СМК как фактор социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:31, реферат

Описание работы

К числу агентов социализации относятся и средства массовой информации - телевидение, радио, печать, кино, видеозапись. Дети и взрослые в разных странах проводят перед экраном телевизора значительную часть своего времени. Дети знакомятся с тем, как выполняются социальные роли людьми, занятыми в той или иной профессии, обладающими определенным социальным статусом. Не только дети, но и взрослые воспринимают современный мир в значительной степени сквозь призму телевизионного изображения. По данным западных исследователей, в случае, если освещение событий газетой и телевидением различается, телевизионной версии верят вдвое больше людей, чем газетной. Имеется множество свидетельств, показывающих, что средства массовой информации оказывают глубокое воздействие на социальные установки и поведение детей и взрослых [4, С 117].

Содержание работы

Введение………………………………………… …….…………………………3
1. Теоретические основания изучения социализации личности под влиянием СМК……………………………………………………………………4
2. СМК как фактор социализации личности………………………………..6
2.1 Средства массовой информации как предмет современных исследований……………………………………………………………………...6
2.2 Последствия воздействия СМК на людей……………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….15
Библиографический список……………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

Реферат по соц.пед..doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

ГБОУ ВПО Вятский  государственный гуманитарный университет

Факультет философии  и культурологи

Кафедра педагогики

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

СМК как фактор социализации личности

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

Факультета философии  и культурологи

Специальности социология

Петракова Елена

Проверил: Доктор педагогических наук,

Профессор Г.И. Симонова

 

 

 

 

Киров

2011

 

Содержание

Введение………………………………………… …….…………………………3

1. Теоретические основания изучения социализации личности под влиянием СМК……………………………………………………………………4

2. СМК как фактор социализации личности………………………………..6

2.1 Средства массовой информации как предмет современных исследований……………………………………………………………………...6

2.2 Последствия воздействия СМК на людей……………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….15

Библиографический список……………………………………………………..16

 

Введение

Процесс социализации - важнейшее, многоаспектное явление в жизни  человечества, в ходе которого происходит формирование поколения будущего. Известно, что на становление, жизненную позицию личности оказывают влияние многие социализирующие факторы, в том числе и средства массовой коммуникации1 (сюда относят печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись, систему Интернет), без которых современный мир немыслим.

На СМК как фактор социализации возложен ряд функций, в том числе:

1) информационная (является  источником разнообразной информации);

2) рекреативная (определяет  досуговое времяпрепровождение  как групповое, так и индивидуальное);

3) релаксационная - снимает  ощущение одиночества, служит  средством отвлечения при осложнениях в общении[1, С 27].

Кроме того, СМИ существенно  влияют на усвоение спектра социальных норм, формирование ценностных ориентаций; являются системой неформального образования  и просвещения. Важно отметить, что  современные условия жизни личности подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на все возрастающей роли так называемого "информационного образа жизни".

Мы постараемся определить степень влияния средств массовой коммуникации на социализацию личности, а также положительные и отрицательные стороны этого многогранного процесса.   
1. Теоретические основания изучения социализации личности под влиянием СМК.

В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный.

На каждом из этих уровней  действуют различные агенты и институты социализации.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта.

Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.[2, С 115.]

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры, няни, руководители внеклассных кружков и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные  агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, милиции, армии, государства, а также сотрудники средств массовой информации и т.д. [3, С 45].

К числу агентов социализации относятся  и средства массовой информации - телевидение, радио, печать, кино, видеозапись. Дети и взрослые в разных странах проводят перед экраном телевизора значительную часть своего времени. Дети знакомятся с тем, как выполняются социальные роли людьми, занятыми в той или иной профессии, обладающими определенным социальным статусом. Не только дети, но и взрослые воспринимают современный мир в значительной степени сквозь призму телевизионного изображения. По данным западных исследователей, в случае, если освещение событий газетой и телевидением различается, телевизионной версии верят вдвое больше людей, чем газетной. Имеется множество свидетельств, показывающих, что средства массовой информации оказывают глубокое воздействие на социальные установки и поведение детей и взрослых [4, С 117].

 

2. СМК как фактор социализации личности

2.1 Средства массовой информации как предмет современных исследований

Рассматривая СМК как  фактор социализации, надо иметь в  виду то, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений  является не отдельный индивид, а  сознание и поведение больших  групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации — читатели одной газеты, слушатели определенной радиостанции, зрители тех или иных телеканалов. В связи с этим вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК не имеет однозначного ответа.

Такие телекомпании, как CNN, передающие свои программы на весь мир, можно  рассматривать как почти мегафактор. «Останкино», Радио «Россия», некоторые  центральные газеты, чьей аудиторией в той или иной мере является вся  страна, можно отнести к макрофакторам. Стремительно «размножающиеся» местные студии кабельного телевидения, многочисленные сельские и районные радиостудии и газеты, «приход» видео в семью и т. п. позволяет рассматривать СМК как микрофактор социализации.

Но два обстоятельства позволяют считать, что, по крайней мере, сегодня и в ближайшем будущем, СМК являются, главным образом, мезофактором социализации. Первое то, что общероссийские СМК имеют специфические аудитории, ибо те или иные из них предпочитают читать, слушать, смотреть определенные половозрастные и социально-культурные группы населения. Второе то, что, во всяком случае, в настоящее время в каждых области, крае, республике действуют радио и телестанции, аудитории которых так или иначе включают в себя большую часть населения, а местные газеты обогнали по числу подписчиков центральные. О том же косвенно свидетельствуют и материалы массового опроса, показывающие снижение общего уровня неизбирательного потребления информации. Телесмотрение, чтение газет и радиослушание становятся сферами все более тщательного выбора. А поскольку основную массу населения интересуют, в первую очередь, обстоятельства ее повседневной жизни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу региональных СМК, по которым идет соответствующая информация. [5, С 125]

СМК играют большую роль в жизни  человека любого возраста. Так, телепередачи смотрят каждый день 87% семей, а более 30% семей хотят иметь два телевизора из-за различий в предпочитаемых членами  семьи передачах. Причем, видны явные  половозрастные различия в жанрово-тематических предпочтениях. Мужчины предпочитают информационные, публицистические и спортивные программы радио и телевидения, а женщины — телесериалы, литературно-драматические и музыкальные программы.

