Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:26, лекция
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Субъективное «Я» часто
Оно также может быть в разной степени адекватным реальному положению дел. Ведь люди весьма избирательны в отборе информации и субъективны в оценке реакций других людей, и, как часто бывает, малопредсказуемыми в своих реакциях. Кроме того, отраженное «Я» может не только корректировать субъективное «Я», но и вступать с ним в открытое противостояние. Однако в целом оно выступает мощным фактором конформизма, включения человека в систему социального контроля, реальных социальных связей и отношений. Сильными детерминантами формирования отраженного «Я» являются микросреда, первичные группы, в которые входит индивид, а также референтные и эталонные для него группы.
Ответственность же за реальное самоутверждение человека в мире несет его ролевое «Я», построенное на основе реально выполняемых индивидом социальных функций. В рамках этой структуры он вынужден как бы «выносить себя вовне», ориентироваться на достижение конкретных внешних, видимых другими результатов, реализовывать свои интенции через формирование комплекса черт и свойств, проявления которых от него ожидают, т.е. требуют и санкционируют другие люди, группы, общности, институты. Это максимально «открытая» вовне личностная структура, эксплицирующая внешнюю детерминацию индивидуальных моделей и стратегий поведения. Ее конституирование предполагает активное «задействование» механизмов приспособления и адаптации к среде не только через процессы воспитания и обучения, но и через прямое внушение, заражение, подражание.
Ролевое «Я» также может быть в разной степени согласовано с другими подсистемами личности. Однако его рассогласование с ними ведет не только к возможной дезинтеграции и фрустрации личностных структур, но и к дезорганизации систем социальных взаимодействий, явлениям социальной изоляции или, наоборот, агрессии по отношению к окружению, росту конфликтов, в которые втягивается индивид. Наложение структур субъективного, отраженного и ролевого «Я» друг на друга, их проекции вовне лежат в основе формирования различных моделей и стратегий индивидуального и коллективного (в рамках надиндивидуальных взаимодействий) поведения человека, выработки определенной «концепции жизни», латентных и эксплицированных социальных качеств личности, типологизация которых является прямой задачей социолога, занимающегося данной проблематикой. Его задачей является также описание и анализ вариантов соотнесенности «внутренних» личностных структур с принятыми культурными идеалами личности.
Неадекватная оценка себя и своих возможностей, а также реальных социальных условий и ситуаций, рассогласование подструктур личности, базисных и нормативных моделей личности, ее внутренние и внешние конфликты могут приводить к формированию того, что можно назвать «ложным» (в других концепциях – «расколотым») «Я», а в социальном плане фиксировать как рост различного рода отклонений от нормы.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что различная степень учета структур личности в социологии приводит к своеобразной поляризации теорий, акцентирующих, прежде всего, «внешнюю» детерминацию индивидуального поведения, и теорий, настаивающих (опять же в предельном случае) на первостепенности самодетерминации индивидуального поведения. Первые можно определить как ролевые, а вторые - как диспозиционные концепции личности. Современные исследовательские разработки небезуспешно ищут различные варианты их синтеза.
Множественность факторов социализации лучше всего анализировать, основываясь на ключевых положениях социологических теорий личности К.Маркса (социально-исторический детерминизм), Ч.Кули (теория «зеркального я»), Дж.Г.Мида (символический интеракционизм), З.Фрейда (психоанализ), Ж.Пиаже (когнитивистская теория личности), Т.Парсонса (статусно-ролевая теория личности).Процесс усвоения личностных качеств человеком на разных этапах его физического существования определяется в социологии понятием «социализация».
Социализация - это сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности. Лишь в различных видах деятельности - экономической, общественно-политической, управленческой, культурной, педагогической и т.д., выполняя определенную социальную роль, человек формируется как творец материальных и духовных благ, активный субъект социального отношения - познавательного, ценностно-ориентационного, практического, коммуникативного и др. Его социальная активность при этом рассматривается как социальное качество, а ее реализация в социальной практике - как функция. Вне включенности человека в тот или иной вид деятельности, совместной с другими людьми, процесс социализации, формирования личности невозможен.
Являясь по своей природе общественным существом, суть которого состоит в совокупности всех общественных отношений, человек таковым не рождается. В процессе развития, поднимаясь до уровня социальности и овладевая ее различными формами, индивид становится человеческим существом. Но, поскольку социальность - не что иное, как формы общественного сознания и деятельности, социального опыта и культуры, постольку в овладении ими и состоит сущность процесса становления личности. Основное содержание этого процесса, с одной стороны, - передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентации, а с другой - их усвоение индивидом. Овладение социальным опытом и культурой осуществляется как естественноисторическая необходимость: общество функционирует посредством передачи новым поколениям исторического опыта (воспроизводить себя), а индивид существует как человеческое существо, как личность только благодаря усвоению определенных форм социальности.
Процесс социализации в социологии рассматривается с двух сторон: как процесс постепенного раскрытия заложенных в индивиде природных качеств и как результат внешнего воздействия среды, целенаправленного и ненаправленного воспитания. Такой подход позволяет раскрыть структуру процесса социализации, его объективные условия и субъективные факторы, механизмы, определить сферы жизнедеятельности, в которых и посредством которых человек становится личностью, объективирует себя в созданных им вещах, духовных ценностях.
Процесс социализации предстает как
двуединый процесс интериоризац
Социальная среда с ее многочисленными сферами является объективным основанием социализации и в то же время основным системообразующим элементом этого процесса. Поэтому взаимодействие человека с социальной средой находится в центре внимания теоретической и прикладной социологии. При анализе этого взаимодействия используют два подхода: интраиндивидуальный, когда исследуется индивид с его особенностями, и интериндивидуальный, когда упор делается на изучение межличностных связей, закономерностей, социальных взаимодействий личности.
Типология объективных сфер социализации может иметь различные основания. Так, если за основу взять социальную структуру общества, то в центре внимания окажутся семья, различного типа коллективы, народности, нации, классы, социальные прослойки, общество в целом как совокупность социальных образований. За основу можно принять главные сферы функционирования общества: материальное производство, духовную жизнь, общественное управление, коммуникации и др. Каждая из них имеет свои особенности, предполагает использование только ей присущих механизмов социализирующего воздействия. При анализе роли основных сфер общественной системы в социализации важное значение приобретает их рассмотрение на микроуровне, т.е. в непосредственно окружающей человека среде, где он живет, работает, учится. Именно микросфера, представляющая соединение общего, особенного и единичного, содержит факторы, условия формирования неповторимого индивидуального своеобразия личности.
Объективные факторы социализации могут типологизироваться и на основе организационных механизмов воздействия на человека, к числу которых относят информационно-образовательные, стимуляционные, регулятивно-контролирующие, организационно-регулирующие и др., функционирующие в каждой из сфер социальной жизни.
К информационно-образовательному механизму относят народное образование, профессиональное обучение, массовую пропаганду, идеологическое просвещение, т.е. организованную и специализированную деятельность по распространению и усвоению определенной социальной информации.
Система форм, средств и методов материального и морального стимулирования работника составляет стимуляционный механизм социализации. С его помощью раскрываются потенциальные возможности и творческие силы человека.
В качестве регулятивно-контролирующего механизма социализации выступает система социальных эталонов. Реализация любого социального контроля предполагает некоторый эталон-ориентир, масштаб, меру. Эталоны - различные виды предписаний, норм, оценочных критериев, образцов, стереотипов мышления и поведения (нравы, обычаи, традиции) и т.д. Они определяют меру различных видов контрольно-регулирующего воздействия - предупредительного, предписывающего, оценочного и т.д. Различают деонтические и недеонтические эталоны. Деонтические эталоны определяют обязанности личности в отношении общества, класса, коллектива и носят императивный характер, предписывают должное поведение. Недеонтические эталоны, не предписывая поведения, стимулируют к подражанию. К их числу относят различные жизненные и художественные образцы, духовные и материальные ценности.
Система социальных статусов, ролей и функций личности является организационно-регулирующим механизмом социализации, придающим социализирующему воздействию определенные организационные формы - соответствующие права, обязанности и полномочия человека в обществе, коллективе в зависимости от его общественного положения, исполняемых функций и способностей. Этот механизм направлен на формирование у личности социального опыта поведения.
Все эти механизмы социализации диалектически взаимодействуют, образуя единый комплекс внешних воздействий на поведение и мышление человека. Специфика социализации как формирующего механизма состоит в том, что усвоенные личностью внешние социальные воздействия приобретают личностный смысл и значение. В ходе взаимодействия личности со средой образуются субъективные феномены социализации. Они находят синтезированное выражение в таких личностных системах, как социальные потребности и интересы, социальные ориентации и позиции, стратегическая организация поведения, социальная активность. Первые две системы принято называть мотивирующими, третью - организующей, четвертую - реализующей.
Социальные потребности и
Социальные ориентации и позиции - совокупность целей, установок и ценностных критериев личности, объективирующихся в соответствующих стереотипах социального поведения. Позиция выражает внутреннее отношение человека к своему положению в обществе, к внешнему миру, придает ориентации объективный характер, субъективную мотивированность и личностный смысл. Она определяет нравственно-идеологический аспект социальной ориентации человека, характер и содержание программы его социальных действий и соответствующие способы их реализации, оценки. Особое место в системе социальных ориентации и позиций занимает установка. Она придает ориентации человека личностный смысл, играет роль психологического и идеологического механизма активного отношения человека к социальным нормам, ролям и ценностям.
Система внутренней стратегической организации поведения представляет собой совокупность средств приведения в действие мотивирующих систем социализации, является промежуточным звеном между потребностями, интересами, ориентациями и позициями личности с одной стороны, и ее социальной активностью с другой. Она осуществляет переход от побудительной к исполнительной регуляции процесса социализации.
Социализация, как любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологической литературе в социализации выделяют три периода: дотрудовой, трудовой, послетрудовой; и четыре стадии: ранняя (от рождения до поступления в школу), обучение (с момента поступления в школу до окончания очных форм общего и специального образования), социальная зрелость (основная, охватывающая период активной трудовой и общественно-политической деятельности), завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности в рамках официальной организации). Разделение на определенные периоды и стадии позволяет изучать специфику и особенности социализации ребенка, молодежи, людей зрелого и пенсионного возраста. На каждой стадии социализации в действие вступают определенные группы социальных институтов: институты первоначального развития природных и социальных свойств, институты обучения и образования, институты трудовой, политической, культурной, познавательной и общественной деятельности, институты социального обеспечения и т.д. Система социальной активности, охватывающая деятельность и поведение человека, объективирует человека в создаваемых им духовных и материальных ценностях, является заключительным звеном его социализации, показателем его социальной зрелости. Социологический анализ личности немыслим без характеристики ее места и роли в материальном и духовном производстве, в общественных отношениях и выполняемых обязанностях. Лишь посредством глубокого анализа различных сочетаний объективных условий и субъективных факторов можно определить степень социализации личности, уровень ее зрелости и развития.2