Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 10:29, реферат
Актуальность данной темы определяется тем, что с увеличением продолжительности жизни возрастает преобладающее большинство пожилых граждан, нуждающихся в оказании бытовых, медицинских, правовых и других услугах. Актуальность проблем, связанных с организацией системы социального обслуживания предопределена следующими факторами:
- неудовлетворенность кризисных слоев населения материальным положением;
- востребованность обществом новой социальной политики;
- неразвитость системы социального обслуживания.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации………………………………………………………………………………………..6
1.1 Система призрения пожилых людей в России……………………………………………..6
1.2 Социальное обслуживание пожилых людей в советский период……………………….11
1.3 Основные направления и принципы обслуживания пожилых людей на современном этапе……………………………………………………………………………………………..16
2. Система учреждений социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации………………………………………………………………………………………21
2.1 Стационарные учреждений социального обслуживания пожилых людей……………..21
2.2 Полустационарные учреждения социального обслуживания пожилых людей………..32
2.3 Система социального обслуживания пожилых людей на дому…………………………35
Заключение……………………………………………………………………………………..39
Список литературы…………………………………………………………………………….40
На основании декрета
СНК от 14 мая 1921 г. советские органы
провели значительную работу по созданию
крестьянских комитетов взаимопомощи.
По данным И. Н. Ксенофонтова, к октябрю
1924 г. в РСФСР было организовано свыше
50 тыс. комитетов. Для выполнения возложенных
на них функций по оказанию социальной
помощи крестьянские комитеты получили
право использования
Крестьянские общества взаимопомощи
действовали в различных
Значительные социально-
В годы Отечественной войны
главное внимание правительства
было в основном направлено на организацию
социального обеспечения
После войны с восстановлением
народного хозяйства
Новым этапом в становлении
социального обеспечения можно
считать конец 50-х гг. Верховный
Совет СССР 14 июля 1956 г. принимает
Закон о государственных
В январе 1961 г. изменяется положение о Министерстве социального обеспечения РСФСР, где его функции по сравнению с 1937 г. значительно расширяются. Согласно постановлению Совмина РСФСР, на Министерство возлагались следующие функции: выплата пенсий; организация врачебно-трудовой экспертизы для пожилых; предоставление протезно-ортопедической помощи. В 1964 г. принимается Закон о пенсиях членам колхозов. Тем самым в стране осуществляется всеобщее государственное пенсионное обеспечение.
Среди видов материального
обеспечения престарелых
Таким образом, по сравнению
с дореволюционной Россией
По достоинству оценивая
позитивные стороны советского социального
обеспечения, в то же время нельзя
его идеализировать, не видеть его
серьезных недостатков и
1.3 Основные направления и принципы социального обслуживания пожилых людей на современном этапе
В современных условиях чрезвычайно важным направлением социальной защиты является социальное обслуживание пожилых граждан Российской Федерации, так как в России, как и во всем мире, наблюдается рост числа пожилых людей.
Демографическое старение населения в нашей стране вызвано в основном снижением рождаемости. В 2003 г. в России насчитывалось 29,9 млн. человек старше трудоспособного Возраста (20,4% всего населения), в том числе 12,5 млн. человек в возрасте 65 лет и старше. С 1990 г. наметилась устойчивая тенденция сокращения численности молодежи в возрасте 10--15 лет, численность пожилых людей возросла на 2,26 млн. человек. В дальнейшем это превышение будет расти [25; 356].
В нашей стране соотношение
численности лиц
В течение последнего десятилетия временное снижение коэффициента демографической нагрузки происходило при снижении нагрузки лицами старше трудоспособного возраста. Минимального для России значения этот показатель достигнет в 2007 г. -- 569 человек нетрудоспособных возрастов приходящихся на 1000 лиц рабочего возраста [25; 359].
Большинство пожилых людей проживает в городах, но социально-экономические проблемы пожилого населения особенно остро выражены на селе.
Данная ситуация усиливает значимость государственной поддержки семей, имеющих в своем составе пожилых людей и переживающих одновременно социально-экономические трудности: бедность, безработица, многодетность, болезнь переселение и другое.
Современная социальная работа с престарелыми в Российской Федерации строиться в соответствии с принципами ООН в отношении пожилых людей 2001 г.: "Сделать полноправной жизнь лиц преклонного возраста". Данный документ рекомендует правительствам всех стран предпринять следующие меры в области социальной поддержки пожилых людей: разработать национальную политику в отношении престарелых, тем самым укрепляя связь между поколениями; поощрять благотворительные организации; защитить пожилых людей от экономических потрясений; обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для престарелых; полностью обеспечить пожилого человека социальными услугами независимо от места его проживания -- на родине или в другой стране [14; 110].
Сущности социального
обслуживания пожилых людей и
принципы социальной работы с пожилыми
раскрыты в федеральных законах
"Об основах социального
В Федеральном законе "Об
основах социального
Федеральный закон РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" существенно дополняет и конкретизирует представления о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества. Он предназначен для регулирования отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите пожилых людей.
При этом в Законе предмет
его определяется таким образом:
"Социальное обслуживание представляет
собой деятельность по удовлетворению
потребностей указанных граждан
в социальных услугах". Социальное
обслуживание включает в себя совокупность
социальных услуг, которые предоставляются
гражданам пожилого возраста и инвалидам
на дому и в учреждениях социального
обслуживания независимо от форм собственности.
Предусмотрена возможность
Современная российская государственная социальная политика в отношении пожилых людей направлена на то, чтобы, во-первых, подготовить общество к происходящим демографическим изменениям; во-вторых, улучшить качество жизни лиц старшего возраста; в-третьих, развить социальные услуги в соответствии с потребностями и нуждами этой категории населения.
По проведенным оценкам,
в России примерно 5 млн. граждан
старших могут нуждаться в
различной помощи. Из их числа 1,5 млн.
человек нуждающихся в
На что в этой связи следует обратить внимание прежде всего?
На Общероссийском съезде социальных работников в Самаре в ноябре 2002 г. было отмечено, что многим пожилым людям необходим не только адекватный уход, но и разнообразная общественная помощь для налаживания полноценной жизни, что связано с задачей переоценки взглядов на их нужды и потребности. Это касается и обустройства материальной среды жизнедеятельности, переоборудования жилья соответственно функциональным возможностям пожилых людей. Первый, кто должен увидеть и сказать, что жилищные условия пожилого человека требуют улучшения, -- это приходящий на дом социальный работник.
Во-вторых, появление все большего числа долгожителей, которым уход на качественно новом уровне и которые при этом не желают переселиться в стационарные учреждения социального обслуживания, приводит к значительному возрастанию нагрузки на обеспечивающих уход на дому за пожилыми и престарелыми родственниками.
Однако обычная российская
семья не имеет достаточных финансовых
ресурсов, возможности приобрести по
доступной цене или взять напрокат
современные технические
Что касается предоставления социальных услуг и стационарного обслуживания, то несмотря на огромный объем оказанных социальных услуг, спрос на них удовлетворяется не полностью.
Инфраструктуру системы социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации определяет сочетание стационарных, полустационарных и нестационарных форм социального обслуживания.
Бурное развитие в 80--90-е гг. нестационарных форм социального обслуживания (на дому, временное проживание в стационаре и срочная социальная помощь) наряду со стабильным ростом сети стационарных учреждений социального обслуживания сыграло главную роль в формировании современного типа социального обслуживания.
В настоящее время насчитывается около 3 тыс. самостоятельных учреждений социального обслуживания, а также свыше 16 тыс. различных подразделений, предоставляющих социальные услуги пожилым людям.
Ежегодно социальные услуги
в том или ином виде получают более
14 млн. пожилых людей (46% числа граждан
пожилого возраста). При этом лишь около
200 тыс. человек проживают в
Возникшее в середине 80-х гг. социальное обслуживание на дому включает социально-бытовые, социально-медицинские, психологические, правовые и другие услуги. Продолжая жить в привычных домашних условиях, социальные услуги получают ежегодно:
в отделениях срочной социальной помощи -- 12,6 млн. чел.,
в отделениях социального обслуживания на дому -- 1,1 млн. чел. [24; 194].
Параллельно со службами по
предоставлению социальных услуг на
дому ускоренными темпами
Информация о работе Система учреждений социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации