси в ХХІ веке.1

Информация о работе Система открытого образования