Система профессионально-личностных качеств работников социальной сферы деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить параметры профессиональной ответственности социального работника, исследовать его права и обязанности на примере Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Центр социального обслуживания населения «Эмет» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Высокогорском муниципальном районе».
В соответствии с целью, предметом и объектом определены задачи исследования:
изучить сущность и специфику профессиональной деятельности социального работника;
исследовать личностно-нравственные и профессиональные характеристики социального работника на примере Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Центр социального обслуживания населения «Эмет» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Высокогорском муниципальном районе»;
разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в исследуемом учреждении.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

Будучи сотрудниками соответствующих служб, социальные работники должны чувствовать себя в первую очередь лидерами социально  уязвимых групп населения.

Для того чтобы  профессионально реализовать призвание, необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются, учитывать специфику реагирования на трудности, проблемы, общественные условия жизни отдельных людей, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стимулированием собственной активности людей, с раскрытием возможностей их внутреннего потенциала и компенсаторных возможностей.

Требуется не только отказ от авторитарных методов  работы, но и подлинная вера в  то, что каждый человек имеет право  и способен сам достаточно успешно  строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Сформировалась  концепция социальной службы, включающая наиболее общие положения, на основе которых создаются многочисленные варианты и модели, различающиеся  по способам и средствам реализации в конкретных национально-региональных и местных условиях. Основным, базовым положением общей модели социальной службы является построение ее структур и применение технологий на основе территориального принципа, максимального приближения к семье, сфере взаимоотношений и общения людей разного возраста, профессии, поколений, взрослых и детей. [7;51]

 Таким  образом, сфера деятельности социального  работника многогранна, многофункциональна  и востребована обществом. 

Поиски путей  решения проблем, возникающих в  пределах и за пределами учебно-воспитательного процесса, привели к необходимости введения новых должностей для решения задач воспитания, развития и социализации личности. В школе появились такие профессии, как педагог-психолог, педагог дополнительного образования, освобожденный классный воспитатель, социальный педагог. У каждого из них своя квалификационная характеристика, своя роль, свое место в образовательном процессе.

Вся деятельность социального работника должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности подопечного, обеспечению  охраны  жизни и здоровья гражданина, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Профессиональная  успешность социального работника  определяется результативностью его  деятельности и ее общественным признанием. Для успешного взаимодействия социальный работник должен обладать следующими качествами: веселый характер; умение помочь; дружелюбие; вежливость; справедливость и именно в этой последовательности.

Исследования  российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделяются несколько основных групп.

Когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь: анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других; анализировать и выявить проблемы и концепции; применять на практике свои знания и понимание проблем; применять на практике исследовательские находки.

Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии: создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу; выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого; выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера; распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других; содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым; наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми; общаться вербально, невербально и письменно; организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах; вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками; ставить себя в роль адвоката своего клиента.

Конструктивные  умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии: вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени; выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами; действовать в алгоритме выработки решения; вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.

Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии: нести четкие и лаконичные записи; проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу; готовить доклады и докладывать; организовывать, планировать и контролировать работу; добывать информацию с помощью доступной технологии; исследовать и распознавать потребности в услугах; расширять сферы своих услуг; использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем; оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.

Социальный  работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в  области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному  выполнению профессиональной деятельности.

Но не только от этого зависит успешность деятельности специалиста социальной работы, она  зависит  и от условий труда, здесь  важны:

  • Нал<sp

Информация о работе Система профессионально-личностных качеств работников социальной сферы деятельности