Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 10:29, реферат
Актуальность данной темы определяется тем, что с увеличением продолжительности жизни возрастает преобладающее большинство пожилых граждан, нуждающихся в оказании бытовых, медицинских, правовых и других услугах. Актуальность проблем, связанных с организацией системы социального обслуживания предопределена следующими факторами:
- неудовлетворенность кризисных слоев населения материальным положением;
- востребованность обществом новой социальной политики;
- неразвитость системы социального обслуживания.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации………………………………………………………………………………………..6
1.1 Система призрения пожилых людей в России……………………………………………..6
1.2 Социальное обслуживание пожилых людей в советский период……………………….11
1.3 Основные направления и принципы обслуживания пожилых людей на современном этапе……………………………………………………………………………………………..16
2. Система учреждений социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации………………………………………………………………………………………21
2.1 Стационарные учреждений социального обслуживания пожилых людей……………..21
2.2 Полустационарные учреждения социального обслуживания пожилых людей………..32
2.3 Система социального обслуживания пожилых людей на дому…………………………35
Заключение……………………………………………………………………………………..39
Список литературы…………………………………………………………………………….40
В период правления Елизаветы
Петровны с 1741 г. происходит дальнейшая
реорганизация общественного
Происходят изменения
и в деле управления призрения
на местах. Статс-коллегия в 1741 г. сменяет
органы государственного контроля за
общественным призрением. На основании
решения Сената она обязана содержать
богадельни для престарелых губернских,
провинциальных и воеводских канцелярий.
В общем, меняется источник выплат,
но не система финансирования и отношение
к общественному призрению. В 1763
г. общественное призрение, а точнее
финансирование богаделен и инвалидных
домов вновь переходит под
юрисдикцию Коллегии экономии, где
они находятся до образования
специального органа -- приказов общественного
призрения. Они организованы Екатериной
II 7 ноября 1775 г. в связи с принятием
нового административного уложения
о губерниях. Согласно уложению, в
каждой губернии учреждалось по одному
приказу общественного
Административная система
предусматривала охват
С 1810 года приказы перешли под юрисдикцию Министерства полиции, а затем Министерства внутренних дел. С 1818 г. в приказы вводятся должностные лица со стороны правительства -- инспекторы врачебных управ. Однако каждая губерния имела свои особенности в управлении приказами. Так, в Киевском, Белорусском, Польском и других приказах под управлением губернаторов «членами были губернские маршалы или предводители дворянства и инспекторы врачебных управ.
С учреждением в 1864 году земских,
а в 1870 г. и городских органов
местного самоуправления, произошло
реформирование системы призрения.
На земства возлагались местные
хозяйственно-административные функции:
устройство и содержание местных
путей сообщения, больниц, приютов;
содействие развитию местной торговли
и промышленности; содержание ветеринарной
службы; организация взаимного
Так, в «Положении о земских
учреждениях со всеми относящимися
к нему узаконениями» особо
В то же время земства были введены не повсеместно, а лишь в 34 из 55 российских губерний. И если в земских губерниях дело призрения было передано в руки губернских и уездных земств («впредь до коренного пересмотра Устава об общественном призрении»), то в губерниях, где земства не учреждались, сохранялись приказы общественного призрения. Таким образом, в России возникает два типа государственного призрения пожилых людей:
1) земско-государственный (в 34 губерниях);
2) «приказный», или собственно государственный (в 21 губернии) [10; 385].
Если приказы были обязаны заниматься благотворительностью, то земства, расходы которых на оказание социальной помощи относились к разряду «необязательных», лишь имели право работать в сфере призрения.
Приказы общественного призрения, как правило, имели дело в основном с «дряхлыми и убогими», которые в силу возраста не могли найти себе пропитания и потому требовали призрения в самом узком смысле слова (пища и кров).
Земская благотворительность во второй половине XIX в. пошла дальше и развивалась в следующих направлениях:
1.Расширение системы
2.Попытки предупреждения
«обеднения» пожилых. Этот вид
социальной помощи был
3.Реорганизация богадельных
домов и разделение «
4.Организация особых
Помимо земских и городских учреждений, на местах существовало церковно-приходское призрение престарелых.
Дальнейшее развитие в начале ХХ века получают и учреждения, «управляемые на особых основаниях» то есть их деятельность регламентирована и узаконена. К ним относятся: Императорское Человеколюбивое Общество, Попечительство о трудовой помощи, Ведомство учреждений Императрицы Марии [23; 127].
Особое значение в деле социальной поддержки пожилых людей принадлежало частной благотворительности.
