Система учреждений социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 10:29, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы определяется тем, что с увеличением продолжительности жизни возрастает преобладающее большинство пожилых граждан, нуждающихся в оказании бытовых, медицинских, правовых и других услугах. Актуальность проблем, связанных с организацией системы социального обслуживания предопределена следующими факторами:
- неудовлетворенность кризисных слоев населения материальным положением;
- востребованность обществом новой социальной политики;
- неразвитость системы социального обслуживания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации………………………………………………………………………………………..6
1.1 Система призрения пожилых людей в России……………………………………………..6
1.2 Социальное обслуживание пожилых людей в советский период……………………….11
1.3 Основные направления и принципы обслуживания пожилых людей на современном этапе……………………………………………………………………………………………..16
2. Система учреждений социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации………………………………………………………………………………………21
2.1 Стационарные учреждений социального обслуживания пожилых людей……………..21
2.2 Полустационарные учреждения социального обслуживания пожилых людей………..32
2.3 Система социального обслуживания пожилых людей на дому…………………………35
Заключение……………………………………………………………………………………..39
Список литературы…………………………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 78.46 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации………………………………………………………………………………………..6

1.1 Система призрения пожилых людей в России……………………………………………..6

1.2 Социальное обслуживание пожилых людей в советский период……………………….11

1.3 Основные направления и принципы обслуживания пожилых людей на современном этапе……………………………………………………………………………………………..16

2. Система учреждений социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации………………………………………………………………………………………21

2.1 Стационарные учреждений социального обслуживания пожилых людей……………..21

2.2 Полустационарные учреждения социального обслуживания пожилых людей………..32

2.3 Система социального обслуживания пожилых людей на дому…………………………35

Заключение……………………………………………………………………………………..39

Список литературы…………………………………………………………………………….40

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социальное обслуживание на сегодняшний  день играет существенную роль в социальной защите пожилых граждан, поскольку  направлено на удовлетворение базовых  потребностей населения.

Переход к рынку, ухудшение условий  жизни значительной части пожилых  граждан выявили неспособность  прежней системы социального  обеспечения гарантировать каждому  человеку достойный жизненный уровень. Современное состояние и перемены экономики нашей страны, происходящие в нашем обществе, отразились на ухудшении социального обслуживания пожилых граждан.

Организации социального обслуживания пожилых граждан предаётся в  наше стране с каждым годом всё  большее значение, оно рассматривается  как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно  повышающим эффективность всей государственной  системы социального обеспечения. Социальная политика по отношению к  пожилым гражданам, ее масштабы, направленность и содержание на протяжении всей истории  страны находились под влиянием и  определялись социально-экономическими и конкретными общественно-политическими  задачами, стоявшими перед обществом  на том или ином этапе его развития. Выделение в общей структуре  социальной политики особого направления - социального обслуживания, касающегося  благосостояния и здоровья пожилых  граждан, обусловлена довольно специфическими условиями и образом жизни, особенностями  их потребностей, а также уровнем  развития общества в целом, его культурой.

Осознаваемый нашим обществом  дефицит чуткости и внимания к  пожилым гражданам, недостаточный  учёт их объективных запросов и нужд обязывает перейти от призывов об улучшении их медицинского обслуживания, совершенствования социальной помощи к радикальным мерам - созданию в  стране широкой системы социального  обслуживания пожилых граждан как  неотъемлемой части единой государственной  системы социального обеспечения.

Система социального обслуживания охватывает широкий спектр услуг  в частности, медицинскую помощь, содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем  уходе, жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание, организацию досуга и  т. д. В области социального обслуживания возможность реализации права на его получение часто зависит  от решения компетентного органа, поскольку целый ряд социальных услуг, предоставляемых в данной сфере, всё ещё относится к  числу дефицитных, не гарантированных  абсолютно каждому пожилому и  нетрудоспособному человеку. Об этом, в частности, свидетельствует превышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты  по сравнению с общим числом мест в этих учреждениях; в социальной помощи на дому и возможностями данной службы и т. д.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста должно быть ориентировано на обеспечение доступности основных социальных услуг и гарантий пожилых граждан независимо от места их проживания.

Свой негативный вклад в углубление кризиса старшего поколения внесло и резкое падение экономического статуса пожилых граждан: значительное уменьшение покупательской способности  пенсий, единовременное обесценивание  пенсионных вкладов, независимость  размера пенсии от трудового вклада и т.д.

Социальная незащищённость этой группы населения связана прежде всего  с их физическим состоянием, наличием заболеваний, понижением двигательной активности, присутствием психологического фактора, формирующего контакт с  остальными слоями населения. Поэтому  пожилые граждане являются наименее защищённой и наиболее социально  уязвимой частью общества.

Пожилым гражданам, которые в результате провала общих программ социальной защиты оказались в трудных жизненных  ситуациях и которые в противном  случае находились бы в условиях крайней  нищеты, оказывается дополнительное содействие через местные органы социальной защиты населения и муниципальные  предприятия.

Сложную социально-экономическую  ситуацию также призваны смягчить стационарные и нестационарные учреждения социального  обслуживания, которые способствуют улучшению качества жизни пожилых  граждан, создают условия для  оптимизации их жизненного уклада и  решения различных проблем, связанных  с психологической помощью и  поддержанием здоровья.

Проблемы социального обслуживания пожилых граждан в настоящее  время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых граждан. Исследованиям  интересов пожилых граждан, проблем  их социального обслуживания, проблема социальной работы рассматривается  в работах Е.И. Холостовой, Н.Ф. Дементьевой, Э.В. Устиновой. Раскрыты такие темы, как: проблемы пожилых людей, система  учреждений социального обслуживания. Факторы старения, прекращения трудовой деятельности, сужение привычного круга  общения и др., адаптация к новым  внешним условиям, снижение интеллектуальных возможностей, рассматривались в  работах М.Д. Александрова, Л.И. Анциферовой, Н.Н. Сачук, Н.П. Петровой и др.Несмотря на сравнительно большое количество опубликованных трудов в целом по работе с пожилыми гражданами и по вопросам их социального обслуживания, многие вопросы темы, важные в научном  и практическом отношениях, оказываются  не раскрыты должным образом. Прежде всего нужно отметить, что хотя суть социального обслуживания в  научной литературе освещается достаточно полно, зачастую не раскрывается, как  эта деятельность вытекает из таких  явлений организации общественной жизни, как социальная политика, социальная защита населения, социальное управление.

Актуальность данной темы определяется тем, что с увеличением продолжительности жизни возрастает преобладающее большинство пожилых граждан, нуждающихся в оказании бытовых, медицинских, правовых и других услугах. Актуальность проблем, связанных с организацией системы социального обслуживания предопределена следующими факторами:

- неудовлетворенность кризисных  слоев населения материальным  положением;

- востребованность обществом новой  социальной политики;

- неразвитость системы социального  обслуживания.

Следовательно, актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования  социального обслуживания граждан  пожилого возраста.

 

1. Теоретические основы социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации

1.1 Система призрения пожилых людей в России

 

На Руси издревле оказывали  помощь нуждающимся. Помощь поэтому  была разнообразна и часто соответствовала  действительной нужде. Она выражалась и в постройке жилища, и в  выкупе пленных, и в обучении ремеслам. Такая форма общественной помощи ради собственного духовного совершенствования  не преследовала целей общественного  благоустройства, но она, несомненно, имела  нравственно-воспитательное значение для тогдашнего общества, только что  просвещенного светом христианского  вероучения.

Великий князь киевский Владимир Креститель уставом 996 г. вменил в обязанность  духовенству заниматься общественным призрением пожилых людей, определив  десятину на содержание монастырей, богаделен  и больниц. На протяжении многих веков  церковь и монастыри оставались средоточением социальной помощи пожилым  людям [11; 34].

В X--XIII вв. церковная практика помощи развивалась не только через  монастыри, но и через приходы (так  называемая приходская помощь).

В отличие от монастырской приходская помощь старикам была более  открытой. В ней сосредоточивалась  вся общинная, гражданская и церковная  жизнь. Деятельность приходов не ограничивается только оказанием помощи пожилым, они  осуществляют самую разнообразную  поддержку от материальных вспомоществований  до воспитания и перевоспитания.

Приход также являлся  территориальной, административной и  податной единицей. Памятники древней  письменности свидетельствуют о  том, что почти в каждом из приходов церкви существовали богадельни.

Таким образом, по сути приходская благотворительность была не церковной, а гражданской, т. е. преследовала не только религиозные цели - спасение душ прихожан, но и цели социальной поддержки и помощи пожилым людям.

Сосредоточение дела призрения  в государственных учреждениях  началось после воцарения династии Романовых в 1613 г. Был учрежден Аптекарский  Приказ, а с 1670 г. при царе Алексее  Михайловиче (1645 -- 1676) - Приказ строения богаделен. Но эта мера, по-видимому, была вызвана не решением осуществить  какую-нибудь систему общественного  призрения, а только усилением благотворительной  деятельности как самого царя Алексея  Михайловича, так и ближайших  к нему лиц. Но уже в этот период времени появляется необходимость перехода к системе общественного призрения. При этом ясней начинает обозначаться и сама система общественного призрения пожилых, в задачи которой входит не подача им милостыни, но и других форм социальной защиты. Земский сбор 1681 г. (царствование Федора Алексеевича) побуждает правительство подготовить в 1682 г. особый акт, открывающий новые взгляды на общественное призрение. Но, по-видимому, смерть Федора Алексеевича затормозила действие этого акта [11; 37].

Петровские преобразования в начале XVIII века существенно изменяют систему защиты пожилых людей. В  обществе изменяется подход к человеку. Если средневековая концепция человека строилась исходя из отрицания ценности личности, приоритета ценностей коллективизма, который закреплялся экономическими факторами (владение собственностью на землю либо общиной, либо монастырем, либо под патронажем государственных  органов), то эта концепция меняет свое содержание в эпоху формирования абсолютизма. Ценность человека рассматривается  с позиций его трудовой стоимости. Вот почему при Петре Великом  происходит активизация политики в  отношении общественного призрения, усиливается роль государства, расширяются  мероприятия, направленные на социальную поддержку [23; 90].

Для этого последовательно  проводилась политика секуляризации  монастырских владений на которых располагались  богадельни для престарелых. Она  была достаточно последовательной и  предусматривала не только материальный, но и организационный контроль над  деятельностью церкви. В связи  с чем появляется Указ о регламентации  жизни монастырей. В «Духовном  регламенте» от 25 января 1725 г. впервые  перед духовными лицами ставится вопрос о милостыни как общественном зле, предписывается искоренять этот обычай. Перед духовенством ставится задача выявить те стороны милостыни  старикам, которые идут на пользу обществу: «добрый чин милостыни определить». Определены новые направления церкви в деле общественного призрения, строительство при церквах странноприимниц  и лазаретов, где предписано было собирать «престарелых и здравия  весьма лишенных, кормиться собою  немогущих...».

Само же государство начинает осознавать свою роль и миссию в  деле помощи пожилым. Так, в регламенте, или уставе, Главного магистрата от 16 января 1721 г. определена роль полиции  в деле общественного призрения  как одного из субъектов «социальной  политики». Следует подчеркнуть, что  «полиция призирает нищих, бедных, больных, престарелых … по заповедям Божьим, воспитывает юных в целомудренной  чистоте и честных науках». В  Регламенте указаны основной институт призрения для пожилых людей: «гошпитали» для призрения «престарелых людей обоего пола». Надлежало данные «гошпитали» построить в каждой губернии за счет земских отчислений. Дальнейшее развитие системы социальной защиты пожилых людей находит в инструкциях о внутренней регламентации монастырей и о магистрате.

В инструкциях магистратам (от 31 января 1724 г.) подчеркивалось, что  призрение «престарелых и дряхлых  граждан» лежит непосредственно  на магистратах. Для этих целей они  должны быть пристроены в городские  богадельни, а не жить за счет «пропитания  граждан». Однако категорически запрещалось  призрение «посторонних престарелых  граждан», т. е. лиц не из данного  города. Запрещалось всем сословиям  призревать и оказывать милостыню  «посторонним престарелым гражданам» [23; 93].

Таким образом, при Петре I оформляется достаточно разветвленная  система социальной защиты престарелых. В нее входят:

а) центральные органы - вначале  Патриарший и Монастырский приказы, с 1712 г. -- Святейший Синод, а с 1724 г. Камер-контора;

б) Городские магистраты [14; 21].

Характерны в этом отношении  институты призрения престарелых -гошпитали. Они предназначались  для призрения сирот, убогих, больных, увечных, престарелых, т. е. тех людей, которые не могли в силу разных обстоятельств самостоятельно кормиться.

Информация о работе Система учреждений социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации