Система социальных пособий в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Степень благополучия общества в целом, в конечном счете, определяется благополучием его членов. Именно это - высокий уровень жизни населения, максимально широкие возможности для всестороннего развития, уверенность каждого в завтрашнем дне - является главной целью социальной политики любого государства. Современная действительность ставит перед человеком ряд проблем, решить которые он может только при помощи государства, которые имеет многовековые традиции в становлении системы социальной защиты населения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...4 стр
Глава 1 Общая характеристика системы социальных пособий в Российской Федерации……………………………………………………………………6 стр
1.1 Понятие, признаки социальных пособий………………………...6 стр
1.2 Классификация социальных пособий……………………………..8 стр
Глава 2 Характеристика отдельных видов социальных пособий………...11стр
2.1 Пособия по временной нетрудоспособности……………………..11 стр
2.2 Пособия в связи с материнством и детством, отцовством………..23 стр
2.3 Пособия по безработице……………………………………………29 стр
2.4 Иные социальные пособия…………………………………………34 стр
Глава 3 Источники финансирования и выплат социальных пособий…….38 стр
Заключение………………………………………………………………46 стр
Список использованных источников и литературы………………………..49 стр

Файлы: 1 файл

Курсовая соц.пособия.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Иные социальные  пособия

     Кроме рассмотренных выше существуют другие виды социальных пособий. К таким пособиям относятся:

А) государственные единовременные пособия и ежемесячные компенсации  гражданам при возникновении  у них поствакцианальных осложнений. При возникновений поствакцианальных  осложнений граждане имеют право на государственное единовременное пособие и ежемесячную денежную компенсацию. Выплачивается данное пособие гражданам, у которых установлено наличие поствакцианального осложнения, - в размере 10 000 руб; членам семьи гражданина в случае его смерти наступившей в результате поствакцианального осложнения,- 30 000 руб. Круг членов семьи, имеющих право на получение этого пособия определяется в соответствии с сост. 9 закона о трудовых пенсиях. Устанавливается эта компенсация тем гражданам, которые признаны инвалидами в следствие поствакцианального осложнения. Ее размер для всех инвалидов одинаков и составляет 1 000 руб. Пособия компенсации выдаются органами социальной защиты населения по месту жительства их получателей.

Б) единовременные пособия  при заражением вирусом имунодифицита человека. Пособие при заражении ВИЧ установлено Федеральным законом от 30.03.1995г. «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом имунодифицита человека».

В) ежемесячные пособия  супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Данное пособие установлено в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Право на получение пособия могут иметь как жена, так и муж военнослужащего. Пособия выплачиваются только в период проживания в местности где они вынуждены не работать в двух случаях:

- в связи с отсутствием  возможности трудоустроиться по  специальности

- если она(он) вынуждены  ухаживать за детьми по состоянию  здоровья детей, связанному с  условиями их проживания оп  месту военной службы одного из супругов.

Размер данного пособия  – 100 рублей в месяц. Пособия назначаются  с месяца, следующего  за месяцем, в котором возникло право на его  получение. Назначается и выплачивается  пособие по месту службы военнослужащего  на основании его рапорта.

Г) единовременные пособия  вынужденным переселенцам. Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства в следствие совершенного  в отношении его или членов его семьи насилия или преследование в иных формах либо в следствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а так же по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждении, ставших поводами для проведения враждебных кампании в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушении общественного порядка. Пособие вынужденным переселенцам выплачивается в разных размерах: 1. гражданину, получившему свидетельство о регистрации ходатайство о признании его вынужденным переселенцем, и с прибывшим с ним членом семьи, недостигшим 18.летнего возраста,- в размере 100 рублей; 2. малообеспеченным гражданам (одиноким пенсионерам, одиноким инвалидам, семьям, состоящим только из пенсионеров и(или) инвалидам, одинокому родителю с ребенком или с детьми в возрасте до 18 лет, многодетным семьям с тремя детьми и более в возрасте до 18 лет) из числа указанных лиц – в размере 150 руб. Гражданин, получивший свидетельство о регистрации ходатайство о признании  его вынужденным переселенцем, подает заявление в письменной форме в территориальный орган миграционной службы. Территориальный орган миграционной службы в течение одного дня со дня подачи заявления принимает соответствующие решения и выдает заявителю справку о получении пособия. Справка удостоверяется подписью руководителя территориального органа миграционной службы, выдавшего ее, и печатью этого органа.

