Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 09:06, курсовая работа
Описание работы
В каждой стране есть дети с ограниченными интеллектуальными возможностями, возможно, скоро восприятие таких детей в нашем обществе станет нормой. Но трудности восприятия общества возникают у ребенка. Имеющийся дефект, приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования.
Содержание работы
Введение_________________________________________________________3 Глава 1.Феномен социализации______________________________________6 1.1Понятие социализации __________________________________________6 1.2. Агенты социализации___________________________________________9 Глава 2. Социальная адаптация детей в специализированных учреждениях_17 2.1 Коррекционная школа как социальный институт___________________ 17 2.2 Особенности развития умственно-отсталых детей___________________23 Заключение______________________________________________________32 Список литературы_______________________________________________34
Для более успешного
развития ребенка важен не только благоприятный
психологический климат семьи, но и сохранение
активных контактов семьи с друзьями,
коллегами, с миром. Важно, чтобы семья
не замыкалась в своем горе, не уходила
«в себя», не стеснялась своего больного
ребенка. Сохраняя контакты с социальным
окружением, родители способствуют как
социальной адаптации своего ребенка,
так и гуманизации общества, формируя
у здоровых его членов правильное отношение
к больному ребенку, сочувствие и желание
оказывать ему помощь (Е. М. Мастюкова,
А. Г. Московкина, 1991). А. Н. Смирнова в своей
работе (1967), посвященной воспитанию проблемных
детей, выделяет следующие формы отношения
родителей к своим детям, имеющим проблемы
в развитии.
1. Родители глубоко,
даже трагически, переживают неполноценность
ребенка, жалеют его, окружают чрезмерным
вниманием; опекают, освобождая от посильных
обязанностей. Чрезмерная опека лишает
ребенка самостоятельности, возможности
должным образом приспособиться к сложным
жизненным условиям.
2. Не желая примириться
с неполноценностью ребенка, родители
преувеличивают его возможности, не замечая
недостатков.
3. Родители стесняются
неполноценности своего ребенка, прячут
от людей, не посещают общественные места,
лишая его жизненных впечатлений. Ребенок
развивается медленно, растет забитым,
робким.
4. Ребенок с проблемами
занимает в семье положение «пасынка»,
его обижают, смеются над ним, подчеркивая
его неполноценность. У ребенка часто
подавленное состояние, он обидчив, раздражителен,
упрям.
5. Родители не обращают
внимания на ребенка, стараясь все воспитание
переложить на школу.
Акцентируя внимание
на спокойствии, терпеливости, справедливости
и последовательности родителей в общении
с проблемными детьми, А. Н. Смирнова (1967)
также подчеркивает необходимость особого,
индивидуального подхода к ребенку, учета
его особенностей. Известный американский
педиатр Б. Спок, рассматривая семьи, имеющие
проблемных детей, выделяет следующие
виды отношений родителей к своему ребенку
(1990).
1. Родители стыдятся
странностей своего ребенка, излишне оберегают
его. Ребенок не чувствует себя спокойным
и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен
собой.
2. Родители ошибочно
считают себя виновными в состоянии ребенка,
настаивают на проведении самых неразумных
методов «лечения», которые только расстраивают
ребенка, но не приносят ему никакой пользы.
3. Родители постепенно
приходят к выводу о безнадежности состояния
ребенка, отказывают в проявлении к нему
каких-либо знаков внимания, любви.
4. Родители не замечают
проблем в развитии ребенка и доказывают
себе и всему миру, что он ничуть не глупее
других. Такие родители постоянно подстегивают
ребенка, предъявляют к нему завышенные
требования. Постоянное давление делает
ребенка упрямым и раздражительным, а
частые ситуации, в которых он чувствует
себя некомпетентно, лишают его уверенности
в себе.
5. Родители воспринимают
ребенка естественно, позволяют бывать
ему везде, не обращая внимания на взгляды
и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно,
счастливо, воспринимая себя таким, как
все. Б. Спок (1990) подчеркивает,
что ребенок будет счастливее, если его
не жалеют, относятся к нему естественно,
тогда семья начинает говорить не о нем, а с ним.
Итак, все перечисленные
виды отношений родителей к детям с проблемами
в развитии, в общем, представляют собой
своеобразное проявление нарушенных стилей
воспитания, выделенных психологами в
отношении «родители — нормальный ребенок»:
гиперопека, гипоопека, эмоциональное
отвержение, гиперсоциализация, за исключением
того, что на взаимоотношения родителей
и проблемных детей накладывается отпечаток
специфичности данного ребенка. Как показал
анализ литературы, эта специфика заключается
в том, что неправильный стиль общения
со стороны родителей может усугубить
имеющуюся проблему развития детей.
