Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:31, реферат
К числу агентов социализации относятся и средства массовой информации - телевидение, радио, печать, кино, видеозапись. Дети и взрослые в разных странах проводят перед экраном телевизора значительную часть своего времени. Дети знакомятся с тем, как выполняются социальные роли людьми, занятыми в той или иной профессии, обладающими определенным социальным статусом. Не только дети, но и взрослые воспринимают современный мир в значительной степени сквозь призму телевизионного изображения. По данным западных исследователей, в случае, если освещение событий газетой и телевидением различается, телевизионной версии верят вдвое больше людей, чем газетной. Имеется множество свидетельств, показывающих, что средства массовой информации оказывают глубокое воздействие на социальные установки и поведение детей и взрослых [4, С 117].
Введение………………………………………… …….…………………………3
1. Теоретические основания изучения социализации личности под влиянием СМК……………………………………………………………………4
2. СМК как фактор социализации личности………………………………..6
2.1 Средства массовой информации как предмет современных исследований……………………………………………………………………...6
2.2 Последствия воздействия СМК на людей……………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….15
Библиографический список……………………………………………………..16
В последние годы теоретики социальной педагогики (Л.В.Мардахаев и др.) также отмечают значительное негативное влияние средств массовой информации на население, в том числе на детей и на молодежь. Формирование негативных идеалов, ценностей жизни, культа денег, возможности легко и беззаботно приобщаться к ним, агрессивности, активная пропаганда алкоголя, сексуальности. Благодаря деятельности современных СМИ происходит стихийная рационализация духовной жизни российской молодежи, в сознании которой благодаря СМИ на первое место выдвинуты ценности досуга, работы, учебы, природы, и лишь самое последнее занимают вера, религия. [7, С 259 – 264]
Влияние СМИ в настоящее
время является неоднозначным: детские,
юношеские и педагогические православные
издания оказывают
Определяя последствия воздействия телевидения, мы должны также постоянно помнить о совокупном (кумулятивном) эффекте. Большинство сообщений или образов, появляющихся на телевидении, мы видим или слышим десятки, если не сотни и тысячи раз. Хотя такое продолжительное воздействие трудно имитировать в лабораторных условиях и проконтролировать в ходе полевых экспериментов, имеются методы, позволяющие его исследовать. Американский ученый Р. Харрис выделяет четыре основных класса поддающихся оценкам последствий поведенческие, установочные, когнитивные и физиологические [9, С 56].
Поведенческие последствия: В данном случае человек совершает некоторые действия, например проявляет насилие, покупает какой-то товар, голосует на выборах или смеется над комедийным эпизодом, после того как видит, что кто-то ведет себя аналогичным образом.
Установочные последствия: Второй класс последствий воздействия телевидения связан с установками людей. Например, посмотрев рекламу, можно стать более высокого мнения о каком-то товаре или политическом кандидате; но приведет ли эта установка к фактической покупке или конкретным действиям во время голосования, уже другой вопрос.
Воздействие установок не ограничивается формированием нашего мнения о том или ином объекте. Под влиянием набора установок может сложиться образ мышления, который будет определять все наше мировоззрение. Такие установки накладывают отпечаток на наше восприятие мира и то, как мы его интерпретируем. Взаимодействие знаний, полученных из телвидения, с нашим жизненным опытом может привести к тому, что называют культивированием. Например, если мы принимаем на веру созданный в полицейском сериале образ большого города, таящего в себе множество опасностей, это представление не только накладывает отпечаток на наши установки по отношению к городам, но также может косвенно повлиять на наши когнитивные и поведенческие модели.
Когнитивные последствия: Третий класс последствий когнитивные эффекты (т.е. такие последствия, которые изменяют наши знания и мышление). Наиболее ярким примером здесь будет усвоение новой информации во время просмотра телевидения. Например, телевидение «навязывает повестку дня» очень простым способом: отдавая предпочтение одним событиям перед другими при освещении новостей.
Физиологические последствия: Четвертый класс эффектов масс-медиа, которые, вероятно, измеряют реже, но которым начинают уделять все большее внимание, - это физиологические изменения в нашем организме, вызванные воздействием телевидения. К примеру, просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения. Даже такой обыденный материал, как телевизионная реклама, может привести к изменениям в частоте сердцебиения и ориентировочном рефлексе и к блокированию альфа - волн, испускаемых мозгом [10, С 57].
Далее необходимо подчеркнуть, что СМИ могут оказывать значительное влияние на общество, но это влияние проявляется лишь в определенных условиях. Люди воспринимают одно и то же сообщение по-разному и реагируют на него различным образом. Например, после просмотра телевизионной программы с элементами насилия зрители не повалят на улицу и не начнут причинять увечья окружающим, но такая программа может подкрепить насильственные тенденции, уже существующие у небольшой части зрителей, и слегка притупить чувствительность у многих других.
Заключение
Таким образом, роль средств массовой коммуникации в социализации общества определяется несколькими обстоятельствами.
Во-первых, средства массовой коммуникации выполняют рекреативную роль, т. е. определяют занятия людей в свободное время.
Во-вторых, средства массовой коммуникации наряду с рекреативной ролью выполняют релаксационную роль. Она приобретает специфический характер, когда речь идет о подростках и юношах.
Немаловажную роль играют средства массовой коммуникации в развитии человека. Компьютерные сети начинают играть колоссальную роль в стихийной социализации подрастающего поколения.
Средства массовой коммуникации, являясь одним из социальных институтов, выполняют заказ общества и отдельных социальных групп (имеющих политическую и экономическую власть). Это и позволяет считать, что средства массовой коммуникации в той или иной мере оказывают относительно направленное влияние на социализацию.
Средства массовой коммуникации способствуют усвоению людьми определенных социальных норм и формированию ценностных ориентаций в политической, экономической и других сферах общественной жизни.
Самоизменение человека в процессе социализации под влиянием средств массовой коммуникации идет в различных направлениях и имеет как положительный, так и отрицательный вектор.
Система воспитания до недавнего времени не ставила перед собой цель подготовки подрастающих поколений к взаимодействию со всеми средствами массовой коммуникации. В современных же условиях умение человека использовать тот познавательный и иной потенциал, который они несут, приобретает все большее значение.
Библиографический список
1. Кин Джон. Средства
массовой информации и
2. Социологический словарь. – М., 1996.
3. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. М., 1997.
4.Свенцицкий А.Л. Социальная психология - М. : ТК Велби, 2004.
5. Засурский Я. Н., Алексеева М. Н., Болотова Л. Д. Система средств массовой информации 6.России: уч. пособие для ВУЗов. – М., 2003.
6. Психолого-педагогические проблемы влияния телевидения и других СМИ на детей и молодежь / под ред. В.Е. Семёнова. СПб, 2002.
7. Маркова Н. «Глобальные экономические интересы и СМИ» // Народное образование № 10 – 2008.
8. Бузин В. Н. Основы медиапланирования. - М. , 2002.
9.Харрис Р. Психология массовой коммуникации. М., 2003.
10. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации - М.: Гардарики, 2006.
1 Здесь и далее – средства массовой коммуникации (СМК).