Д) единовременные пособия  беженцам. Беженец – это лицо, которое не является гражданином России и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой в следствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может либо не желает вернуться в нее в следствие таких опасений. Размеры пособия беженцу, получившему свидетельство, и каждому прибывшему с ним члену семьи не достигшему 18.летнего возраста, таковы: 1. 100 руб. – лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу; 2. 150 руб. – малообеспеченному гражданину из числа лиц, получивших свидетельство, и каждому прибывшему с ним члену семьи не достигшему 18.летнего возраста. Лицо, получившее свидетельство подает соответствующее заявление в территориальный орган миграционной службы, в котором состоит на учете, территориальный орган миграционной службы в котором гражданин, получивший свидетельство состоит на учете, в течение одного дня со дня подачи заявления принимает соответствующие решения и выдает заявителю справку на получение пособия.

Е) пособие на погребение. На территории России каждому человеку после его смерти гарантируется  погребение с учетом его волеизъявления , бесплатное предоставление участка  земли для погребения тела(останков или праха). Федеральный закон от 12.01.1996г. (с последующими изменениями и дополнениями) «о погребении и похоронном деле» регулирует отношения связанные с погребением умерших в нем устанавливаются, в частности, гарантии и предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего, либо предоставляется безвозмездно определенной услуге, перечень которых определен законом, либо выплачивается социальное пособие на погребение. Перечень безвозмездных услуг на погребение предусматривает 4 вида: 1) оформление документов необходимых для погребения; 2) предоставление доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела(останков) умершего на кладбище(в крематорий); 4) погребение. Фонд социального страхования РФ возмещает расходы на погребение умерших граждан, работавших на день смерти, а так же умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан. Предельный объем возмещения стоимости услуг названными фондами 1000 руб. Если в субъекте РФ стоимость услуг превышает  этот предельный объем, субъект РФ возмещает специализированной службе за счет собственных источников стоимость услуг в части превышающей 1000 руб. Назначения выплаты пособия производится в день обращения за ним. Основанием для этого является справка органа ЗАГСа о смерти. Срок обращения за пособием на погребение – 6 месяцев со дня смерти. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Источники финансирования и выплат социальных пособий

      Система поддержания  уровня доходов граждан, как  правило, состоит из двух видов  программ. К первому виду относятся программы социального страхования, которые частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию и временной безработицей. Эти программы финансируются за счет налогов на заработную плату, резервируемых для этих целей, и соответствующие пособия считаются заработанным правом, а не государственной благотворительностью. 
      Ко второму виду относятся программы государственной помощи, в соответствии с которыми предоставляют пособия тем, кто не может заработать сам, будучи нетрудоспособным или имеющим детей на своем иждивении. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений. 
      Составными частями государственного социального страхования в РФ являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования. 
      Пенсионному страхованию подлежат все работающие и, в ряде случаев, члены их семей. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в 1999 г.* уплачиваются работодателями в размере 28% от ФОТ; для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, а также большинства предпринимателей – в размере 20,6% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования. ________________________ 
* Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 г.» от 4 января 1999 г. № 1-ФЗ // Росс. газета. 1999. 6 января.

       Граждане (физические лица), работающие по трудовым договорам, а также получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 1% выплат, начисленных работнику. 
      Государственное социальное страхование является обязательным, но дополнительно к нему может осуществляться добровольное социальное страхование, в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законодательством РФ о страховании. 
      Государственное социальное страхование в случае временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка и других случаях осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации. Страхованию подлежат все работающие. Страховые взносы уплачиваются в 1999 г. работодателями в размере 5,4% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования. 
     Обязательное медицинское страхование осуществляется Федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями и охватывает все население. За работающих в 1999 г. страховые взносы уплачивают работодатели в размере 3,6%, за неработающих граждан – исполнительные органы субъектов РФ в виде страховых платежей в установленных ими размерах. 
Страхование на случай безработицы осуществляется Государственным фондом занятости населения РФ. Страхованию подлежит все трудоспособное население. Страховые взносы уплачиваются работодателями в 1999 г. в размере 1,5% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования. 
     В соответствии с программой социальных реформ на 1996– 2000 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ № 222 от 26 февраля 1997 г.*, целью реформирования государственного социального страхования является создание финансово устойчивой системы, обеспечивающей гражданам государственные гарантии защиты от социальных и профессиональных, связанных с утратой заработка, работы, здоровья, а также более эффективное использование страховых средств. 
      Реформирование системы социальных выплат предусмотрено осуществлять по двум приоритетным направлениям:  
• установление экономически обоснованных размеров социальных пособий в соответствии с уровнем заработка, стажем трудовой деятельности и размерами перечисленных страховых взносов. Решение этой проблемы можно осуществить на основе персонифицированного учета страховых взносов по отдельным видам страхования, повышения заинтересованности застрахованных лиц в увеличении страховых отчислений за счет собственных средств и контроле за расходованием страховых средств; 
• упорядочение требований к предоставлению социальных пособий – при наступлении страхового случая пособие выплачивается только при утрате заработка.  
      Основные направления реформирования страховых платежей и взносов в государственном социальном страховании включают в себя: 
• введение трехканальной схемы поступления средств, в соответствии с которой большая часть нагрузки будет приходится на работодателя, а меньшая распределяться между работником и государством; 
• постепенное расширение участия работников в уплате страховых взносов, что позволит активизировать роль доходов населения в решении важнейших социальных проблем; 

 

________________________ 
* Программа социальных реформ на период 1996–2000 гг. // Росс. газета. 1997. 12 марта.

• введение на случай временной нетрудоспособности и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отраслевой дифференциации страховых взносов в зависимости от отраслевых профессиональных ов, перевод выплат нестрахового характера на бюджетное финансирование. 
      В постановлении Правительства РФ «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации» № 463 от 20 мая 1998 г.* сформулированы основные направления развития концепции реформы пенсионного обеспечения, предусматривающие: 
1) поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования; 
2) осуществление индексации пенсий с учетом финансовых возможностей общества и недопущение в дальнейшем финансовой дестабилизации пенсионной системы; 
3) введение системы персонифицированного учета застрахованных лиц, соответствующего требованиям условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан в механизме финансирования пенсий; 
4) конкретизация подходов к реформированию льготных пенсий с использованием накопительных механизмов; 
5) формирование гибкой системы эффективных стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию, в том числе с использованием условно-накопительных и именных счетов граждан; 
6) осуществление в переходный период централизации функций учета государственного пенсионного страхования; 

 

________________________ 
* Росс. газета. 1998. 26 мая.

7) формирование Федеральной службы  государственного пенсионного страхования, что позволит более эффективно выполнять функции государственного пенсионного обеспечения; 
8) дальнейшее развитие добровольного пенсионного страхования (обеспечения), включая стимулирование пенсионных накоплений через налоговые льготы и повышение действенности гарантий их сохранности; 
9) создание условий для проведения гибкой государственной политики пенсионного обеспечения в отношении отдельных граждан. 
      В системе обязательного медицинского страхования намечается постепенно повысить ставки страховых взносов до уровня, обеспечивающего полное финансирование гарантированного перечня медицинских услуг работающему населению, а также завершить переход к полному финансированию этих услуг неработающему населению за счет взносов территориальных бюджетов. 
      В системе страхования по безработице предполагается осуществить переход на бюджетные принципы финансирования всех выплат нестрахового характера. 
      В программе социальных реформ с целью совершенствования регулирования уровня доходов граждан предусмотрены следующие пути повышения эффективности использования финансовых средств: 
• усовершенствовать структуру и порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе использования системы государственных минимальных стандартов, обеспечить приоритетное финансирование этих расходов и не допускать сокращения этих статей бюджетов; 
• осуществить перераспределение государственной помощи в интересах наиболее нуждающихся граждан; 
• расширить права органов власти субъектов Российской Федерации по установлению и финансированию льгот работникам социально-культурных учреждений и организаций; 
• расширить участие населения в финансировании социальных услуг на основе постепенной трансформации бюджетных дотаций в адресные субсидии, выделяемые непосредственно нуждающимся гражданам; 
• обеспечить поэтапное сокращение дотационности жилищно-коммунального хозяйства и частичное перераспределение высвобождающихся средств на адресную поддержку нуждающихся семей; перейти к финансированию программ строительства жилья в форме адресной финансовой поддержки малообеспеченных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; 
• освободить государственные внебюджетные социальные фонды от выполнения несвойственных страхованию функций и выплат; корректировать тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды для приведения их доходной базы в соответствие с их реальными финансовыми обязательствами. 
      Финансовое обеспечение политики доходов требует кардинального улучшения системы социальной защиты населения, которая в последние годы качественно изменилась. Приняты законодательные и другие нормативные акты, направленные на усиление государственной поддержки социально уязвимых групп населения: законы РФ «О ветеранах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Национальный план действий в интересах детей», «Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года». Разрабатываются и внедряются целевые программы адресной помощи. 
      Меры по дальнейшему совершенствованию системы социальной защиты граждан, определенные в Программе социальных реформ в Российской Федерации на 1996–2000 гг., включают в себя: 
• при назначении и определении размеров социальных пособий отказ от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда, учет среднедушевого совокупного семейного дохода, законодательное закрепление права на получение только одного, наиболее выгодного для получателя, вида социальной помощи; 
• совершенствование механизма финансирования социальных выплат и их защищенность в бюджетах всех уровней с целью обеспечения полной и своевременной выплаты социальных пособий; 
• передача полномочий, связанных с организацией и осуществлением социальных выплат, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления; 
• предоставление целевых трансфертов субъектам Российской Федерации в зависимости от исполнения ими конкретных планов по внедрению местных систем предоставления пособий на детей и социальных пособий; 
• в дополнение к пособиям и компенсационным выплатам, установленным на федеральном уровне, развитие и совершенствование системы денежной и натуральной помощи малообеспеченным категориям граждан на уровне субъектов Российской Федерации, определяемой с учетом среднедушевого дохода семьи, регионального прожиточного минимума, экономических возможностей и демографической ситуации; 
• введение новых дифференцированных подходов к реализации прав на социальную защиту и обслуживание нетрудоспособных граждан в зависимости от их материальной обеспеченности на основе разработки и утверждения государственных стандартов социального обслуживания; 
• поэтапное введение в практику системы пособий нуждающимся*. 
В развитии системы социального обслуживания акцент будет сделан на более активное привлечение средств граждан с тем, чтобы расширить спектр предоставляемых услуг, повысить их качество, более полно учитывать индивидуальные потребности человека.

