Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение системы современных обществ.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач
-изучить основные характеристики досовременного общества,
- исследовать основные характеристики средневекового общества,
- рассмотреть основные характеристики современного общества
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие общества и определение основных этапов его развития……………………………………………………………………………5
Основные характеристики досовременного общества………………5
Основные характеристики средневекового общества……………....9
Основные характеристики современного общества………………..11
Глава 2 Процессы эволюционных изменений…………………………..15
2.1 Процессы структурного изменения общества………………………15
2.2 Эпоха революционных перемен……………………………………..17
2.3 Результаты общественных изменений………………………………22
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………….31
Т. Парсонс рассматривал «образовательную революцию» как продолжение промышленной революции, разделившей экономическую и политическую систему демократической революции, разделившей общество и государство (политическую систему). «Образовательная революция» должна разделить гражданское общество с традиционной системой воспроизводства и сохранения культурного образца и стать этапом захвата и подчинения общества хозяевами определенной концепции, действующими, исходя из известного принципа: «разделяй и властвуй». «Теперь уже не подразумевается, что существует «врожденная способность» индивида достигать справедливого положения. Вместо этого признается, что стратификация по способностям должна быть опосредована целым комплексом различных стадий, которые проходит индивид в процессе своей социализации. Все в большей мере создаются условия для того, чтобы имеющие худшие начальные позиции могли преуспеть…», - писал Т. Парсонс.21 Получается, что система образования по Парсонсу должна социально ограничивать более способных, уравнивая их с менее способными, но, как надо полагать, более подходящими для целей соответствующей концептуальной модели.
Таким образом, характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства. Последовавшая за ней, демократическая революция была частью процесса дифференциации политической подсистемы и социального сообщества. Как и любой процесс дифференциации, она породила интеграционные проблемы и там, где увенчалась успехом, новые механизмы интеграции. Образовательная революция последовала за промышленной и демократической революциями и дополнила их. Образовательная революция привела к изменению основ общественного расслоения, которое опирается не на власть и богатство, а является следствием способностей и образования.
2.3 Результаты общественных изменений
Значительная часть теоретического анализа процессов структурного изменения в социальных системах проводилась по модели, производной от общей четырехфункциональной парадигмы. Она была определена как модель, предназначенная для описания одной из стадий в прогрессивном структурном изменении внутри системы действия, и особенно социальной системы. Отправным пунктом здесь служила концепция дифференциации – процесса, который, по-видимому, дает достаточные основания обратить внимание на элементарное раздвоение, то есть разделение прежней структурной единицы на две функционально и потому качественно отличные единицы.22
В Советском союзе произошло значительное развитие городов, системы образования, возросла географическая и социальная мобильность. Были ликвидированы многие аскриптивные компоненты старого общества: (немедленно отменена монархия, устранена аристократия как статусная группа). На определенных уровнях советская система культивировала универсалистские стандарты и стремилась к полному включению всех своих граждан в жизнь общества как через всеобщее образование, так и через насаждение в умах государственной идеологии. Вместо рынка была создана система иерархических решений. Директора предприятий проводили в жизнь распоряжения центральных плановых органов, используя материалы и рабочую силу, выделяемые им другими, управляемыми также из центра организациями. Перед революцией формальное образование всех уровней было доступно в России лишь относительно небольшому меньшинству.
Одно из первых великих советских достижений было связано с внедрением массового образования. В результате советский народ сегодня является одним из самых широко образованных в мире. Быстрее, чем почти в любой другой стране, за исключением Соединенных Штатов и Канады, происходило здесь повышение уровня образования от начального к высшему. Особый упор делался на естественные науки и технику, во многом из-за стремления к быстрой индустриализации и по военным соображениям, а также по причине их относительной идеологической безопасности. В высшем образовании насаждение официальной идеологии занимало исключительное место и в значительной мере определяло содержание и форму гуманитарных и социальных наук. В нынешних выражениях недовольства режимом ведущая роль принадлежит литературно-художественной интеллигенции, которая подвергается серьезным репрессивным мерам.23
Новая Европа — это риторический термин, используемый консервативными политическими аналитиками в Соединенных Штатах, чтобы описать европейские страны посткоммунистической эпохи.В европейской части современной системы обществ происходили бурные события - две мировых войны, первая из которых породила русскую революцию и фашистские движения, а вторая подписала приговор «имперскому» статусу европейских держав и передала лидерство Соединенным Штатам и Советскому Союзу. Система высшего и среднего образования второго уровня была до последнего времени нацелена на гуманитарное образование очень малочисленной элиты, рекрутируемой главным образом из высшей буржуазии.24
Таким образом, на основе общественных изменений происходят сдвиги в сторону развития социетального сообщества гражданского комплекса. На определенных уровнях советская система культивировала универсалистские стандарты и стремилась к полному включению всех своих граждан в жизнь общества как через всеобщее образование, так и через насаждение в умах государственной идеологии. Как в Советском союзе, так и в Европе происходит бурный рост развития городов и системы образования, а так же возрастает географическая и социальная мобильность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социология американского ученого Толкотта Парсонса, посвященная анализу общества и его эволюционного развития, направлена на обоснование стабильности, интеграции, порядка и равновесия в нем. Его творчество – пример развития чистой теории, причем носящей достаточно абстрактный характер.
Общество - понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.
Согласно Т. Парсонсу, развитие общества идет по пути дифференциации и религия утрачивает прежнее значение его «священного образа», когда обоснованием светской власти служила ссылка на ее божественный источник; религия в результате секуляризации общества, утраты им сакрального характера, отделяется в одну из сфер социальной жизни и становится со временем во все большей степени частным делом. Религия в качестве социального института оказывает поэтому меньше прямого влияния на государство, правосудие, экономику, образование. Но это компенсируется тем, что для индивида, который получает теперь возможность сознательно выбирать религиозную веру, освобождаясь от принуждения со стороны церкви, теологии, религии становится более значимой.25
Таким образом, христианство все еще сохраняет большое влияние на общественную жизнь. Ведь западное общество создавалось людьми, которые находились под влиянием христианского этноса и христианского взгляда на мир, оно впитало в себя христианские идеи. Конечно, в результате секуляризации, власть церкви сегодня - только тень ее былого могущества, а бог все больше вытесняется за пределы социальной сферы человеческого существования в область глубоко «личного». И все же в целом западная цивилизация сложилась на христианской основе, которая так или иначе способствовала развитию и науки, и светского государства, и гуманизма, и самого секуляризационного процесса.
Переход общества от одного этапа к другому испытывает на себе последовательную смену революций: промышленной, демократической и образовательной. Промышленная революция «отделяет» одну от другой, дифференцирует экономическую и политическую системы общества. Демократическая революция разделяет политическую и социальную системы. Образовательная революция преследует цель отделить систему воспроизводства культуры от социальной системы.
На сегодняшний день большинство ведущих социологов мира признают большую роль Парсонса и его теории социального развития на формирование социологии как науки в целом.26
1 Посконин В.В. Социально-политическая теория Т. Парсонса, Ижевск, 1995. -8 с.
2
Парсонс Т. О структуре социального действия,
М.: Академический проект, 2002. - 431с.// http://www.polit.ru/article.
3 Шилина Л.Н. Потребности, культура потребления и ценностные ориентации личности (социологический аспект). М., 1988. – 99с.
4
Волков Ю.Г. Социология. Курс лекций.
- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 357с.// http://uadocs.exdat.com/docs/
5 Парсонс Т. Система современных обществ / Пер, с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. – М., 1997. - 84 с.
6
Штомпка П. Социология социальных изменений.
М., 1996-с.257//http://rudocs.
7 Капитонов Э.А. Социология ХХ века - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 326-327с.
8 Парсонс Т. Система современных обществ / Пер, с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. – М., 1997. - 146 с.
9 Маркович Д.Ж. Общая социология. М., 1998. – 374 с.
10 Парсонс Т. Система современных обществ / Пер, с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. – М., 1997. - 159 с.
11 Кон И.С. Быть или казаться? - М., Наука - 51 с.
12
Осипов Г. В. История социологии в Западной
Европе и США.Учебник для вузов.–М.: Издательская
группа НОРМА-ИНФРА-М,1999.–576с.//htt
13 Парсонс Т. Система современных обществ / Пер, с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. – М., 1997. - 67 с.
14 Курбатов В.И. Социология / Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 395 с.
15 Осипов Г. В. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. - 204с.
16
Штомпка П. Социология социальных изменений.
М., 1996-с.358//http://rudocs.
17 Смелзер Н. Социология. - М.: Мысль, 1994. - 439 с.
18 Фролов С.С. Социология. - М.: Наука, 1994. - 169с.
19 Осипов Г. В. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. - 499с.
20Современная
западная социология: Словарь. М.,1990. –
432с.//http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Sociolog/
21 Посконин В.В. Социально-политическая теория Т. Парсонса, Ижевск, 1995. -10 с.
22 Фролов С.С. Социология. - М.: Наука, 1994. - 172с.
23 Парсонс Т. Система современных обществ / Пер, с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. – М., 1997. - 238 с.
24 Шилина Л.Н. Потребности, культура потребления и ценностные ориентации личности (социологический аспект). М., 1988. – 174с.
25 Гуцаленко Л.А. Нужна ли социологии жизни живая личность? // Социс. - 2003. - №10. - 25 с.
26 Посконин В.В. Социально-политическая теория Т. Парсонса, Ижевск, 1995. -9 с.