Федеральное государственное
автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогики, психологии
и социологии
Кафедра социологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Социализация детей с умственной
отсталостью»
Студент
__________________
Кириченко Н.Ю.
подпись
дата группа ПП09-05с
Научный руководитель
____________________
Немировский В.Г.
подпись
дата
Красноярск 2013г.
Оглавление
Введение_________________________________________________________3
Глава 1.Феномен социализации______________________________________6
1.1Понятие социализации __________________________________________6
1.2. Агенты социализации___________________________________________9
Глава 2. Социальная адаптация детей
в специализированных учреждениях_17
2.1 Коррекционная
школа как социальный институт___________________
17
2.2 Особенности развития
умственно-отсталых детей___________________23
Заключение______________________________________________________32
Список литературы_______________________________________________34
Введение
Проблема социализации
детей с умственной отсталостью в науке
раскрыта достаточно обширно и полно,
ее рассматривали такие деятели науки
как Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский
и др.
В каждой стране
есть дети с ограниченными интеллектуальными
возможностями, возможно, скоро восприятие
таких детей в нашем обществе станет нормой. Но трудности восприятия
общества возникают у ребенка. Имеющийся
дефект, приводит к нарушению связей с
социумом, культурой, как источником развития.
Поэтому такой ребенок не в состоянии
воспринять социальные нормы и требования.
Психологическая поддержка и педагогическая
работа, как правило, в определенном возрасте
- основное, в чем нуждаются дети и подростки,
отстающие в развитии. И эта проблема была
и будет актуальна, так как в Российской Федерации,
по данным Государственного доклада о
положении детей, наблюдается большой
рост детей в дошкольных образовательных
учреждениях компенсирующего вида, а также
в специальных группах ДОУ общего вида.
В 1992 году в этих учреждения было 152 тыс. детей,
в 2003 году - 382,5 тыс. детей нарушений у каждого
отдельного ребёнка.
На основе исследования
особенностей умственно отсталых детей
Л. С. Выготский показал, что у всех детей,
в том числе и умственно отсталых, под
воздействием среды (прежде всего, обучения)
формируются сложные виды психической
деятельности«психологические функции»
В соответствии с
Конституцией Российской Федерации и
Законом «Об образовании» дети с ограниченными
возможностями имеют равное со всеми право
на образование. Для них предусматривается
создание специальной коррекционно-развивающей
среды, обеспечивающей адекватное условие
и равные возможности для получения образования,
лечения и оздоровления
Для успешной социальной
адаптации рекомендуется расширять бытовой
и социальный опыт детей с нарушениями
интеллекта. Эту задачу можно решать средствами
специального образования, но при этом
возникает проблема: учащиеся с трудом
могут применять в повседневной жизни
знания, получаемые на отдельных предметах.
Поэтому при обучении необходимо уделять
внимание востребованности теоретических
знаний в повседневной жизни. Для этого
необходимо связывать любые теоретические
понятия с окружающей действительностью.
На предметах общеобразовательного цикла
рекомендуется по возможности приближать
учебный процесс к реальным, жизненным
условиям, например, моделировать жизненные
и производственные ситуации. При обучении
детей с нарушением интеллекта рекомендуется
включать их в процесс активной практической
деятельности. Усвоение предметных действий
будет наиболее эффективным при создании
условий для эмоционального, ситуативно-делового
общения с взрослым. И сейчас задача педагогов
и психологов, помочь особому ребенку
без труда влиться в общество, найти работу,
и быть социально полезным гражданином
нашей страны. Для этого нужно видеть лучшие
качества ребенка, развивать его коммуникативную сферу, диалогическую речь, и научить его взаимодействию
в том микроклимате, в котором он сейчас
находится.
Эта проблема актуальна
на сегодняшний день, так как наблюдается
большой рост детей в дошкольных образовательных
учреждениях компенсирующего вида, а также
в специальных группах ДОУ общего вида.
В 1992 году в этих учреждениях было 152 тыс.
детей, в 2003 году - 382,5 тыс. детей, по данным
государственного доклада.