________________________ 
* В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 4 июня 1997 г. № 775-р, в Республике Коми, Воронежской и Волгоградской областях в 1997– 1998 гг. осуществлялись программы по введению адресной социальной поддержки семей, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в указанных субъектах Российской Федерации // Ваше право. 1998. № 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение

 

В заключение проделанной  работы хотелось бы подвести итог всему вышеописанному, а именно еще раз дать определение социальным пособиям. Пособия - это выплаты, производимые гражданам в установленные законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной помощи.

На современном этапе  экономических реформ государство  в России оказалось неспособным полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности. Это обуславливает невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат пособий населению в объеме, предусмотренном федеральным законодательством, делает актуальным поиск путей реформирования существующей системы социальной защиты.

Было бы идеальным, провести реформирование системы социальной поддержки в России хотя бы за несколько ближайших лет.

Но законодатель, когда  обсуждает и принимает законы, касающиеся назначению, размеров, выплат пособий не может учесть весь спектр проблем, с которыми сталкиваются в жизни простые граждане.

Первая проблема.

С 2008 года максимальный размер пособия по беременности и родам вырос сразу на 7 тысяч рублей — до 23 тысяч 400 рублей в месяц. Таков результат обращения в Конституционный суд молодой мамы из города Сарова.

Суд постановил отменить всякие ограничения на пособия, посчитав их нарушением конституционных прав женщин. От чиновников потребовали разработать такой механизм, при котором каждая будущая мама при уходе в декрет получала бы пособие, соразмерное ее зарплате. Но Министерство здравоохранения и социального развития все же нашло способ ограничить выплаты беременным.

Логика такая: раз пособие выплачивается государством, то оно имеет право равномерно распределять свою социальную помощь между неблагополучными бюджетниками и преуспевающими нефтяниками.

В Минздравсоцразвития, подсчитав все, решили, что 23 тыс. 400 рублей — это как раз искомая средняя зарплата. И пусть ограничение все равно сохраняется, зато сумма полностью соответствует налоговым отчислениям. Так, по максимуму ЕСН платится с заработка 280 тыс. рублей в год (если зарплата выше, то ставка ниже, а с заработка больше одного миллиона рублей в год налог вообще не платится). Поделив эту сумму на 12 месяцев, эксперты министерства и получили 23,4 тыс.

Информация о работе Система социальных пособий в Российской Федерации