Система профессионально-личностных качеств работников социальной сферы деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить параметры профессиональной ответственности социального работника, исследовать его права и обязанности на примере Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Центр социального обслуживания населения «Эмет» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Высокогорском муниципальном районе».
В соответствии с целью, предметом и объектом определены задачи исследования:
изучить сущность и специфику профессиональной деятельности социального работника;
исследовать личностно-нравственные и профессиональные характеристики социального работника на примере Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Центр социального обслуживания населения «Эмет» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Высокогорском муниципальном районе»;
разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в исследуемом учреждении.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

Разнообразие  подходов к рассмотрению понятия  деятельности и толкования самого термина  способствует появлению множества  оснований для классификаций различных форм и типов деятельности. В частности, в основу классификации часто кладется объект деятельности. Исходя из этого основания, можно говорить о правовой деятельности, медицинской, производственной и т.д.

Если это  основание мы включим в систему социального пространства, где существуют различные формы деятельности, целью которых является оказание помощи индивидам или социальным группам по решению их самых разных  проблем, то в этом случае выделится социальная деятельность, целью которой является оптимизация осуществления субъектной роли людей во всех сферах жизни общества и процесс совместного удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности. Этой деятельностью и является социальная работа.

Люди, которые  работают в социальных учреждениях, на своих плечах выносят многие тяготы сегодняшних дней, сглаживая трудности для тех, кто беззащитен, беспомощен, у кого недостает своих собственных сил и средств справиться с навалившимися не него житейскими, психологическими, социальными проблемами. Деятельность, которую осуществляют работники социальных служб, пока еще далеко не всегда соответствует ранее полученному образованию и их предыдущему профессиональному опыту. При остром дефиците специфических профессиональных знаний, умений и навыков многое идет от сердца, от понимания необходимости и огромного желания помочь. Работа строится на принципах самоотверженности, полной самоотдачи, жертвенности. Это приносит свои результаты, положительное значение которых и для отдельных лиц, и для групп людей, получивших помощь, и в целом для Российского государства трудно переоценить.

Работа с  клиентом занимает в практике социальной работы центральное место. С просьбой о помощи в социальные службы обращаются люди, которые не знают. Как решать и не умеют решать возникшие у них проблемы и трудности.

Прежде чем  обратиться за помощью в социальную службу, клиент пытается сам разрешить  возникшие трудности и проблемы. Однако, потерпев неоднократно не удачу, растратив физическую и духовную энергию, поняв, что самостоятельно он не может решить проблемы, он обращается к социальному работнику.

Социальный  работник, владеющий теорией социальной работы, будет способствовать разрешению этих проблем, если он изберет диалог  в качестве средства восхождения к человеческому в человеке. И способы реализации человеческого потенциала, которыми владеют специалисты профессионалы, - это не что иное, как способы обучения завязыванию диалогического общения с миром, с другими людьми, с самим собой, как с другим. Гуманистическим это общение и взаимодействие будет в случае, если оно откроет для человека возможность осознать такие формы бытия, как сосуществование, сотрудничество, сопереживание, сочувствие, соответствие и таким образом поможет проявлению духовности в отношениях между людьми. [17;148]

Важно отметить, что у социального работника, как правило, возникает чувство  глубокой симпатии и печали по отношению  к клиенту, который страдает или  несчастен. Это сострадание сопровождается сильным желанием облегчить боль или устранить ее причину. Но даже если очень хотеть облегчить боль другого человека, без его встречной инициативы или хотя бы ответной активности сделать этого нельзя. Но можно и должно уметь создать условия, при которых клиент согласился бы изменить свое положение и свои чувства.

Социальный  работник сострадает клиентам еще больше, если он не знает, как решить их проблемы. Но незнание не может оправдать пассивную  позицию. Так же, как и его клиенты, он должен искать пути решения имеющихся проблем.

Социальный  работник как личность, обладающая высоким уровнем профессионализма и душевной щедрости, должен попытаться создать условия, при которых  клиент изменит свою точку зрения. Клиент может по-разному вести себя: быть тихим, застенчивым или агрессивным, эмоциональным; замкнутым, напряженным или словоохотливым, излишне общительным; добрым, беззащитным, чувствительным к проблемам справедливости или эгоистичным, замкнутым на проблеме собственного благополучия и преодоления именно собственных трудностей.

Социальный  работник в своих практических действиях  должен найти эффективные формы  общения с каждым из клиентов, то есть установить и поддерживать с  ним контакт. Возникшие в процессе работы конфликты необходимо урегулировать  с помощью конкретных технологий по предупреждению и регулированию конфликтных ситуаций. Одним их необходимых условий эффективной работы с клиентом является налаживание с ним отношений доверия, взаимопонимания, познаний его интересов, потребностей.

Социальный  работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности. К ним мы относим: психологическую, педагогическую, организаторскую, управленческую и др. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального специалиста.

К основным целям  социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести следующие:

1) увеличение  степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать  свою жизнь и более эффективно  разрешать возникающие проблемы;

2) создание условий,  в которых клиенты могут в  максимальной мере проявить свои  возможности и получить все,  что им положено по закону;

3) адаптация  или реадаптация людей в обществе;

4) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

5) и как конечная  цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи  социального работника у клиента  отпадает.

Социальная  работа как практическая деятельность, в главном, как раз и направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют  жизненные силы человека.

Социальная  работа – это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.

Профессиональные  качества социального работника  рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных  знаний, умений и навыков, а также  для достижения существенной эффективности в профессиональном труде.

Для описания социального  работника можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям  социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др.

Сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость. [11;81]

Таким же образом выявлены психологические «противопоказания» к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.

Не каждый человек  пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида.

Социальная  работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она  не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но социальная работа является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

Таким образом, можно сделать вывод, что, не смотря на всю сложную инфраструктуру социальной сферы, социальным работником может стать тот, кто наделён высоконравственными и душевными личностными качествами. Но профессионалом в социальной работе становится только тот, кто способен сочетать в себе свои личностные этические качества с требованиями профессии, использовать теоретические знания с практическими навыками оказания социальной помощи и поддержки, ограничивать свою личную и профессиональную ответственность, четко определяя свои права и обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 2. Этические принципы в социальной работе.

Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо разрешать в  самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности.

Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких  моральных принципов и норм.

В своей практической деятельности специалисты должны опираться не только на нравственные ориентиры, определяющие общее, основное направление их деятельности, но и на правила повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовать моральные нормы и принципы.

Знание этических  норм и принципов, применение их в повседневной деятельности помогает социальному работнику осуществлять сотрудничество с клиентами, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций и учреждений.

Профессиональная  этика социальной работы не является каким-либо эксклюзивным, противоречащим другим механизмам, регулятором поведения специалистов. Ее нормы и принципы служат тем же целям, что и требования нормативно-правовой базы или технологического процесса в социальной работе. Наоборот, этика требует от специалистов и их коллективов служения интересам общества и профессии, клиентов и их групп. [12;167]

Сегодня для  социальной работы все большее значение приобретает вопрос о необходимости  определения этических критериев  ответственности каждого социального работника за свою профессиональную деятельность, что требует создания единого подхода к установлению моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы ценностей и идеалов.

Социальная  работа является деятельностью, осуществляемой в сложных формальных и неформальных ситуациях. При этом социальный работник должен учитывать, что несет этическую ответственность перед клиентом, его социальным и обществом с момента принятия решения и до получения конечного результата во всей его полноте. В своей работе он должен руководствоваться принципами профессиональной этики – наиболее общими требованиями, выражающими основное направление поведения специалиста по отношению к тому или и иному субъекту отношений, возникающих в процессе социальной работы.

Социальный  работник, приступая к работе, вне  зависимости от уровня его деятельности, должен заботиться о том, чтобы принести благо своему клиенту и обществу. Выполняя свой профессиональный долг, он выступает от имени общества, возложившего на него обязанности по решению определенных задач - в общем случае эта задача может быть выражена формулировкой «стабилизация и гармонизация отношений в обществе».

Делегируя от своего имени социального работника  для оказания помощи в решении проблем социально уязвимых слоев и групп населения и наделяя его соответствующими необходимыми и достаточными полномочиями, общество добивается таким образом гармонизации и гуманизации отношений как между социальными группами, так и внутри них, что дает определенную гарантию поступательного развития.

Социальный  работник, как специалист, должен в  первую очередь помочь клиенту определить приоритеты решаемых проблем, помочь ему  разобраться в разумной обоснованности возникающих потребностей и оказать  помощь в удовлетворении потребностей именно такого характера.

Личная ответственность  социального работника за нежелательные  для клиента и общества последствия  его действий. Разрабатывая вместе с клиентом план совместных действий, социальный работник, вооруженный знанием не только сущности проблемы клиента и его потребностей, но и возможностей системы социальной защиты для ее решения, количества и качеств средств, потребных для решения проблемы, несет ответственность за последствия принимаемого решения.

Его ответственность носит более серьезный характер, нежели ответственность клиента: клиент, как правило, озабочен лишь достижением своего блага, социальный работник же должен учитывать последствия принятого решения не только для клиента, но и для всего общества и по возможности, сглаживать противоречия их интересов, если таковые возникают. Человеку свойственно желать большего, нежели это может быть целесообразно. Именно это обстоятельство делает социального работника ответственным за результаты совместных с клиентом решений и действий в гораздо большей степени, в том числе и за отдельные последствия.

Информация о работе Система профессионально-личностных качеств работников социальной сферы деятельности