Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение системы современных обществ.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач
-изучить основные характеристики досовременного общества,
- исследовать основные характеристики средневекового общества,
- рассмотреть основные характеристики современного общества
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие общества и определение основных этапов его развития……………………………………………………………………………5
Основные характеристики досовременного общества………………5
Основные характеристики средневекового общества……………....9
Основные характеристики современного общества………………..11
Глава 2 Процессы эволюционных изменений…………………………..15
2.1 Процессы структурного изменения общества………………………15
2.2 Эпоха революционных перемен……………………………………..17
2.3 Результаты общественных изменений………………………………22
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………….31
Особое внимание Парсонс уделяет эволюции современного общества, которое в процессе развертывания, перехода от одного этапа к другому испытывает на себе последовательную смену революций. Он говорит о трех революциях современного общества - промышленной, демократической и образовательной. Промышленная революция "отделяет" одну от другой, дифференцирует экономическую и политическую системы общества. Демократическая революция разделяет политическую и социальную системы. Образовательная революция преследует цель отделить систему воспроизводства культуры от социальной системы.
В современном обществе меняется система ценностей, когда общественность требует решения не только экономических, но и социальных проблем: возникают и активизируются общества защиты прав потребителей и прочие организации, причем их деятельность становится все более разносторонней, учитываются интересы самых различных потребителей. Наконец, возрастает взаимопереплетение и взаимодействие экономических процессов в мировом масштабе, следовательно, возрастает роль наднационального регулирования и наднациональных институтов.10
Таким образом, в современном обществе основную роль играют не промышленность и производство, а наука и технология. Современное общество можно определить умением вырабатывать и передавать информацию. Основными характеристиками такого общества является:
1)доминирующая роль экономики,
2) развитие правовой системы
как основного механизма
3) стратификация, основанная на универсальном критерии успеха;
4) расширение опосредованной, деперсонифицированной,
сложной сети социальных
Глава 2 Процессы эволюционных изменений
2.1 Процессы
структурного изменения
В конце своей деятельной
и плодотворной карьеры Толкотт
Парсонс занялся проблемой
Парсонс различает два вида процессов, происходящих в любой социальной системе. Одни, интегративные и регулирующие, имеют компенсаторный характер, поскольку обеспечивают восстановление равновесия после возмущений и гарантируют непрерывность и воспроизводство общества. Другие, а именно процессы структурных изменений, затрагивают систему основных ценностей и норм. Структурные изменения — это изменения в ценностях, регулирующих взаимодействия единиц системы. 11
Структурные изменения осуществляются в соответствии с эволюционистской моделью. Каждая следующая фаза отличается возрастающей сложностью, что выражается в увеличении числа и разнообразия специализированных единиц внутри системы. Это с необходимостью требует новых форм кооперации, координации и организации. Социокультурная эволюция, как и эволюция организмов, идет от простых форм к более сложным. Иными словами, фактором направляющим эволюцию, является возрастание способности к адаптации. Но это только общая тенденция, которая не исключает различия специфических эволюционных траекторий. Эволюция не однолинейна, а мультилинейна, на каждом уровне она включает в себя достаточно широкое
разнообразие различных форм и типов.12
Парсонс выделяет четыре
основных механизма эволюции: дифференциация,
возрастание адаптивности, включение
и ценностная генерализация
1. Дифференциация- формирования новых,
специфических с точки зрения структуры
и функций, единиц. Дифференциация есть
разделение единого, или структуры, социальной
системы, на две или более единиц, или структур,
различающихся своими характеристиками
и функциональным назначением в рамках
системы.
2. Возрастание адаптивности
— это увеличение
3. Механизм включения
обеспечивает интеграцию в
4. Ценностная генерализация — это механизм формирования общих нормативных стандартов путем включения разнообразных новых единиц и гарантии их поддержки и легитимности. Когда сеть социально структурированных ситуаций становится более сложной, ценностный образец должен быть переведен на более высокий уровень генерализации, чтобы обеспечить социальную стабильность . Все четыре механизма действуют вместе. Состояние любого конкретного общества, а тем более системы взаимодействующих обществ есть комплексный результат
прогрессивных циклов, включающих эти (и другие) процессы изменения.13
Таким образом, в социологии под социальными изменениями понимают преобразования, происходящие с течением времени в структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении.Причиной социальных изменений выступают многообразные обстоятельства, такие, как изменение среды обитания, динамика численности и социальной структуры населения, уровень напряженности и борьбы за ресурсы (особенно в современных условиях), открытия и изобретения, аккультурация (усвоение элементов других культур при взаимодействии). Эволюция по Парсонсу состоит из четырех взаимосвязанных процессов: дифференциации структур , адаптации, включения и генерализации. Социальное изменение рассматривается как результат адаптации системы к своему окружению. Только те структуры, которые обеспечивают социальной системе большую приспособленность к среде, продвигают эволюцию вперед. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым полезным формам социальной интеграции.