Таким образом, родители
— часто из-за большой любви к детям, которая
не подкрепляется знанием основных закономерностей
их психического развития — допускают
грубые ошибки в воспитании, травмирующие
детей, деформирующие их психику. Родители
бессознательно используют такие модели
воспитания, которые закладывают фундамент
невротизации детей.
Отношения со сверстниками. Другим важным агентом
социализации является группа сверстников,
дружеская компания детей примерно одного
возраста. В некоторых культурах, особенно
в небольших традиционных обществах, группы
сверстников формализуются по возрастной
градации. Каждое поколение имеет определенные
права и обязанности, они меняются по мере
взросления. (Системы возрастной градации,
как правило, касаются представителей
мужского пола.) Переходы индивидов из
одной возрастной градации в другую
отмечаются обычно специфическими церемониями
и процедурами. Лица, принадлежавшие к
одному возрастному кругу, обычно сохраняют
дружеские отношения на протяжении всей
жизни. Набор возрастных рангов обычно
следующий: дети, младшие воины, старшие
воины, младшие старейшины и высшие старейшины.
Люди продвигаются по этим рангам не индивидуально,группами.
Значение семьи для
социализации индивида достаточно очевидно,
поскольку мироощущение маленького ребенка
формируется вначале более или менее исключительно
в ее рамках. Значение группы сверстников
менее очевидно, особенно для представителей
западного
общества. Тем не менее, даже
при отсутствии формальной возрастной
градации дети старше четырех-пяти лет
обычно проводят большую часть времени
в компании друзей того же возраста. В
современной ситуации, когда большое число
женщин работает, а их дети в это время
находятся в детских центрах, отношения
сверстников являются еще более значимыми,
чем раньше. Теории Мида и Пиаже одинаково
подчеркивают важность отношений сверстников.
Пиаже делает особый акцент на том, что
отношения между сверстниками более “демократичны”, чем между
ребенком и родителями. Слово “сверстник”
означает “равный”, и возникшие между
детьми дружеские отношения, действительно,
обладают умеренным эгалитаризмом. Энергичный
или физически более сильный ребенок может
пытаться доминировать, но, поскольку
отношения сверстников основываются на
взаимном согласии, а не на зависимости,
характерной для семьи, ребенок может
больше отдавать и больше получать. Пиаже
указывает, что, обладая властью, родители
могут (в разной степени) навязывать детям
нормы поведения. Напротив, в группах сверстников
ребенок встречает другие условия взаимодействия,
при которых правила поведения можно менять
и подвергать проверке.
Отношения со сверстниками
часто сохраняют значение на протяжении
всей жизни человека. Особенно это характерно
для поселений с невысокой мобильностью,
где индивиды могут быть членами одной
неформальной группы или иметь одну и
ту же группу друзей практически всю жизнь.
Даже когда это не так, отношения со сверстниками,
по-видимому, оказывают значительное влияние
и после периодов детства и отрочества.
Неформальные группы людей одного возраста
на работе, да и в других ситуациях, обычно
оказываются очень важными при формировании
позиций и привычек индивида.
Школа. Школьное образование — формальный
процесс, поскольку определяется фиксированным
набором изучаемых предметов. Однако школы
действуют как агенты социализации и в
несколько ином отношении. Наряду с формальным
набором учебных дисциплин существует
то, что некоторые социологи называют
скрытой программой, определяющей специфические
условия обучения коммуникация и средства
массовой информации. От детей ожидается,
что они будут тихо заниматься в классе,
пунктуально вести себя на уроках и соблюдать
правила школьной дисциплины. Они вынуждены
принимать требования учителей и реагировать
на них. Реакции учителей также воздействуют
на то, что ожидают дети от самих себя.
Все это впоследствии оказывается связанным
с выбором работы после окончания школы.
Группы сверстников часто формируются
в школе, и система распределения по классам
в зависимости от возраста усиливает их
влияние.
Считается, что благодаря
школам дети смогут преодолеть ограничения
социальной среды, из которой они происходят.
Поскольку образование не только открыто
для всех, но даже обязательно, дети бедных
и непривилегированных слоев в случае
успешного обучения имеют шанс подняться
по социально-экономической лестнице.
Массовое образование в современных обществах
неразрывно связано с идеалом равенства
возможностей, согласно которому люди
достигают положения, соответствующего
их талантам и способностям. Однако на
практике образование часто не только
не способствует преодолению неравенства,
но даже усугубляет его. Тому есть несколько
причин. Дети из бедных семей не всегда
могут рассчитывать на поощрение своих
успехов со стороны родителей, особенно
если те индифферентны или враждебны к
идеалам и целям образования. Школы, расположенные
в бедных районах, имеют худшие технические
возможности и меньшее количество учителей,
чем школы богатых районов. У детей может
появиться враждебное отношение к школе
потому, что задачи, которые она ставит
перед ними, не имеют, с их точки зрения,
никакого отношения к их жизни ни в настоящем,
ни в будущем.
Средства массовой информации. Эпоха расцвета периодических
изданий началась на Западе с конца XVIII века, но в те времена
газеты и журналы предназначались относительно
узкому кругу читателей. Лишь спустя столетие
они стали частью повседневной жизни миллионов
людей, определяя их взгляды и мнения.
Распространение средств массовой информации
в виде печатных изданий вскоре было дополнено
электронными коммуникациями. Британские
дети проводят в течение года за экраном
телевизора время, эквивалентное ста школьным
дням. Взрослые тратят на это примерно
столько же времени. Исследования показывают,
что в случае, если освещение событий газетой
и телевидением различается, телевизионной
версии верят вдвое больше людей, чем газетной.
Громадное количество
исследований было посвящено анализу
влияния определенных типов телевизионных
программ на социальные установки детей
и взрослых, однако окончательные ответы
не получены. Нет единого мнения, например,
по вопросу, в какой степени показ насилия
вызывает агрессивное поведение у детей.
Но не подлежит сомнению, что средства
массовой информации оказывают глубочайшее
воздействие на
установки и мировоззрение людей.
Они передают все то многообразие информации,
которое невозможно получить иным способом.
Газеты, книги, радио, телевидение, фильмы,
музыкальные записи и иллюстрированные
журналы позволяют нам приобщиться к опыту,
о котором мы иначе не имели бы ни малейшего
представления.
В наше время лишь
незначительная часть обществ, в том числе
среди традиционных культур, осталась
вне поля действия средств массовой информации.
Средства электронной коммуникации доступны
даже совершенно неграмотным; в самых
удаленных регионах третьего мира нередко
можно найти людей, у которых есть радиоприемники
или даже телевизоры.
Другие агенты социализации. Агентов социализации,
помимо уже упомянутых, существует так
же много, как групп и социальных контекстов,
в которых индивиды проводят сколько-нибудь
значительную часть своей жизни. Работа
во всех культурах является важнейшим
окружением, в котором происходит процесс
социализации, хотя только в индустриальных
обществах огромное число людей “ходят
на работу” — т. е. каждый день проводят
несколько часов на рабочем месте, отделенном
от дома. В традиционных обществах многие
обрабатывают землю вблизи того места,
где живут, или работают в мастерских на
дому. “Работа” в таких обществах не является
столь выделенной среди остальных видов
деятельности, как это характерно для
большей части рабочей силы на Западе.
В индустриальных странах начало “хождения
на работу” подразумевает гораздо большие
изменения в жизни человека, чем начало трудовой деятельности
в традиционных обществах. Обстоятельства
работы выдвигают непривычные требования,
вынуждая человека принципиально менять
мировоззрение и поведение.
Хотя местная община,
как правило, влияет на социализацию в
современных обществах в гораздо меньшей
степени, чем при других типах социального
устройства, полностью ее влияние исключать
нельзя. Даже в крупных городах имеются
сильно развитые группы и организации
жителей (добровольные общества, клубы,
церкви), которые оказывают огромное воздействие
на мысли и действия тех, кто принимает
участие в их деятельности.
Таким образом, агенты социализации оказывают огромное
влияние на детей с интеллектуальной недостаточностью,
на уровень их развития, и коммуникации.
Глава 2. Социальная адаптация
детей в специализированных учреждениях
2.1 Коррекционная школа как социальный
институт
Специальные образовательные
школы являются одним из звеньев общей
системы образования. Содержание образования
охватывает различные виды знаний, которые
необходимы для развития умственно отсталых
детей. Содержание образования это учебный
план, программы, учебники для коррекционных
школ 8-го вида. Обучение детей в коррекционных
школах 8-го вида осуществляется с учетом
не только их особенностей, но и возможностей
овладеть элементарными знаниями и навыками.
Что касается таких видов знаний, как основные
законы науки, теории, то они могут иметь
место в самом и ограниченном виде. Основной
задачей коррекционной школы является
формирование умений и навыков учебной
деятельности, развитие и становление
всех сторон личности. При обучении детей
с отклонениями в развитии приходится
преодолевать специфические трудности,
обусловленные дефектом ребенка. В связи
с этим все вопросы обучения в специальных
учреждениях рассматриваются в аспекте
основных принципов и осуществлении коррекции.
В коррекционных школах руководствуются
девятью дидактическими принципами: воспитывающая
и развивающая направленность обучения;
научность и доступность обучения; систематичность
и последовательность обучения; связь
обучения с жизнью; принцип коррекции
в обучении; принцип наглядности; принцип
сознательности и активности; индивидуальный
и дифференцированный подход; принцип
прочности усвоения знаний, умений и навыков.
Методы обучения для специальных коррекционных
школ 8-го вида разработали В.В. Воронкова
и Б.П. Пузанов, они подразделяют их на
2 группы: