Система социального партнёрства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 10:48, контрольная работа

Описание работы

Одним из первых Указов Президента России был Указ "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров" (15 ноября 1991 г., № 212). И это не случайно. У тех, кто возглавлял рыночные преобразования в России в начале 90-х гг., опираясь, главным образом, на пример развитых в экономическом отношении стран, не было сомнений, что социальное партнерство - это такой же необходимый элемент рыночного хозяйства как частная собственность, безработица или фондовый рынок. Поэтому столь категоричным был сам тон уже упомянутого президентского Указа, который начинался словами: "В целях создания системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений, разрешения трудовых конфликтов в условиях перехода к рыночной экономике постановляю...". И далее шел перечень мероприятий, который должен был обеспечить создание такой системы (заключение генерального соглашения, отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, создание службы разрешения трудовых конфликтов).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3
1.Объективные предпосылки и условия возникновения социального партнёрства……………………………………………………………..…………4
2.Становление системы социального партнёрства в РФ………………...……..8
3.Сущность системы социального партнёрства в РФ…………………..……..12
Заключение………………………………………………………………..……...17
Список использованных источников……………………………………….…..20

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Особенности системы социального  партнерства в РФ:

    • размытость субъектов социального партнерства.

Нет сформировавшегося класса собственников-работодателей.

    • отсутствие должной правовой базы.

Принятые законы «О предприятиях и  предпринимательской деятельности», «О коллективных договорах и соглашениях», Кодекс законов о труде в какой-то мере регламентируют правовые процедуры переговоров между работниками и наемными работниками, но в них не предусматривается ответственность сторон, то есть отсутствует третья важная часть правовой нормы – санкция. Не определен правовой статус субъектов трудовых отношений, в частности, представляющих сторону работодателей.

    • сужается материальная база социального партнерства.

Следует активизировать усилия государственной  власти, деловых кругов, благотворительных  фондов и т.д;

    • рабочее движение выходит за чисто профсоюзные рамки, приобретает социально-политическую ориентацию.3

Политизация профсоюзного движения проявляется  в формировании широких многофункциональных  движений, сочетающих в своей деятельности защиту текущих интересов рабочих с отстаиванием определенного пути развития;

    • преобладание государственной собственности приводит к тому, что любой мельчайший трудовой конфликт выливается в столкновение работников с государством;
    • в России не было, да и не могло быть теоретической и социально-психологической подготовки к восприятию социального партнерства, нужна система пропагандистско-идеологического обеспечения реформ.

Говоря о современном состоянии социального партнерства, председатель Российского объединения работодателей В. Колмогоров подчеркнул: «Трехсторонняя комиссия – иллюзия, если смотреть на результаты реализации решений комиссии, и не иллюзия, если смотреть на процесс работы». Подобное мнение складывается также при рассмотрении деятельности совместных комиссий по подготовке колдоговоров и соглашений. Такой процесс можно смело характеризовать как социальный диалог. Однако он не находит своего завершения в социальном партнерстве. Причина – невыполнение подписанных соглашений работодателями и правительственной стороной. Любые комиссии (РТК, региональная, заводская) являются только совещательными органами; они не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений.[2]

Мнение же правительственной стороны  о состоянии социального партнерства  сводится к тому, что главная причина невыполнения соглашений – отсутствие нормального стабильного экономического положения в стране и соответствующей законодательной базы. Правительство соглашается на ведение диалога лишь по проблемам, связанных с подготовкой новых правовых актов. Что же касается государственных программ, которые могут (или должны) привести к стабилизации российской экономики, то ни профсоюзы, ни работодатели к их подготовке не допускаются.

 

 

 

3. Сущность системы социального партнерства в РФ.

 

В настоящее время в странах  Западной Европы и США регулирование  взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений - наемных работников и  работодателей, осуществляется с помощью системы социального партнерства.

В цивилизованном демократическом  обществе, в странах с социально-ориентированной рыночной экономикой под социальным партнерством понимается принципиально новый тип социально-трудовых отношений, заключающийся, в том, что:

во-первых, наемный работник перестает  быть только объектом социально-трудовых отношений, и наряду с собственником предпринимателем, работодателем становится активным субъектом самих этих отношений и активным субъектом их регулирования на различных уровнях;

во-вторых, важнейшим принципом  регулирования социально-трудовых отношений становится принцип равноправного участия в этом процессе государства, представителей собственника, предпринимателя, работодателя и представителей работника.

Именно социальное партнерство  составляет в развитых демократических  странах суть цивилизованного  и эффективного регулирования социально-трудовых отношений, предотвращения или мирного разрешения социальных конфликтов, гарантию социального согласия и прогресса.4

Принципиальные изменения в  сфере собственности - приватизация, ликвидация монополии государственной собственности, установление плюрализма форм собственности, вызвали интерес к проблеме социального партнерства и в Российской Федерации.

