Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 13:27, контрольная работа
Цель работы — дать характеристику социализации личности.
Задачи работы:
1) охарактеризовать личность как категорию и объект изучения социологии,
2) определить понятия личности и ее структуры, их влияние на разработку структуры личности,
3) выделить и охарактеризовать различные теории личности в социологии.
Введение…………………………………………………………………………………..2
1. Понятие личности……………………………………………………………………..3
2. социализация личности……………………………………………………………….4
3. социальные роли………………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………………….17
Список литературы……………………
Практические задания
1. Необходимость социализации обусловлена: биологической конституцией человека;
А) необходимостью обеспечить целостность общества и общественный порядок;
Б) необходимостью обеспечить «пригодность» индивида к жизни в обществе. Исключите неправильное суждение.
Ответ: А
2. Выберите из перечисленных функций те, которые выполняют социализацию в обществе:
введение индивида в мир культуры данного общества;
контроль за распределением материальных ресурсов в обществе;
создание условий для эффективной совместной деятельности людей;
создание норм социальной стабильности и порядка.
Ответ: введение индивида в мир культуры данного общества, создание условий для эффективной совместной деятельности людей, создание норм социальной стабильности и порядка.
3. В 1920 г. в Индии были найдены две девочки, воспитанные волками. Единственным звуком, который издавали дети, был громкий вой. Они никогда не смеялись, испытывали страх перед огнем и не любили солнечного света. В то же время девочки могли хорошо видеть в темноте, передвигаться на четырех ногах, а запах мяса чувствовали на расстоянии 70 метров. Прожив несколько лет в человеческом обществе, дети усвоили только элементарные человеческие навыки, старшая девочка выучила около 30 слов. Подумайте, о чем свидетельствует судьба таких детей, оказавшихся в изоляции и сумевших выжить. Что существенно важное для понимания социализации дает опыт изучения этих детей?
Ответ: Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от своих непосредственных предков – родителей и их родителей.
Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо подготовлено социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых.
Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Однако некоторые ученые полагают, что поскольку все необходимое для социализации заложено в генах, человек остается самим собой, в какую бы среду его не поместили. Их уверенность поколебалась встреча так называемыми феральными людьми.
Феральные люди не могут стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно. Она представляет собой такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество. Обнаруживаются случаи раннего взросления людей, особенно если их жизнь была богата событиями: в детстве лишились родителей, рано пошли трудится, познали лишения, невзгоды судьбы. Тем не менее это еще не социализация. Можно сократить отдельные этапы, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя.
Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в тоже время это самый незащищенный ее этап. Дети изолированные от общества, в социальном плане проигрывают, хотя многие взрослые сознательно ищут одиночества и изоляции, чтобы предаваться углубленным размышлениям и созерцанию. Чаще когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они духовно и социально не погибают. Напротив, преодолевая трудности, они развивают свою личность, познают в себе новые грани
4. Объясните с точки
зрения социализации, почему пожилые
люди испытывают больший
Ответ: Конкретный возраст, в том числе пожилой, определяет пригодность или непригодность, к выполнению социальных ролей и видов деятельности. С выходом на пенсию завершается активный период социализации, уменьшается нужность стариков в семье. Пожилой человек перестает выполнять главнейшую функцию – быть производителями материальных ценностей. Из производителя он превратился в потребителя, а тем самым в иждивенца. Хотя старый человек зачастую такой же беззащитный, слабый и беспомощный, как и ребенок, но в отличие от ребенка старик не являются целью жизни не для кого. Родители ищут эмоциональное удовольствие в общении с детьми, а в общении со своими пожилыми родителями они зачастую видят только обязанность. Старик – это человек, переставший служить и целью жизни, для своих выросших детей, как ребенок, и средством жизни, как взрослый. У него свое положение в структуре семьи и в социальной жизни общества.
Вместе с тем переход от зрелости к старости раскрывает новые социальные возможности и роли. Пожилые люди выступают партнерами, конкурентами или противниками других возрастных групп на рынке труда, в системе социализации и образования, в ведении домашнего хозяйства и в межличностном общении. Правда, во всех этих сферах их роль минимальна: на работе пожилых увольняют в числе первых, а принимают на работу в числе последних; по ведению домашнего хозяйства им оставляют простейшие функции
(подмети пол, сходить в магазин),
а принципиальные вопросы
Переход из фазы зрелости в фазу старости касается изменений трудового статуса, содержания работы, мотивации и отношения к жизни, а также отношения к работе как к источнику доходов и материального удовлетворения, трудоспособности, круга общения и самооценки. Непривычный избыток свободного времени, уход с производства и появление новых ролей вынуждают пожилого человека заново проходить процесс адаптации, хотя старение человеческого организма истощает резервы для повторной адаптации. В результате возникает чувство неуверенности в завтрашнем дне и средствах существования. Ощущения себя в положении социального иждивенца часто выражается в чувстве социального унижения.
До сих пор десятилетиями, взрослея, человек накапливал в себе потребность заботиться о других. И вот теперь его лишают такой возможности, предлагая «просто отдыхать». Невостребованная потребность, резкая смена ценностных ориентаций и установок изменяют личность. Процесс старения многократно усиливается под воздействие психологического груза. Обостряются физические недуги и болезни. Предчувствуя будущую ненужность, в традиционных обществах (правда, не во всех) старые люди, бывало, покидали насиженные места и уходили умирать в одиночестве. В современном обществе сделать такой переход менее болезненным могут дополнительная работа пенсионеров в общественном производстве, привлечение их к активной общественной и политической деятельности.
Специалисты обнаружили закономерность: с возрастом снижается способность адаптироваться к социальным изменениям. Чем старше человек, тем больше он неудовлетворен различными сторонами жизни. Психологи отмечают: старики становятся ворчливее, раздражительнее и угрюмее. Но известно и другое: с возрастом человек больше дорожит жизнью и ценит каждый лишний ее день.
Прекращение работы и выход на пенсию ведут к негативным последствиям: вынужденное увеличение и бытовых нагрузок, материальная зависимость от родственников, уменьшение авторитета и престижа, чувство изолированности, боязнь одиночества. Образ жизни и досуг становятся пассивными, малоподвижными и однообразными (сидение на лавочке у дома или в сквере) неспешные и укороченные прогулки, чтение газет и просмотр телепередач больше прежнего).
Ощущение приближения старости и чувство бесперспективности возникают потому, что у стариков теряется то, что свойственно другим возрастным группам, а именно – наличие жизненных планов. Жизненный план – идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служит предполагаемая траектория социальной карьеры и сумма возможных достижений.
В молодом возрасте жизненные планы принимают форму неопределенной мечты, смутных желаний, в зрелом – четко выстроенной должностной карьеры, а в пожилом возрасте они исчезают.
Благодаря жизненным планам социализация их стихийного и неуправляемого процесса превращается в целенаправленную стратегию поведения. Зрелый индивид сверяет с поставленной целью то, чего он реально достиг, и вносит необходимые поправки. Но пожилой человек подобного уже сделать не может – впереди у него нет необходимого запаса времени и сил. Жизненные планы ориентируют человека особым образом: они вносят мотивацию достижения. Но у пожилых нет того, ни другого. Поэтому у них преобладают пассивные формы деятельности и стихийное приспособление к новым социальным ролям.
1 Понятие социальной роли рассмотрено отдельно в связи со значимостью вопроса