Говоря о влиянии на человека средств массовой коммуникации, надо, в первую очередь, отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря которым не только «раздвигаются стены квартир до границ планеты», но приобретаются весьма разно образные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах.

Иметь это в виду особенно важно  еще и потому, что средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального  образования, просвещения различных слоев населения. Как источник ин формации и просвещения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов.

Большую роль играют СМК в развитии человека. Хотя эта точка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого  кардинально нового вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оскудение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания «по посторонним знакам», в результате чего люди будут «казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами» и «станут мнимомудрыми вместо мудрых». С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению.

Средства трансляции информации создают  условия для развития человека, в частности обогащения словарного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя). Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий: подготовленности человека к взаимодействию с СМК (пока в наших школах его пытаются готовить лишь как читателя); включенности СМК в его реальную жизнедеятельность, от влияния семьи. Так, телевизор смотрят все дети, т. е. они могут получать одну и ту же информацию. Однако - это не решает проблемы выравнивания их интеллектуального развития. Получаемая по телевизионным и другим каналам информация многими не усваивается и тем более не «присваивается», ибо не пропущена через фильтр интеллекта взрослых членов семьи или групповое общение со сверстниками.

СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентации личности.

Это любопытным образом проявляется, например, в формировании материальных и социальных потребностей у больших  групп людей и конкретных индивидов. Раньше этот процесс определялся, как  правило, условиями жизни, и обычно потребности либо соответствовали имеющимся у людей возможностям для их реализации или ненамного их превышали. Теперь кино, видео, телевидение показывают самые различные нормы и стандарты жизни. И большие группы, и конкретные люди далеко не всегда в состоянии трезво оценить возможности их реализации, имеющиеся в обществе, у конкретных людей. В результате в массовом порядке формируются потребности, которые слабо или совсем не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Это ведет как к позитивным последствиям (росту жизненной активности), так и к негативным (активность может, приобретать антисоциальный характер).

СМК выполняют и рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое  времяпрепровождение людей, как  групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.

С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК. Она приобретает специфический  оттенок, когда речь идет о подростках и юношах, у которых возникли осложнения в общении с окружающими или в других сферах их жизни (что приводит, как правило, к напряженному эмоциональному состоянию и дискомфорту). Эти ребята могут, увеличив потребление продукции кино, радио, телевидения, печати, сократить тем самым контакты с людьми, найти отвлечение от неприятностей, заглушить или рассеять эмоциональную неудовлетворенность.

И здесь надо особо  сказать о видео. В России быстро растет число домашних кинотеатров в семьях. Основные зрители — подростки и юноши, а репертуар - фильмы ужасов, боевики, порнофильмы. Влияние подобной продукции на юных зрителей в наших условиях довольно эффективно, ибо у него практически нет конкуренции со стороны воспитательных структур. Данный факт влечет за собой весьма плачевные последствия.

В последнее время  набирает силу тенденция превращения  СМК в сферу самореализации личности. К давно существующей переписке  зрителей с газетами и журналами, добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации — участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними. Так, например, уже сегодня к сети Интернет подключено много миллионов абонентов — от ученых до кинофанатов. Среди них группы экологистов, фашистов и прочие электронные кланы, возникающие в новой электронной среде.

Космическое телевидение, видео, компьютеры становятся все более  массовыми, практически не контролируемыми  источниками влияния на человека. Мало того, долгое время они будут  доступны воспитателям в значительно меньшей мере, чем воспитуемым. Результатом будет нарастающее расхождение между картинами мира, существующими у старших и у младших — со всеми вытекающими отсюда последствиями.[1, С 90-130]

2.2 Последствия воздействия СМК на людей

Сегодня, как говорилось, зависимость людей от телевидения стала всеобщей. У некоторых категорий (особенно у детей и подростков) эта зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью. Сначала врачи и педагоги, а теперь уже и политики рекомендуют родителям за дверями своих домов забывать о демократии и действовать авторитарно, заботясь прежде всего о благе детей. Можем считать, что наличие создаваемых ТВ цепей, пусть невидимых, является установленным фактом, и тезис о свободе ТВ от общественного контроля вытекает не из требований демократии, а из интереса некоторых социальных групп и является сугубо антидемократическим. Тем более, что этот интерес тщательно скрывается, следовательно, он противоречит интересам большинства. Мы пока не говорим о том, какое содержание вкладывает в свой театр теней контролирующая ТВ группа, какие доктрины вбивает она в головы прикованных цепями пленников. Проблема как раз в том, что вредоносны эти цепи сами по себе. Возникает заколдованный круг: наркотизирует, приковывает человека как раз то ТВ, которое хочется смотреть и смотреть - ТВ "высокого класса". Это как иностранная пища, насыщенная вкусовыми добавками: ее хочется жевать, но ты всем нутром чувствуешь, что это ядовитая дрянь. "Скучное" ТВ (каким и было оно в советское время) тем и хорошо, что человек потребляет его не больше, чем ему действительно надо для получения информации, знаний или развлечения [6, С 76].

Информация о работе СМК как фактор социализации личности