В России начало процессу развития социального  партнерства было положено Указом Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 21 ноября 1991 года. К концу 1990-х сформировалась определенная законодательная база: федеральные законы о коллективных договорах и соглашениях, о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), о разрешении коллективных трудовых споров, иные нормативные правовые акты. Сложилась разветвленная система социального взаимодействия на разных уровнях:

- на федеральном - РТК и отраслевые тарифные комиссии;

- в областях и в муниципальных образованиях - региональные и территориальные комиссии;

- в производственных объединениях и на крупных предприятиях созданы соответствующие (двухсторонние) комиссии.

Применительно к современным российским условиям социальное партнерство представляет собой механизм, способ регулирования социально-трудовых отношений, основанный на согласовании интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

При этом взаимодействие указанных экономических агентов имеет целью эффективное разрешение проблем занятости, условий, длительности, оплаты труда и отдыха работающих с учетом отраслевых и региональных особенностей, а также избежание социально-трудовых конфликтов (забастовок, голодовок и прочее).

Однако в данном контексте система  социального партнерства представлена одноуровнево, исключительно в масштабе предприятий и организаций, отраслевых профсоюзов, а также государственных  органов, т.е. социально-экономические  интересы субъектов социально-трудовых отношений рассматриваются на локальном (микро) уровне.

В постиндустриальных странах система  социального партнерства, прежде всего, рассматривается в контексте  гражданского общества и выступает  организационной формой общественной жизни. Фактически идея социального партнерства трансформировалась в развитых странах в идею социальной солидарности и воплощена на институциональном уровне.

Согласно Трудовому Кодексу  РФ система социального партнерства  в России включает следующие уровни:

- федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

- региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

- отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

- территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

- уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.5

Социальное партнерство осуществляется в формах:

1) Коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

2) Взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

3) Участия работников, их представителей  в управлении организацией;

4) Участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.6

Основными принципами социального  партнерства являются:

- равноправие сторон;

- уважение и учет интересов сторон;

- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

- соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.7

Сегодня социальное партнерство в  России находится в зачаточном состоянии, не представляет собой единого общественного  организма, потребность в регулировании  сферы труда проявляется на разных уровнях, в разных сферах и различных регионах очень противоречиво.

Основными причинами недостаточного развития системы социального партнерства  в России являются:

  1. Нестабильность экономической и политической ситуации в стране;

2) Массовое несоблюдение органами государственной власти и предпринимателями взятых на себя обязательств;

3) Недостаточная степень организованности  и ответственности со стороны  работодателей;

4) Недостаточная настойчивость  и умение профсоюзов вести  коллективные переговоры;

5) Непонимание сущности социального партнерства большей частью работодателей. На уровне предприятий социальное партнерство рассматривается в контексте вопроса о роли государства в рыночной экономической системе. Работодатели придают большее значение взаимоотношениям с государством и государственной политике вообще, чем взаимоотношениям с организациями, представляющими интересы работников;

6) Отсутствие традиций цивилизованного  социально-экономического взаимодействия.

Несмотря на существующие недостатки системы социального партнерства  в Российской Федерации уже определились основные параметры системы, приоритетные направления ее дальнейшего развития.

К основным задачам в области  становления эффективной системы  социального партнерства в Российской Федерации можно отнести:

1) изучение и обобщение практического опыта реализации принципов социального партнерства при регулировании социально-трудовых отношений;

2) изучение механизма функционирования социального партнерства, форм и методов достижения его целей;

3) формирование независимого рабочего движения и сильных, свободных профессиональных союзов;

4) формирование социального слоя собственников, предпринимателей и формирование объединений, выражающих их интересы;

5) формирование нормативно-правовой основы социального партнерства.

 

 

 

 

 

Заключение.

“Смена типа социально-трудовых отношений  в России, социальные издержки этого  процесса поставили перед социологами, политологами, философами, экономистами и юристами задачу научно обосновать социальное партнерство как общественное явление, объяснить его противоречия, наметить перспективы развития, проанализировать формы регулирования. Социальное партнерство - категория зрелой рыночной экономики, для которой характерна институционализация социальных партнеров. Формальным началом утверждения социального партнерства можно считать создание Международной организации труда, строящей свою работу на принципах « трипартизма ». В России такой точкой отсчета стал Указ Президента РФ № 212 от 15 ноября 1991 г. “О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)”.

В процессе становления системы  социального партнерства в нашей  стране можно выделить три этапа.

  • 1991 г. - середина 90-х годов.

Начало рыночных реформ, упомянутый Указ Президента РФ, появление первых ассоциаций работодателей - РСПП, КСОРР, поиск профсоюзами своей позиции в новых условиях.

  • Середина 90-х - 2002 г.

Расширение законодательной базы социального партнерства, развитие трехстороннего взаимодействия (прежде всего на региональном и отраслевом уровнях), активное формирование региональных объединений работодателей, осознание профсоюзами своей роли в условиях рыночной экономики, активизация их действий.

  • 2002 г. - по настоящее время.

Разработка национальных проектов, вступление в силу ТК РФ (2002 г.) со специальным  разделом II “Социальное партнерство” и новой его редакции (2006 г.), формирование многоуровневой системы социального партнерства, принятие ФЗ “Об объединениях работодателей” (2002 г.), дальнейшее укрепление профсоюзов.

Информация о работе Система социального партнёрства