2.2 Эпоха революционных перемен
Развитие системы современных
обществ шло по пути трёх революций:
промышленной, демократической, образовательной.
Эти революции вызвали
Конец XVIII века ознаменовался началом двух процессов развития, характерных для перехода от ранних форм западной «современности» к тем, что откристаллизовались в середине XX в. Эти процессы обычно называют промышленной и демократической революциями. Первая началась в Великобритании, а вторая разразилась во Франции в 1789 г.14
Промышленная революция — это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное.
Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства. Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к современной городской цивилизации.15
Промышленная революция в Великобритании началась с текстильной промышленности. Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. В 1771 г. в Кромфорде близ Дерби начала работать прядильная фабрика Аркрайта, где такие машины приводились в движение водяным колесом. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а еще через 10 лет — 150 подобных прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700—800 человек.
Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы.
В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. К середине XIX века ручное
ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. 16
Промышленная революция
считается завершенной с
Огромное значение имело появление железных
дорог. Первый паровоз был построен в 1804
году Ричардом Тревитиком. В последующие
годы многие инженеры пытались создавать
паровозы, но самым удачливым из них оказался
Георг Стефенсон, который в 1812—1829 гг. предложил
несколько удачных конструкций паровозов.
Его паровоз был использован на первой
в мире железной дороге общественного
пользования из Дарлингтона к Стоктону,
открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании
началось быстрое строительство железных
дорог.
Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе.
На базе промышленной
революции стала возможной
демократического контроля общества над должностными лицами (механизм
выборов), появление гражданского общества и правового государства.17
Демократическая революция была нацелена не только против политической власти, но и против частично стоявшей особняком системы аристократических привилегий. Напряженность возрастала из-за присущей старому режиму тесной связи с монархией и старой аристократией, так что народ поднялся против привилегированных, которые прочно отождествлялись с правительством. Имело место колоссальное идеологическое преувеличение социальной безответственности и легкомысленности европейской аристократии, которые она могла себе позволить за счет народа. Проблема привилегий на деле сводилась к вопросу о наследственной передаче статуса, что противоречило критериям личного достижения, равенства или того и другого вместе. Французской революцией
был поставлен вопрос о том, может ли привилегия быть значимым вознаграждением или даже получить легитимизацию на инструментальных основах, если не доказано, что не возможен никакой другой способ институционализации лидерства, достойного доверия. Наступление на принцип привилегий во время Французской революции возглавлялось высшей буржуазией, многие представители которой были богаче большинства аристократов, и если формально не признавались могущественными, то в практических делах государства, возможно, были гораздо влиятельнее их. Однако основной удар Французской революции был направлен против наследственных аристократических привилегий и за
статусное равенство для всех членов общества, что следует отличать от равенства возможностей, хотя между ними и существует взаимозависимость.
Характер привилегий при старом режиме разделял социетальное сообщество на два основных статусных слоя. Простые люди были «гражданами второго сорта», лишенными в силу своего наследственного статуса доступа к привилегиям, которыми пользовалась аристократия, особенно в том, что касалось освобождения от налогов.18
Соединенные Штаты и многие члены Британского Содружества, выработали принципиально общую конструкцию. В этой конструкции присутствуют два вида равенства и два контекстуальных свойства:
-Первый вид равенства - это всеобщее избирательное право.
Всеобщее избирательное право для взрослых стало общей тенденцией; в большинстве западных стран оно было распространено на
женщин в начале нынешнего столетия. Сегодня его лишены только несовершеннолетние, лица без гражданства и небольшие группы лиц, частично лишенных прав.
-Второй вид равенства-устранение разновесности голосов. Исторически различные системы придавали голосам различный вес, и делалось это явно, как в прусской системе сословного голосования, или неявно, как в Соединенных Штатах при неравномерном делении на округа.
Тем не менее прослеживается четкая тенденция к установлению принципа «один гражданин - один голос» как в смысле доступа к голосованию, так и в смысле веса каждого голоса при определении итогов выборов.
-Первое контекстуальное
свойство политической системы
-Вторым контекстуальным
моментом демократического
Великая французская
революция заложила основу прочных
революционно-демократических
Франции, но и многих др. стран (их идеологию, искусство и литературу).
Образовательная революция последовала за промышленной и демократической революциями и дополнила их. Главным её аспектом является равенство шансов, которое увязывает успех с гражданскими правами на свободу и равенство. В центре этой революции находится - университет. Поэтому образовательная революция привела к изменению основ общественного расслоения, которое опирается не на власть и богатство как таковое, а является следствием способностей и образования.20