Система профессионально-личностных качеств работников социальной сферы деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить параметры профессиональной ответственности социального работника, исследовать его права и обязанности на примере Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Центр социального обслуживания населения «Эмет» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Высокогорском муниципальном районе».
В соответствии с целью, предметом и объектом определены задачи исследования:
изучить сущность и специфику профессиональной деятельности социального работника;
исследовать личностно-нравственные и профессиональные характеристики социального работника на примере Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Центр социального обслуживания населения «Эмет» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Высокогорском муниципальном районе»;
разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в исследуемом учреждении.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

Социальная  сфера жизни общества динамична и обширна. Она затрагивает все направления жизнедеятельности людей. Человек или группа людей могут являться как объектом, так и субъектом социальных процессов, протекающих в обществе. И поэтому очень важно, чтобы работники социальной сферы полностью понимали свои права и обязанности, имели четкое представление об ответственности в своей профессиональной деятельности.

Развитие социальной работы в России имеет свою логику и особенности, которые выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение - основные, специфические понятия отечественного опыта) и в содержании, и в формах. Эта специфика формировалась в условиях цивилизационного своеобразия России (особенности образа жизни, менталитета, традиций культуры, народной педагогики и т.п.).

Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом изменили социальную сферу жизни общества. Растущая быстрыми темпами социальная и имущественная дифференциация населения, безработица, появление беженцев, мигрантов и маргинальных групп, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографическая ситуация - это реалии сегодняшнего дня.

В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией отдельного человека, различных групп и сообществ. Человек сегодня нуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке, что вызывает настоятельную потребность в профессиональных кадрах - специалистах социальной работы. Закономерность развития социальной работы на современном этапе подтверждается мировым опытом, свидетельствующим о том, что процессы прогрессирования экономических основ, рыночных отношений и профессионализация социальной работы идут параллельно, находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи.

В связи с  этим социальная защищенность человека, различных групп и сообществ  может быть достигнута, в первую очередь, благодаря социальной политике и развитию государственных форм социальной помощи и поддержки. Все это приводит к активизации деятельности социальных служб, учреждений, а также усилению внимания к вопросам профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, социальных работников. [6;103]

В современных  условиях происходят качественные изменения  и в самом человеке, в его  потребностях, запросах; они приобретают  более индивидуально-личностную окраску  социокультурного, экономического, национально-этнического  материально-бытового характера. Это также подтверждает острую необходимость развития института социальной работы и подготовку профессиональных кадров, специалистов социальной сферы.

Сам смысл понятия «социальная работа» для многих людей является затруднительным для понимания, что не удивительно в связи с обширностью затрагиваемых процессов в жизни общества. Социальная работа для обывателя заключается в ограниченном спектре услуг: оформление социальных пособий, ухаживание за престарелыми, сиротами и другими маргинальными категориями общества, и т. п.

Для нас социальная работа – это сложное общественное явление, самостоятельная область научно-практического знания, профессия и учебный предмет. В качестве общественного явления социальная работа представляет собой своеобразную модель помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития. Это – предельно широкое толкование социальной работы.

Как наука социальная работа имеет собственный предмет  и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов.

В основе социальной работы – профессии находится определенный функциональный стандарт, связанный с оказанием конкретных видов помощи разнообразным группам в соответствии с задачами и основами экономической, политической и правовой политики конкретного социально ориентированного государства. В связи с введением образовательного стандарта по подготовке социальных работников в него включён и специальный предмет - “социальная работа", задачи которого связаны с формированием профессионального самоопределения.

Социальная  работа – это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Сущность эффективности социальной работы выражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего, социально уязвимой его части. В сегодняшней России сформировано достаточно обособленное от других сегментов пространство, в котором осуществляется нормативно-правовое, но и реальное, материально и организационно оформленное пространство социальной работы - система учреждений социальной работы населения.

В своей основе социальная работа предстает как  нормативная деятельность. Она непосредственно связана с нравственными ценностями и социальными нормами, с поведением человека, которое может быть социально одобряемым или неодобряемым, «хорошим» или «плохим», агрессивным и девиантным или конформным и правопослушным. Процесс оказания помощи почти всегда призван содействовать клиенту в его этическом выборе и принятии ценностных решений, в формировании своей нравственной воли и целостности.

Ценностные  ориентации имеют важнейшее значение для функционирования индивидуума  и общества. Ценности – способы отношения к миру и к людям. Они представляют связь между оценивающим субъектом и оцениваемым объектом.

Ценностная  система координат в социальной работе становится краеугольным камнем в построении любой осмысленной  практики: только в ней наблюдаемые  факты обретают смысл, и только так социальные действия оформляются в целенаправленную деятельность. Социальный работник не может занимать нейтральную позицию внешнего наблюдателя по отношению к клиенту и его проблемам, руководствуясь классическими принципами научной объективности. Он включен в ситуацию взаимодействия. Эффективность социальной работы зависит от степени взаимной включенности работника и клиента в процесс совместного целеполагания и целедостижения. Ключевыми для социальной работы становятся понятия и категории «социальное благосостояние» и «социальное функционирование». Они несут в себе ценностно-нормативный подтекст и подразумевают жизнедеятельность в обществе по его нормам и в соответствии с его ценностями. Нарушение социального функционирования можно рассматривать как нарушение исключительно с точки зрения существующей иерархии общественных ценностей. Улучшение социального функционирования – развитие того, что соответствует социальной норме.

Посредническая  миссия социальной работы в системе  социальных отношений сделала неуместным однополярный этический ригоризм «или-или». Поэтому система профессиональных ценностных ориентаций начала строиться по принципу «как то, так и другое». Такой подход учитывает взаимозависимость и взаимообусловленность благосостояния личности и общества, свободы и ответственности, прав и обязанностей. Здесь взаимосвязаны ценности самореализации личности и общественного блага. Личностная автономия рассматривается как необходимое условие социальной включенности и ответственности. Личностные качества в профессии социальной работы очень важны, как и для самого человека в его повседневной жизни вне рабочего места, так и в профессиональной деятельности работников социальной сферы. [8;41]

Что же касается профессиональных качеств, то можно сказать, что вся деятельность работника социальной сферы базируется на определении и понимании ответственности социального работника, в первую очередь, перед клиентами. Следует заметить, что ответственность в таком аспекте можно рассматривать и как ограничитель личностных качеств человека, выбравшего профессию в социальной сфере, и как определитель его прав и обязанностей, регламентированных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, без четкого осознания своей  личной и профессиональной ответственности в рамках своей специальности работник социальной сферы не сможет осуществлять свою деятельность – помогать людям, нуждающимся в помощи. Это и определяет, на мой взгляд, актуальность курсовой работы.

Объект курсовой работы – деятельность социального работника.

Предмет курсовой работы – личная и профессиональная ответственность, права и обязанности специалиста социальной сферы деятельности.

Цель работы: определить параметры профессиональной ответственности социального работника, исследовать его права и обязанности на примере Государственного автономного  учреждения социального обслуживания «Центр социального обслуживания населения «Эмет» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Высокогорском муниципальном районе».

В соответствии с целью, предметом и объектом определены задачи исследования:

  • изучить сущность и специфику профессиональной деятельности социального работника;
  • исследовать личностно-нравственные и профессиональные характеристики социального работника на примере Государственного автономного  учреждения социального обслуживания «Центр социального обслуживания населения «Эмет» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Высокогорском муниципальном районе»;
  • разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в исследуемом учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Система профессионально-личностных качеств работников социальной сферы деятельности.

1. 1. Социальная работа как профессиональный вид деятельности.

В России более десяти лет назад появилась новая профессия – социальный работник, деятельность которого обращена на всю систему жизнеобеспечения человека, жизненную ситуацию людей, ее целостности, а не только в острых бедственных ситуациях как проявление заботы, милосердия, сопереживания.

В это же время  произошла в нашей стране институциализация  социальной работы, когда профессия, аналогичная зарубежной профессии  «социальный работник», получив  название «специалист по социальной работе» была внесена в государственный реестр. С этого момента развитие системы предоставления различных видов социальной помощи, оказания социальных услуг населению стало носить целенаправленный характер, а обязательства государства в этой сфере были позднее всенародно одобрены и официально закреплены в Конституции РФ: Российская Федерация была определена как социальной государство. Свое дальнейшее развитие эта тенденция получила в принятии ряда Федеральных законов, множества иных законодательных и административных актов. [19;96]

Таким образом, можно считать, что в сегодняшней  России сформировано достаточно обособленное от других сегментов пространство, в котором осуществляется нормативно-правовое, но и реальное, материально и организационно оформленное пространство социальной работы – система учреждений социальной работы населения.

Прежде чем  рассматривать специфику социальной работы как формы практической деятельности и профессиональный портрет социального  работника, следует определить, что понимается под трудовой деятельностью в социальной сфере. Рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида деятельности с одной стороны, надо исходить из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности, с другой, учитывать специфические особенности и факторы, характеризующие ее. В одних источниках деятельность определяется как способ существования и развития общества и человека, всестороннего процесса преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Среди основных признаков деятельности она выделяет следующие: целенаправленность, преобразующий и созидательный характер, предметность, детерминированность общественным условиям, обмен деятельностью, общение действующих индивидов.

В других источниках дан морфологический анализ деятельности (преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная деятельность). Авторы выделяют три основных элемента деятельности:

    • субъект, который направляет свою активность на объекты или другие субъекты;
    • объект, на который направлена эта активность;
    • сама активность, которая выражается в установлении субъектом коммуникативного  взаимодействия с другими.

Деятельность имеет многоуровневый характер: во-первых, целостной деятельности, как исторически сложившейся системы программ, операций и средств производства материальных и духовных ценностей общества; во-вторых, отдельного акта – действия, включающего в себя цель, мотивы ее выдвижения и способы достижения; в-третьих, макродвижений, из которых посредством опредмечивания и построения программ строятся действия; в-четвертых, макродвижений, из которых строятся макродвижения.

В этом случае первые два уровня соответствуют рассмотрению деятельности человека как субъекта, социального существа, как личности, а последние уровни определяют деятельность человека как природного индивида.

Информация о работе Система профессионально-личностных качеств работников социальной сферы деятельности