Цель: изучить феномен социализации
детей с отклонениями в развитии
Предмет - социализация детей с умственной
отсталостью.
Обьект - специфика социального
развития умственно отсталых подростков
Задачи:
1. Исследовать феномен
социализации
2. Изучить особенности
развития умственно-отсталых детей
3. Рассмотреть процесс
адаптации как одно из необходимых условий
при социализации школьника
4. Исследовать методики обучения
детей с отклонениями развития в специализированных
учреждениях
Глава 1. Феномен социализации
1.1Понятие социализации
Социализация —
становление личности — процесс усвоения
индивидом образцов поведения, психологических
установок, социальных норм и ценностей,
знаний, навыков, позволяющих ему успешно
функционировать в данном обществе. Социализация
человека начинается с рождения и продолжается
на протяжении всей жизни. В процессе ее
он усваивает накопленный человечеством
социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности,
который позволяет исполнять определенные,
жизненно важные социальные роли. Социализация
рассматривается как процесс, условие,
проявление и результат социального формирования
личности. Как процесс она означает социальное
становление и развитие личности в зависимости
от характера взаимодействия человека
со средой обитания, адаптации к ней с
учетом индивидуальных особенностей.
Как условие — свидетельствует о наличии
того социума, который необходим человеку
для естественного социального развития
как личности. Как проявление — это социальная
реакция человека с учетом его возраста
и социального развития в системе конкретных
общественных отношений. По ней судят
об уровне социального развития. Как результат
она является основополагающей характеристикой
человека и его особенностей как социальной
единицы общества в соответствии с его
возрастом. Ребенок в своем развитии может
отставать или опережать своих сверстников.
В этом случае социализация как результат
характеризует социальный статус ребенка
по отношению к его сверстникам.
Успешность и
скорость адаптации не одинаковы у разных
людей. В этом смысле принято говорить
о степени социальной адаптированности
или дезадаптированности индивида.
Поскольку социальная
адаптация протекает в условиях социального
взаимодействия людей, то степень адаптированности
субъекта к группе или социуму будет определяться,
с одной стороны, свойствами социальной
среды, а с другой - его собственными свойствами
и качествами. К числу социальных (или
средовых) факторов, определяющих успешность
адаптации, относятся однородность группы,
значимость и компетентность ее членов,
их социальное положение, жесткость и
единообразие предъявляемых требований,
численность группы, характер деятельности
ее членов. К личностным или субъективным
факторам - уровень тревожности, компетентности
человека, его самооценка, степень идентификации
себя с группой или иной социальной общностью
и приверженности ей, а также пол, возраст
и некоторые типологические особенности
.
Система субъективных
личностных факторов определяет адаптивную
изменчивость человека. В ходе взаимодействия
человек и среда подвержены адаптивным
изменениям, правда, не всегда в одинаковой
степени: иногда более изменчивым оказывается
субъект, иногда социальная среда.
По Ж. Пиаже, социализация — процесс, в ходе
которого беспомощный младенец постепенно
превращается в обладающее самосознанием
разумное существо, понимающее суть культуры,
в которой он родился. Социализация не
является разновидностью некоего “культурного
программирования”, во время которого
ребенок пассивно воспринимает воздействия
со стороны того, с чем входит в контакт.
С самых первых мгновений своей жизни
новорожденный испытывает нужды и потребности,
которые в свою очередь влияют на поведение
тех, кто должен о нем заботиться.
Социализация связывает друг
с другом различные поколения. Рождение
ребенка изменяет жизнь тех, кто ответственен
за его воспитание, и кто таким образом
приобретает новый опыт. Родительские
обязанности, как правило, связывают родителей
и детей на весь остаток жизни. Старики
остаются родителями даже тогда, когда
у них появляются внуки, и эти связи позволяют
объединять различные поколения. Несмотря
на то, что процесс культурного развития
протекает более интенсивно в младенчестве
и раннем детстве, чем на позднейших стадиях,
обучение и приспособление пронизывают
весь жизненный цикл человека.