Большую благотворительную
деятельность по поддержке престарелых
вели представители многочисленной
фамилии Морозовых. Один из них, -- Д.
А. Морозов, приходился внуком знаменитому
С. В. Морозову, основателю торгово-промышленной
фирмы «Савва Морозов, сын и К»,
владевшему землею и ткацкой фабрикой
в Ямской слободе. После смерти Саввы
Васильевича его состояние
В дальнейшем богадельня постепенно расширялась, чему способствовали дополнительные благотворительные взносы. Наиболее крупным среди них было пожертвование супруги основателя богадельни Елизаветы Павловны Морозовой, которая в 1896 и 1897 гг., внесла 179 тыс. рублей, позволивших увеличить число призреваемых престарелых до 200 человек [11, с.77-79].
Т. о. система призрение пожилых людей претерпела множество изменений и преобразований. Проблема помощи пожилым людям уже в то время, начиная с 996 года, от духовно - приходского призрения, к 19 веку уже сложилась определенная разветвленная структура институтов пожилым людям:
-лечебные заведения (больницы)
-заведения презрения (богадельни, инвалидные дома);
-институт пенсионеров;
-местные благотворительные общества.
1.2 Социальное обслуживание пожилых людей в советский период
Формирование нового геополитического
пространства СССР в период 1917-1991 гг.
связано с изменением политической
и идеологической систем, структуры
управления и хозяйствования, с формированием
новых общественных отношений. Эти
широкомасштабные перемены не могли
не затронуть и систему
Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения существующих органов помощи престарелым с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями.
Так, 19 ноября 1917 г. упразднены благотворительные учреждения и общества помощи престарелым и инвалидам, 1 декабря 1917 г. - ведомства учреждений императрицы Марии. Вместо упраздненных ведомств в НКГП учреждались отделы, которые курировали в той или иной степени проблемы социальной помощи данной категории нуждающихся. Например, 25 января 1918 г. создается отдел призрения престарелых. Решениями НКГП отделы социальной поддержки создаются не только в его ведомстве, но и в других государственных институтах (в связи с упразднением на местах губернских и уездных присутствий учреждаются пенсионные отделы при местных Советах) [23, 159].
Помимо отделов при НКГП, других исполнительных и административных организациях учреждаются самостоятельные исполнительные комитеты [23,160].
К марту 1918 г. постепенно оформляются основные направления деятельности в области государственного социального обеспечения пожилых людей: выдача пайков, предоставление убежища и назначение пенсий; курирование учебных заведений государственного призрения престарелых.
В связи с большим объемом мероприятий особо остро стояла проблема их финансового и материального обеспечения. Можно выделить достаточно большой спектр действий НКГП в данном направлении. Им использованы различные меры -- от целевого перераспределения материальных средств, организации благотворительных лотерей до введения определенных налогов. Так, в январе 1918 г. введен налог на публичные зрелища и увеселения, где на каждый проданный билет устанавливался благотворительный сбор, средства же шли на поддержку престарелым и другим категориям нуждающихся.
Однако целенаправленная
государственная поддержка
С введением новой
Постепенно оформляется
и административная система социального
обеспечения пожилых людей. Немалую
роль в этом сыграл I съезд комиссаров
социального обеспечения, проходивший
в Москве 25 июня 1918 г. Съезд определил
организационную структуру
С окончанием гражданской
войны и введением новой
Декретом СНК от 15 ноября
1921 г. для пожилых вводилась как
выдача пособия в случае болезни,
так и назначение пенсий. В целом
после принятия этого декрета
государственное пенсионное обеспечение
пожилых людей стало
В русле новой социально-защитной политики советское правительство в годы восстановительного периода приняло целый ряд нормативных актов. По постановлению Совнаркома «О социальном обеспечении инвалидов» (8 декабря 1921 г.) право на пенсию по инвалидности получали все рабочие и служащие, а также военнослужащие в случае наступления инвалидности по причине профессионального заболевания, трудового увечья, общего заболевания или старости.
В иной форме решались задачи социальной помощи нуждавшимся в ней престарелым крестьянам. Государственным социальным обеспечением пользовались лишь те крестьяне, которых было невозможно охватить посредством крестьянской взаимопомощи или трудоустройства в артелях или кооперациях инвалидов.
Декрет Совнаркома от 14 мая
1921 г. ориентировал советские органы
в центре и на местах на то, что
основную тяжесть заботы о социальном
обеспечении престарелых в
На крестьянские комитеты возлагались такие обязанности, как организация взаимопомощи, налаживание общественной трудовой взаимопомощи и непосредственной адресной помощи престарелым.
Информация о работе Система учреждений социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации