Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 10:48, контрольная работа
Одним из первых Указов Президента России был Указ "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров" (15 ноября 1991 г., № 212). И это не случайно. У тех, кто возглавлял рыночные преобразования в России в начале 90-х гг., опираясь, главным образом, на пример развитых в экономическом отношении стран, не было сомнений, что социальное партнерство - это такой же необходимый элемент рыночного хозяйства как частная собственность, безработица или фондовый рынок. Поэтому столь категоричным был сам тон уже упомянутого президентского Указа, который начинался словами: "В целях создания системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений, разрешения трудовых конфликтов в условиях перехода к рыночной экономике постановляю...". И далее шел перечень мероприятий, который должен был обеспечить создание такой системы (заключение генерального соглашения, отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, создание службы разрешения трудовых конфликтов).
Введение……………………………………………………………….…………..3
1.Объективные предпосылки и условия возникновения социального партнёрства……………………………………………………………..…………4
2.Становление системы социального партнёрства в РФ………………...……..8
3.Сущность системы социального партнёрства в РФ…………………..……..12
Заключение………………………………………………………………..……...17
Список использованных источников……………………………………….…..20
Особенности системы социального партнерства в РФ:
Нет сформировавшегося класса собственников-работодателей.
Принятые законы «О предприятиях и
предпринимательской
Следует активизировать усилия государственной власти, деловых кругов, благотворительных фондов и т.д;
Политизация профсоюзного движения проявляется в формировании широких многофункциональных движений, сочетающих в своей деятельности защиту текущих интересов рабочих с отстаиванием определенного пути развития;
Говоря о современном состоянии социального партнерства, председатель Российского объединения работодателей В. Колмогоров подчеркнул: «Трехсторонняя комиссия – иллюзия, если смотреть на результаты реализации решений комиссии, и не иллюзия, если смотреть на процесс работы». Подобное мнение складывается также при рассмотрении деятельности совместных комиссий по подготовке колдоговоров и соглашений. Такой процесс можно смело характеризовать как социальный диалог. Однако он не находит своего завершения в социальном партнерстве. Причина – невыполнение подписанных соглашений работодателями и правительственной стороной. Любые комиссии (РТК, региональная, заводская) являются только совещательными органами; они не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений.[2]
Мнение же правительственной стороны
о состоянии социального
3. Сущность системы социального партнерства в РФ.
В настоящее время в странах Западной Европы и США регулирование взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений - наемных работников и работодателей, осуществляется с помощью системы социального партнерства.
В цивилизованном демократическом обществе, в странах с социально-ориентированной рыночной экономикой под социальным партнерством понимается принципиально новый тип социально-трудовых отношений, заключающийся, в том, что:
во-первых, наемный работник перестает быть только объектом социально-трудовых отношений, и наряду с собственником предпринимателем, работодателем становится активным субъектом самих этих отношений и активным субъектом их регулирования на различных уровнях;
во-вторых, важнейшим принципом
регулирования социально-
Именно социальное партнерство составляет в развитых демократических странах суть цивилизованного и эффективного регулирования социально-трудовых отношений, предотвращения или мирного разрешения социальных конфликтов, гарантию социального согласия и прогресса.4
Принципиальные изменения в сфере собственности - приватизация, ликвидация монополии государственной собственности, установление плюрализма форм собственности, вызвали интерес к проблеме социального партнерства и в Российской Федерации.
В России начало процессу развития социального партнерства было положено Указом Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 21 ноября 1991 года. К концу 1990-х сформировалась определенная законодательная база: федеральные законы о коллективных договорах и соглашениях, о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), о разрешении коллективных трудовых споров, иные нормативные правовые акты. Сложилась разветвленная система социального взаимодействия на разных уровнях:
- на федеральном - РТК и отраслевые тарифные комиссии;
- в областях и в муниципальных образованиях - региональные и территориальные комиссии;
- в производственных объединениях и на крупных предприятиях созданы соответствующие (двухсторонние) комиссии.
Применительно к современным российским условиям социальное партнерство представляет собой механизм, способ регулирования социально-трудовых отношений, основанный на согласовании интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
При этом взаимодействие указанных экономических агентов имеет целью эффективное разрешение проблем занятости, условий, длительности, оплаты труда и отдыха работающих с учетом отраслевых и региональных особенностей, а также избежание социально-трудовых конфликтов (забастовок, голодовок и прочее).
Однако в данном контексте система
социального партнерства
В постиндустриальных странах система социального партнерства, прежде всего, рассматривается в контексте гражданского общества и выступает организационной формой общественной жизни. Фактически идея социального партнерства трансформировалась в развитых странах в идею социальной солидарности и воплощена на институциональном уровне.
Согласно Трудовому Кодексу
РФ система социального
- федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
- региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
- отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
- территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
- уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.5
Социальное партнерство
1) Коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
2) Взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
3) Участия работников, их представителей в управлении организацией;
4) Участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.6
Основными принципами социального партнерства являются:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.7
Сегодня социальное партнерство в России находится в зачаточном состоянии, не представляет собой единого общественного организма, потребность в регулировании сферы труда проявляется на разных уровнях, в разных сферах и различных регионах очень противоречиво.
Основными причинами недостаточного
развития системы социального
2) Массовое несоблюдение органами государственной власти и предпринимателями взятых на себя обязательств;
3) Недостаточная степень
4) Недостаточная настойчивость и умение профсоюзов вести коллективные переговоры;
5) Непонимание сущности социально
6) Отсутствие традиций
Несмотря на существующие недостатки
системы социального
К основным задачам в области
становления эффективной
1) изучение и обобщение практического опыта реализации принципов социального партнерства при регулировании социально-трудовых отношений;
2) изучение механизма функционирования социального партнерства, форм и методов достижения его целей;
3) формирование независимого рабочего движения и сильных, свободных профессиональных союзов;
4) формирование социального слоя собственников, предпринимателей и формирование объединений, выражающих их интересы;
5) формирование нормативно-правовой основы социального партнерства.
Заключение.
“Смена типа социально-трудовых отношений в России, социальные издержки этого процесса поставили перед социологами, политологами, философами, экономистами и юристами задачу научно обосновать социальное партнерство как общественное явление, объяснить его противоречия, наметить перспективы развития, проанализировать формы регулирования. Социальное партнерство - категория зрелой рыночной экономики, для которой характерна институционализация социальных партнеров. Формальным началом утверждения социального партнерства можно считать создание Международной организации труда, строящей свою работу на принципах « трипартизма ». В России такой точкой отсчета стал Указ Президента РФ № 212 от 15 ноября 1991 г. “О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)”.
В процессе становления системы
социального партнерства в
Начало рыночных реформ, упомянутый Указ Президента РФ, появление первых ассоциаций работодателей - РСПП, КСОРР, поиск профсоюзами своей позиции в новых условиях.
Расширение законодательной
Разработка национальных проектов, вступление в силу ТК РФ (2002 г.) со специальным разделом II “Социальное партнерство” и новой его редакции (2006 г.), формирование многоуровневой системы социального партнерства, принятие ФЗ “Об объединениях работодателей” (2002 г.), дальнейшее укрепление профсоюзов.