Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 10:48, контрольная работа
Одним из первых Указов Президента России был Указ "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров" (15 ноября 1991 г., № 212). И это не случайно. У тех, кто возглавлял рыночные преобразования в России в начале 90-х гг., опираясь, главным образом, на пример развитых в экономическом отношении стран, не было сомнений, что социальное партнерство - это такой же необходимый элемент рыночного хозяйства как частная собственность, безработица или фондовый рынок. Поэтому столь категоричным был сам тон уже упомянутого президентского Указа, который начинался словами: "В целях создания системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений, разрешения трудовых конфликтов в условиях перехода к рыночной экономике постановляю...". И далее шел перечень мероприятий, который должен был обеспечить создание такой системы (заключение генерального соглашения, отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, создание службы разрешения трудовых конфликтов).
Введение……………………………………………………………….…………..3
1.Объективные предпосылки и условия возникновения социального партнёрства……………………………………………………………..…………4
2.Становление системы социального партнёрства в РФ………………...……..8
3.Сущность системы социального партнёрства в РФ…………………..……..12
Заключение………………………………………………………………..……...17
Список использованных источников……………………………………….…..20
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Объективные предпосылки и
условия возникновения социального
партнёрства…………………………………………………
2.Становление системы
3.Сущность системы
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….…..
Введение.
Идеология социального партнерства начала внедряться в России с конца 1991 года, когда в результате августовской (1991 г.) революции произошла смена государственного строя и начался интенсивный переход к рыночным отношениям.
Одним из первых Указов Президента России был Указ "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров" (15 ноября 1991 г., № 212). И это не случайно. У тех, кто возглавлял рыночные преобразования в России в начале 90-х гг., опираясь, главным образом, на пример развитых в экономическом отношении стран, не было сомнений, что социальное партнерство - это такой же необходимый элемент рыночного хозяйства как частная собственность, безработица или фондовый рынок. Поэтому столь категоричным был сам тон уже упомянутого президентского Указа, который начинался словами: "В целях создания системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений, разрешения трудовых конфликтов в условиях перехода к рыночной экономике постановляю...". И далее шел перечень мероприятий, который должен был обеспечить создание такой системы (заключение генерального соглашения, отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, создание службы разрешения трудовых конфликтов).
Появившиеся позднее Указы Президента
и соответствующие
Эти и другие вопросы мне хотелось бы осветить в данной контрольной работе.
Социальное партнерство
Систему социального партнерства называют « трипартизмом », так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.
Система социального партнерства как механизм регулирования социально-трудовых отношений получила развитие после Второй мировой войны, окончательно утвердилась лишь в 60—70-х гг. XX столетия, и то не во всех странах. Сегодня наиболее развитая система социального партнерства существует в Германии, Австрии, Швеции и других странах. В меньшей степени она развита в Южной Европе, США, Японии. Системы социального партнерства не существует в слаборазвитых странах. В России она только формируется.
Формирование системы социальн
1. Необходимость регулирования социально-трудовых отношений возникает одновременно с возникновением капиталистического товарного производства, когда в качестве основных субъектов трудовых отношений окончательно оформляются два основных класса — собственники средств производства и наемные работники, лишенные средств производства и потому вынужденные продавать свою рабочую силу, чтобы как-то обеспечить свое существование.
2. Уже на начальном этапе развития капиталистического товарного производства при взаимодействии двух классов достаточно четко проявился противоположный характер их интересов. Рабочий, свободный от средств производства и не имеющий земли, был вынужден наниматься на работу к собственнику средств производства — капиталисту.1
Государство помогало
Чтобы защитить себя, рабочие были вынуждены объединяться. Само развитие капитализма провоцирует рабочих к объединению. Капитал боится сплочения рабочих и через государство пытался себя защищать. Поэтому на протяжении во многих странах существовали законы, запрещающие профсоюзы. Только в конце XIX в. профсоюзы наконец-то легализовались.
В 1868 г. был образован Британский конгресс тред-юнионов, в 1898 г. Бельгийская рабочая партия образовала профсоюзные комиссии. В 1906 г. началось организованное профсоюзное движение в России. В США рабочие организации были законодательно признаны только в 30-х гг. XX столетия (закон Вагнера 1936 г. и закон Норриса-Ла Гардена 1932 г.). По мере развития профсоюзного движения стали возникать объединения работодателей.
В конце XIX — начале XX в.
в индустриальных странах
В ходе относительно
В послевоенной ФРГ к этому
толкала угроза национализации
предприятий, собственники
Параллельно набирало мощь
профсоюзное движение. Так, с октября
1949 г. было восстановлено
В первой половине XX в. в
силу ряда объективных условий
(усиление концентрации
Государственная политика «социального благоденствия» в 40—50-х гг. XX столетия включала программы достижения высокого уровня жизни населения путем создания государственной системы образования, здравоохранения, жилищного строительства, а также программы социального обеспечения, регулирования минимального размера заработной платы.
Согласно идеологии «
Создание в 1919 г. Международной
организации труда (МОТ) и ее
целенаправленные усилия по
Становлению новой системы регулирования социально-трудовых отношений в развитых странах в немалой степени способствовало также развитие в послевоенный период институтов гражданского общества, формирование и развитие демократических процедур принятия решений как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельных предприятий.
Таким образом, возникновение
в 60—70-х гг. XX в. в развитых
странах договорной формы
2.Становление социального партнёрства в РФ.
В России кризисные явления обострили социально-трудовые отношения, привели к росту трудовых конфликтов, многие из которых стали перерастать в забастовки. Это делает необходимым поиск путей урегулирования социально-трудовых отношений. Переход от противостояния к социальному партнерству можно рассматривать двояко: социальное партнерство – это условие и компонент развития рыночных отношений.
Здание трипартизма в России возводилось путем простого заимствования зарубежных моделей. Его концептуальным обоснованием приходится заниматься в процессе развития социального партнерства.
Последовательно и целенаправленно
система социального
Основные принципы социального партнерства и механизмы его реализации определены Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», федеральными законами: «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», рядом других законодательных актов.
Организационная структура социального партнерства в стране далека от целостного вида. Возведена лишь «крыша» – Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по урегулированию социально-трудовых отношений. Она «призвана устанавливать общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов трех действующих в производственно-экономической, трудовой и общественной сфере, сторон: государства, наемных рабочих и работодателей». РТК наделена необходимыми полномочиями по подготовке проекта Генерального соглашения, организации коллективных переговоров, связанных с его принятием, и обсуждению выполнения соглашений.
Генеральное соглашение – правовой
акт, «устанавливающий общие принципы
регулирования социально-
На основе Генерального соглашения руководящие органы отраслей и российские объединения профсоюзов заключают тарифные отраслевые (межотраслевые) соглашения – правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и др. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли.
Важное место в системе