Начиная с года, большую
часть жизни ребенка занимает игра. Первое
время он играет в основном один, но затем
все сильнее требует, чтобы с ним играл
кто-нибудь еще. В игре дети развивают
координацию движений и расширяют
познание о взрослом мире. Они приобретают новые навыки и
имитируют поведение взрослых.
В одной из своих
ранних работ Милдред Партен описала некоторые
категории развития игры, являющиеся сегодня
общепринятыми. Маленькие дети прежде
всего занимаются одиночной самостоятельной
игрой. Даже в компании других детей они
играют поодиночке, не обращая внимания
на то, что делают остальные. За этим следуют
параллельные действия, когда ребенок
копирует то, что делают другие, но не пытается
вмешаться в их деятельность. Затем, в
возрасте около трех лет, дети все больше
и больше вовлекаются в ассоциативную
игру, в которой они уже соотносят свое
собственное поведение с поведением остальных.
Каждый ребенок все еще действует, как
хочет, но замечает и реагирует на действия
остальных. Позже, в четырехлетнем возрасте,
дети осваивают кооперативную игру, действия
в которой требуют, чтобы каждый ребенок
сотрудничал с другими (как в игре в “маму
и папу”). В период от года до четырех-пяти
лет ребенок учится дисциплине и саморегуляции.
В первую очередь это означает умение
контролировать свои физические потребности.
Дети учатся ходить в туалет (это трудный
и долгий процесс), учатся культурно есть.
Они также учатся “действовать самостоятельно”
в различных своих поступках, в частности,
при взаимодействии со взрослыми.
К пяти годам ребенок
становится относительно автономным существом.
Это больше не беспомощный младенец, малыш
способен обходиться без посторонней
помощи в повседневных бытовых делах и
уже готов выйти во внешний мир. Формирующийся
индивид впервые способен провести долгие
часы в отсутствие родителей без особого
беспокойства.
Таким образом, социализация
это необходимый аспект в жизни каждого
человека, который включает в себя присвоенные человеком, культурно
исторические , бытовые познания , необходимые
для адаптации человеку в обществе, и связи
с предыдущими и последующими поколениями.
1.2. Агенты социализации.
У детей с нарушением
интеллекта обнаружены неполные представления
о социальном окружении, размытость жизненных
перспектив, пассивное отношение к общественным
поручениям . Ряд исследователей подчеркивают
роль детского коллектива для формирования
активной жизненной позиции учеников.
Для этого рекомендуется создавать положительный
микроклимат в группе, который позволит
включить всех учащихся в деятельность
класса с учетом их особенностей и наклонностей.
Другие авторы говорят о важности подготовки
к самостоятельной жизни умственно отсталых
детей. Для этого осуществляется работа
по конкретизации и уточнении жизненные
планов, приучение детей к самообслуживанию
и обслуживающему труду, формирование
коммуникативных навыков.
Под агентами социализации
мы будем понимать группы и социальные
контексты, в рамках которых совершаются
процессы социализации. Во всех культурах
семья является для ребенка основным социализирующим
агентом. Однако на более поздних стадиях
жизни вступает в действие множество других
агентов социализации.
Семья. Огромное значение для поступательного
развития общества имеет семья, статус
которой во многом определяется уровнем
и состоянием внутрисемейных межличностных
отношений. Изучением межличностных отношений
в семьях нормально развивающегося ребенка,
занималась большая группа ученых (А.А.Бодалев,
Л.И.Божович, И.В. Дубровина, М.И.Лисина,
А.С.Спиваковская). Исследованию же проблем
семьи, межличностных отношений в семьях,
имеющих аномально развивающихся детей,
посвящено сравнительно немного работ.
Умственно отсталый
ребенок всегда вносит определенную степень
напряженности в отношения между супругами.
Это определяет необходимость психологической
коррекционной работы в таких семьях.
Опыт показывает, что семейная ситуация
остается более контролируемой в семьях,
в которых родители имеют более широкий
кругозор и круг интересов.