Система социального партнёрства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 10:48, контрольная работа

Описание работы

Одним из первых Указов Президента России был Указ "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров" (15 ноября 1991 г., № 212). И это не случайно. У тех, кто возглавлял рыночные преобразования в России в начале 90-х гг., опираясь, главным образом, на пример развитых в экономическом отношении стран, не было сомнений, что социальное партнерство - это такой же необходимый элемент рыночного хозяйства как частная собственность, безработица или фондовый рынок. Поэтому столь категоричным был сам тон уже упомянутого президентского Указа, который начинался словами: "В целях создания системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений, разрешения трудовых конфликтов в условиях перехода к рыночной экономике постановляю...". И далее шел перечень мероприятий, который должен был обеспечить создание такой системы (заключение генерального соглашения, отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, создание службы разрешения трудовых конфликтов).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3
1.Объективные предпосылки и условия возникновения социального партнёрства……………………………………………………………..…………4
2.Становление системы социального партнёрства в РФ………………...……..8
3.Сущность системы социального партнёрства в РФ…………………..……..12
Заключение………………………………………………………………..……...17
Список использованных источников……………………………………….…..20

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….…………..3

1.Объективные предпосылки и  условия возникновения социального партнёрства……………………………………………………………..…………4

2.Становление системы социального  партнёрства в РФ………………...……..8

3.Сущность системы социального  партнёрства в РФ…………………..……..12

Заключение………………………………………………………………..……...17

Список использованных источников……………………………………….…..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Идеология социального партнерства  начала внедряться в России с конца 1991 года, когда в результате августовской (1991 г.) революции произошла смена государственного строя и начался интенсивный переход к рыночным отношениям.

Одним из первых Указов Президента России был Указ "О социальном партнерстве  и разрешении трудовых споров" (15 ноября 1991 г., № 212). И это не случайно. У тех, кто возглавлял рыночные преобразования в России в начале 90-х гг., опираясь, главным образом, на пример развитых в экономическом отношении стран, не было сомнений, что социальное партнерство - это такой же необходимый элемент рыночного хозяйства как частная собственность, безработица или фондовый рынок. Поэтому столь категоричным был сам тон уже упомянутого президентского Указа, который начинался словами: "В целях создания системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений, разрешения трудовых конфликтов в условиях перехода к рыночной экономике постановляю...". И далее шел перечень мероприятий, который должен был обеспечить создание такой системы (заключение генерального соглашения, отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, создание службы разрешения трудовых конфликтов).

Появившиеся позднее Указы Президента и соответствующие постановления  Правительства имели целью создать  необходимый правовой фарватер, по которому мог успешно начинать свое плавание вновь построенный корабль под названием "Социальное партнерство". Но что же в действительности под таким названием качается сегодня на волнах рыночных преобразований в России? Что такое вообще социальное партнерство? Когда и при каких условиях в практике регулирования социально-трудовых отношений возникла система социального партнерства?

Эти и другие вопросы мне хотелось бы осветить в данной контрольной  работе.

  1. Объективные предпосылки и условия возникновения социального партнёрства.

Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов. 

 Систему социального партнерства называют « трипартизмом », так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.  

 Система социального партнерства как механизм регулирования социально-трудовых отношений получила развитие после Второй мировой войны, окончательно утвердилась лишь в 60—70-х гг. XX столетия, и то не во всех странах. Сегодня наиболее развитая система социального партнерства существует в Германии, Австрии, Швеции и других странах. В меньшей степени она развита в Южной Европе, США, Японии. Системы социального партнерства не существует в слаборазвитых странах. В России она только формируется.   

 Формирование системы социального партнерства возможно только при определенных условиях. 

1. Необходимость регулирования  социально-трудовых отношений возникает одновременно с возникновением капиталистического товарного производства, когда в качестве основных субъектов трудовых отношений окончательно оформляются два основных класса — собственники средств производства и наемные работники, лишенные средств производства и потому вынужденные продавать свою рабочую силу, чтобы как-то обеспечить свое существование. 

2. Уже на начальном этапе развития капиталистического товарного производства при взаимодействии двух классов достаточно четко проявился противоположный характер их интересов. Рабочий, свободный от средств производства и не имеющий земли, был вынужден наниматься на работу к собственнику средств производства — капиталисту.1   

 Государство помогало капиталисту  в насильственном удлинении рабочего дня путем установления «разумной цены» и закрепления в законодательно-принудительном порядке определенной продолжительности рабочего дня. Начиная с XIV в. в ряде стран Западной Европы (Франция, Великобритания, Нидерланды и др.) действовали статуты (законы) о рабочих, которые устанавливали уровень заработной платы наемных рабочих, продолжительность рабочего дня. Эти статуты были отменены только в XIX в. Например, в Англии рабочие статуты были отменены в 1813 г., когда капитализм прочно встал на ноги.  

 Чтобы защитить себя, рабочие  были вынуждены объединяться. Само развитие капитализма провоцирует рабочих к объединению. Капитал боится сплочения рабочих и через государство пытался себя защищать. Поэтому на протяжении во многих странах существовали законы, запрещающие профсоюзы. Только в конце XIX в. профсоюзы наконец-то легализовались.  

 В 1868 г. был образован Британский  конгресс тред-юнионов, в 1898 г. Бельгийская рабочая партия образовала профсоюзные комиссии. В 1906 г. началось организованное профсоюзное движение в России. В США рабочие организации были законодательно признаны только в 30-х гг. XX столетия (закон Вагнера 1936 г. и закон Норриса-Ла Гардена 1932 г.). По мере развития профсоюзного движения стали возникать объединения работодателей.   

 В конце XIX — начале XX в.  в индустриальных странах постепенно формируется трудовое законодательство. Так, в 1907 г. был принят Датский гражданский кодекс, в 1911 г. — Швейцарский кодекс обязанностей, в 1915 г. появилось специальное законодательство в Норвегии, в 1918 г. аналогичные законы принимаются в Германии, в 1919 г. — во Франции. В 1919 г. была образована Международная организация труда (МОТ). Однако социального партнерства еще не существовало. С начала XX в. потребовалось примерно полвека, чтобы в теорию и практику регулирования социально-трудовых отношений между наемными работниками и работодателями прочно вошло такое понятие, как «социальное партнерство».  

 В ходе относительно стабильного развития серьезные экономические потрясения стали охватили развитые капиталистические страны. Это и мировой экономический кризис 1929—1933 гг., и Вторая мировая война. В результате позиции капитала в развитых странах были подорваны, что заставило его искать пути сотрудничества с профсоюзами.  

 В послевоенной ФРГ к этому  толкала угроза национализации  предприятий, собственники которых  открыто сотрудничали с нацистами.  В США фактором, который заставил предпринимателей сесть за стол переговоров, стал нефтяной кризис 1974 г.  

 Параллельно набирало мощь  профсоюзное движение. Так, с октября  1949 г. было восстановлено профсоюзное  движение в ФРГ (было создано  Объединение немецких профсоюзов ОНП). В 1945 г. произошло слияние профсоюзов Бельгии, была образована Всеобщая федерация труда Бельгии (ВФТБ). Набирало мощь профсоюзное движение в южноевропейских странах (Италия, Греция, Португалия). В Испании на базе рабочих комиссий (аналогия профкомов на предприятиях), выросших в 60-х гг., была образована Профсоюзная конфедерация рабочих комиссий (ПКРК). В Великобритании при содействии профсоюзов была образована Лейбористская партия Великобритании, которая после Второй мировой войны трижды находилась у власти (1945—1951 гг., 1964—1970 гг., 1974-1979 гг.).  

 В первой половине XX в. в  силу ряда объективных условий  (усиление концентрации производства, усложнение экономических связей, обострение социальных проблем и усиление милитаризации экономики) произошло расширение экономических функций государства. «Ночного сторожа» сменило экономически активное государство. Оно все сильнее вмешивалось в регулирование не только экономических, но и социальных отношений. Как уже отмечалось, во многих странах Западной Европы и США под давлением левых сил и профсоюзов получило развитие социальное законодательство. Именно на этой волне после Второй мировой войны сформировалась идеология «государства всеобщего благоденствия» (Welfare State).  

 Государственная политика «социального благоденствия» в 40—50-х гг. XX столетия включала программы достижения высокого уровня жизни населения путем создания государственной системы образования, здравоохранения, жилищного строительства, а также программы социального обеспечения, регулирования минимального размера заработной платы.  

 Согласно идеологии «государства  всеобщего благоденствия» и социального  государства, социальная политика  позволяет стабилизировать общество, уладить конфликты и добиться  утверждения солидарности и партнерства. Именно в послевоенный период разрабатывается и утверждается система минимальных стандартов социального обеспечения граждан, гарантированных государством. Благодаря усилиям государства в послевоенный период в большинстве европейских стран были созданы национальные социально-экономические советы из представителей объединений предпринимателей, профсоюзов и государства. В 1947 г. в Италии был образован Национальный совет экономики и труда. В Бельгии в 1948 г. был создан Центральный экономический совет, а в 1952 г. — Национальный совет труда. В Голландии в 1950 г. был сформирован Экономический и социальный совет, а несколько позднее Совет по проблемам труда. Во Франции Экономический и социальный комитет действует с 1958 г., а в Англии с 1962 г.  

 Создание в 1919 г. Международной  организации труда (МОТ) и ее  целенаправленные усилия по содействию  внедрению в практику регулирования социально-трудовых отношений коллективно-договорных форм также сыграли роль своеобразного катализатора развития системы социального партнерства. МОТ выработала около двух десятков конвенций и рекомендаций, реализация которых позволила многим странам выстроить свой механизм коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.2   

 Становлению новой системы регулирования социально-трудовых отношений в развитых странах в немалой степени способствовало также развитие в послевоенный период институтов гражданского общества, формирование и развитие демократических процедур принятия решений как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельных предприятий.  

 Таким образом, возникновение  в 60—70-х гг. XX в. в развитых  странах договорной формы регулирования  социально-трудовых отношений явилось результатом длительного экономического и социально-политического развития, оно стало возможным благодаря целому ряду объективных и субъективных условий: усиление концентрации и централизации капитала и как следствие этого изменение форм организации труда и характера взаимоотношений наемных работников и работодателей в процессе производства; рост сплоченности рабочего и профсоюзного движения; активная социальная политика государства; развитие демократических процедур управления обществом и др.

 

2.Становление социального  партнёрства в РФ.

В России кризисные явления обострили социально-трудовые отношения, привели к росту трудовых конфликтов, многие из которых стали перерастать в забастовки. Это делает необходимым поиск путей урегулирования социально-трудовых отношений. Переход от противостояния к социальному партнерству можно рассматривать двояко: социальное партнерство – это условие и компонент развития рыночных отношений.

Здание трипартизма в России возводилось путем простого заимствования  зарубежных моделей. Его концептуальным обоснованием приходится заниматься в процессе развития социального партнерства.

Последовательно и целенаправленно  система социального партнерства  в России начала формироваться в 1992 году.

Основные принципы социального  партнерства и механизмы его  реализации определены Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», федеральными законами: «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», рядом других законодательных актов.

Организационная структура социального партнерства в стране далека от целостного вида. Возведена лишь «крыша» – Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по урегулированию социально-трудовых отношений. Она «призвана устанавливать общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов трех действующих в производственно-экономической, трудовой и общественной сфере, сторон: государства, наемных рабочих и работодателей». РТК наделена необходимыми полномочиями по подготовке проекта Генерального соглашения, организации коллективных переговоров, связанных с его принятием, и обсуждению выполнения соглашений.

Генеральное соглашение – правовой акт, «устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне и заключаемый между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей, Правительством РФ.»

На основе Генерального соглашения руководящие органы отраслей и российские объединения профсоюзов заключают  тарифные отраслевые (межотраслевые) соглашения – правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и др. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли.

Важное место в системе социального  партнерства отведено службе по урегулированию коллективных трудовых споров. В ее состав входят соответствующий департамент Минтруда России, территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ.

Информация о работе Система социального партнёрства