Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данного исследования - изучение основного содержания процесса социализации личности в современном обществе. Из содержания этой цели вытекают следующие задачи:
сформировать представление о содержании понятия «социализация личности»;
изучить основные теории социализации личности;
охарактеризовать основные фазы социализации личности;
определить содержание основных этапов и роль механизмов процесса социализации в становлении личности;
показать роль социального контроля и его основных элементов в ходе социализации личности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие «социализация личности». Основные теории социализации личности……………………… 6
1. 1. Теория Кули – Мида……………………………………………...….9
1. 2.Теория Фрейда – Эриксона………………………………...……..…10
1.3.Теория Пиаже…………………………………………………………14
Глава 2. Основные фазы, этапы и механизмы процесса социализации…………………………………………………………………….16
2. 1. Возрастные фазы социализации……...…………………………….16
2. 2. Основные этапы социализации. Механизмы первичной и вторичной социализации………………………………………...32
2.3. Социальный контроль социализации личности, его основные элементы…………………37
Заключение………………………………………………………..………42
Список литературы…………………………………………………….…44
Приложения…………………………………………………….………....47

Файлы: 1 файл

курсовая по социологии 1.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Г. Мид выходит за рамки исключительного межиндивидуального взаимодействия на уровень группы и вводит понятия «значимого другого», «роль обобщённого другого» и т.п. Значимыми для формирования индивида являются не все реакции (зеркала), а лишь некоторые – «значимые другие». Индивид проводит отбор значимых для него «других» и тем самым принимает ответственность за свой выбор и своё действие.

«Обобщенный другой» - по Дж. Г. Миду – это возникающее в процессе социализации представление индивида об абстрактном «другом». Это представление включает совокупность ожиданий, установок, ценностей группы, на которые индивид ориентирует свое поведение.

1. 2. Теория Фрейда – Эриксона

Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) – австрийский психолог, основоположник психоаналитической ориентации в социологии. 3. Фрейд рассматривал социализацию как сложный процесс взаимодействия природного и социального. По его мнению, социализация есть происходящий в социальной среде процесс обуздания физиологических побуждений (особенно сексуальных), противоречащих нормам культуры социального окружения.

В структуре личности 3. Фрейд выделяет три части: Ид («Оно»), Эго («Я»), Суперэго («Сверх-Я»). Ид («Оно») – это первоначальная, основная часть структуры личности. Содержание Ид целиком бессознательно и включает в себя основные родовые инстинкты и воспоминания, которые оказались вытесненными из сознания. Ид – источник энергии, включающий в себя либидо (энергию созидающую) и мортидо (энергию разрушающую), направленный на удовлетворение инстинктов и получение удовольствия.

Эго («Я») – та часть структуры личности, которая находится в контакте с внешней реальностью. Эго контролирует поведение человека, помогает ему ориентироваться в окружающем мире. С одной стороны, Эго следует бессознательным инстинктам, а с другой – подчиняется нормативам и требованиям реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает употреблять в пищу несъедобные продукты; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Следующая часть структуры  личности – Суперэго («Сверх-Я»). Это, в первую очередь, совокупность всех установок, ценностей усвоенных ребёнком от своих родителей (первичной группы). Оно служит судьей или цензором деятельности и мыслей Эго. 3. Фрейд указывал на три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести Суперэго ограничивает, запрещает, судит сознательную деятельность. Суперэго стремится усовершенствовать поведение человека в соответствии с культурой, законами, запретами, принятыми в обществе, т. е. с коллективным сознанием.

Следуя концепции З. Фрейда, можно выяснить, что индивид  находится все время в состоянии конфликта с обществом.

В своем же сексуальном  развитии личность проходит, по Фрейду, четыре стадии, каждая из которых связана  с определенной эрогенной зоной:

- оральная – ребенок  получает удовлетворение от жизни  через рот, например, вместе с едой;

- анальная – ребенок  учится ходить на горшок;

- фаллическая – осознание  ребенком своей половой принадлежности  и связанных с ней возможностей  или ограничений;

- генитальная – на  этой стадии дети активно выражают  озабоченность проблемами половой близости. [20, с. 216]

Идеи З. Фрейда, о которых  ранее уже упоминалось, были пересмотрены и дополнены Э. Эриксоном, американским психологом. Он предложил ввести критерии психического развития «Я», связанного с формированием основных ориентиров по отношению к себе и своему окружению. По его мнению, как и в современной теории, процесс социализации не заканчивается в подростковом периоде, а продолжается и позднее, весь жизненный цикл. В соответствии с критериями психического развития выделяют восемь стадий человеческого развития, пять из которых приходится на детство, а последние три приходятся на определенные периоды жизни взрослых. Эти стадии стали сегодня общепризнанными:

Доверие – недоверие  – грудной возраст;

Автономия – сомнение – 1-2 года;

Инициатива – чувство вины – 3-5 лет;

Трудолюбие – неполноценность  – 6-11 лет;

Идентификация – диффузия – юность, 12-18 лет;

Интимность – одиночество  – начало взрослого периода;

Творческая активность – застой – средний возраст;

Умиротворение – отчаяние – старость. [20, с. 217]

Первый кризис человек  переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются ли его  основные физиологические потребности  ухаживающим за ним человеком. В  результате положительного исхода у  ребенка развивается чувство  доверия к окружающему миру. В случае обратного исхода – соответственно, недоверие.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и  помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий и непоследовательный контроль приводит к развитию у ребенка стыда и сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над своим собственным организмом.

Третий кризис соответствует  второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок  учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости  от царящей в школе атмосферы  и принятых методов обучения и  воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, наоборот, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, таки и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоих полов в поисках  идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростков людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выбора, который он должен сделать сам. Неспособности подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной или профессиональных сферах.

Шестой кризис свойственен  молодым взрослым людям. Он связан с  поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства  сохранения рода, выражающегося главным образом в «интерес к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет другим путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости, что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует  собой завершение предшествующего  жизненного пути, а разрешение зависит  от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознания ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

1.3. Теория Пиаже

Совершенно другой, отличный от психоанализа подход, предложил швейцарский учёный Жан Пиаже (1896-1980). Он создал теорию когнитивного (от лат. Cognitio – знание, познание) развития. Он исследует первичную социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными потребностями. Ученый делит первичную социализацию на следующие стадии:

- до 2-х лет – сенсомоторная  стадия – формирование способности  к сохранению в памяти образов  предметов окружающего мира;

2 – 7 лет – предоперациональная  стадия – возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений;

7 – 11 лет – стадия конкретных  операций – овладение навыками  мысленного манипулирования предметами;

12 – 15 лет – стадия формальных  операций – формирование способностей  к решению абстрактных задач  и осмыслению нравственных проблем своей жизни. [20, с. 216]

Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.

Большинство концепций, которые разбирают  основные этапы социализации, ограничиваются рассмотрением первичной социализации.

 

Глава 2. Основные фазы,  этапы и механизмы процесса социализации.

2.1. Основные фазы социализации личности

Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т. е. осваивая различные  социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность.

 Вторая фаза характеризуется  стремлением индивида к максимальной  персоциализации, воздействию на  людей, самоактуализации.

 И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д.

 Всякая задержка на первой  фазе или гипертрофированность  второй фазы может привести  к нарушению процесса социализации  и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить  и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. Однако в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других – нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других – нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.

Социализация включает в себя различные этапы, стадии. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости. Есть и другие точки зрения.

Детство. В средние века той концепции детства, которая характерна для нашего времени, просто не существовало. На детей смотрели как на маленьких взрослых. Произведения искусства и письменные документы средневековья изображают взрослых и детей вместе в одной социальной среде, носящих одинаковую одежду и занятых по преимуществу одними и теми же видами деятельности. Мир волшебных сказок, игрушек и книг, который мы считаем наиболее подходящим для детей, появился сравнительно недавно. Вплоть до XVII в. в западноевропейских языках слова, обозначающие молодых людей мужского пола – «boy» (в английском языке), «garson» (во французском) и «Knabe» (в немецком) (все три слова переводятся как «мальчик»), служили для описания мужчины в возрасте около 30 лет, ведущего независимый образ жизни. Специальных слов для обозначения детей и подростков мужского пола в возрасте от 7 до 16 лет не существовало. Слово «ребенок» выражало скорее родственные отношения, чем возрастные отличия. Только в начале XVII в. началось формирование новой концепции детства.

Какие бы определения  ни давали общества категории детства, социализация детей начинается на самой  ранней стадии развития, в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время происходит самый незащищенный ее этап. [4, с. 175]

Большинство детей – довольно «податливый материал» в том смысле, что они способны вырасти и развиться во взрослых людей самых разных типов. Диапазон детских возможностей поистине удивителен. Например, к четвертому году жизни большинство российских детей полностью осваивает русский язык. К этому времени они уже также способны участвовать в сложных социальных взаимодействиях в соответствии с российскими культурными моделями. Дети демонстрируют общечеловеческие реакции на очень ранних стадиях своего развития. Еще не достигнув одного года, младенцы уже принимают участие в общественной жизни: указывают пальчиком на разные предметы – на витрину магазина, самолет, автомобиль, картинку, желая привлечь к этим предметам внимание взрослых. Таким образом дети демонстрируют не только понимание того, что другие люди могут видеть то, что видят они, но также уверенность, что взрослые обязательно посмотрят на то, к чему дети проявили интерес. К двум годам кукла у детей уже совершает какие-то действия, словно она живая и действует сама по себе, т.е. у детей появляется способность представлять других людей в качестве независимых агентов (или акторов). Большинство трехлеток уже способны возложить на одну куклу выполнение нескольких видов деятельности, связанных с ролью, что говорит о понимании ими социальной роли (ребенок представляет себе, что он врач, и осматривает куклу). В позднем дошкольном возрасте дети приобретают способность комбинировать игровые роли более сложным образом (ребенок представляет, что он – врач и одновременно отец). Большинство шестилетних детей могут представить, что они одновременно выполняют несколько ролей.

Информация о работе Социализация личности