Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данного исследования - изучение основного содержания процесса социализации личности в современном обществе. Из содержания этой цели вытекают следующие задачи:
сформировать представление о содержании понятия «социализация личности»;
изучить основные теории социализации личности;
охарактеризовать основные фазы социализации личности;
определить содержание основных этапов и роль механизмов процесса социализации в становлении личности;
показать роль социального контроля и его основных элементов в ходе социализации личности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие «социализация личности». Основные теории социализации личности……………………… 6
1. 1. Теория Кули – Мида……………………………………………...….9
1. 2.Теория Фрейда – Эриксона………………………………...……..…10
1.3.Теория Пиаже…………………………………………………………14
Глава 2. Основные фазы, этапы и механизмы процесса социализации…………………………………………………………………….16
2. 1. Возрастные фазы социализации……...…………………………….16
2. 2. Основные этапы социализации. Механизмы первичной и вторичной социализации………………………………………...32
2.3. Социальный контроль социализации личности, его основные элементы…………………37
Заключение………………………………………………………..………42
Список литературы…………………………………………………….…44
Приложения…………………………………………………….………....47

Файлы: 1 файл

курсовая по социологии 1.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Итак, основными фазами процесса социализации личности являются детство, подростковый возраст, ранняя зрелость, или молодость, средний возраст, или зрелость, пожилой возраст, или старость, смерть. Существуют два этапа процесса социализации  - первичный и вторичный.

 

 

Заключение

Ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявление тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере.

В настоящее время, когда  научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому и конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.

Основную роль в процессе социализации играют агенты социализации или институты, если говорить о вторичной социализации. Именно на них ложится ответственность по воспитанию нового члена общества или перевоспитанию уже оформившейся личности ради ее вхождения в новую социальную роль.

Итак, социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством  систематического взаимодействия с  другими людьми у индивида формируются  свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности.

 Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.

Основными процессами социализации, несмотря на все теории, можно назвать  ресоциализацию и десоциализацию как наиболее распространенные. Ведь большую часть жизни человек проводит в осознанном, взрослом состоянии, в котором происходит вторичная (продолженная) социализация. Именно ей в большей степени принадлежат две вышеназванные стороны этого социального процесса.

В сегодняшней России этот значимый для общества процесс  проходит довольно трудно. Из-за постоянных сбоев в финансировании институты  социализации, которые участвуют  в становлении личности детей, не полностью справляются со своей задачей. Поэтому нынешнее общество начинает терять свои корни, так необходимые для полного становления личности. В настоящей России личность ограничивается в свободе выбора, при помощи бюджетной политики создаются условия, ведущие население России к моральному разложению.

 

Библиографический список

  1. Аверьянов, Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. / Л.Я. Аверьянов – М.: 2008. – 357 с.
  2. Бергер, П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. / П.Л. Бергер – М.: Издательство БЕК, 2006. – 544с.
  3. Волков, Ю.Г., Мостовая К.В. Социология. / Ю.Г. Волков - М.: Издательство БЕК, 2008. – 98с.
  4. Вульфов, Б.З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка/ Б.З. Вульфов // Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. - Челябинск, 2006.
  5. Гвишиани Д.М., Лапина Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф. Краткий словарь по социологии./ Д.М.Гвишиани - М.: Политиздат, 2006.
  6. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования. / И. Ф. Девятко - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2008 – 169 с.
  7. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х тт. / Д. Джери - М.: 2009 – 895 с.
  8. Дюркгейм, Э. Социология, ее предмет и метод. История социологии в памятниках. / Э. Дюркгейм - М.: 2005 – 254с.
  9. Ермолаев, А.В. Выборочный метод в социологии Методическое пособие. / А. В. Ермолов – М.: ИНФРА, 2006 – 25 с.
  10. Капитонов, Э.А. Социология XX в. / Э.А. Капитонов - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 – 234с.
  11. Кондауров, В.И., Страданченков А.С. Социология. / В.И. Кондауров - М.: ИНФРА-М, 2006 – 189с.
  12. Кравченко, А.И. Социология: Словарь: Учебное пособие для студентов вузов. / А.И. Кравченко - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  13. Кравченко, А. И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. А.И. Кравченко – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2007. – 271 с.
  14. Кравченко, А. И. Социология; Учебник для вузов/ А. И. Кравченко. – 5-е изд. – М: Академический Проект, 2009. – 508 с.
  15. Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю. И. Кривов // Педагогика № 2,2003.
  16. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. 3-е издание./ А.А. Радугин - М.: Библионика,2006.
  17. Смирнов С. С., Исаев Н. А. Социальная политика. Новый курс / С.С. Смирнов// Вопросы экономики № 2, 2009 – с. 21 – 29.
  18. Солодовникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни. / И.В. Солодовникова // Социологические исследования. № 2, 2007 – с. 32-39.
  19. Сорвина А.С., Е.И. Холостова. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие /А.М. Сорвина – М.: ИНФРА-М, 2007. – 427с.
  20. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2008 – 912с.
  21. Павленок П. Д. Основы социальной работы: Учебник. / П.Д. Павленко – М.: ИНФРА-М, 2008 - 395 с.
  22. Тетерский И. О. Введение в социальную работу: Учебное пособие. - 4-е изд. / И.О. Тетерский – М.: Академический проект, 2008- 496 с.
  23. Тишин Е. А. Актуальные проблемы социального развития / Е.А. Тишин// Экономист № 4, 2007 – с. 15 – 19.
  24. Учебный социологический словарь. / Общ. ред. А.И.Кравченко - М.: «Экзамен», 2005.
  25. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. /Е.И. Холостова – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2008 – 692 с.
  26. Холостова Е. И. Теория социальной работы: Учебник. / Е.И. Холостова – М.: Юристъ, 2008 – 334 с.
  27. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве /В.И. Чупров// Социс №3 - 2006.
  28. Эфендиев А.Г., Кравченко Е.И., Пушкарёва Г.В. и др. Общая социология. Учебное пособие для вузов / А.Г. Эфендиева – М.: ИНФРА – М, 2008– 654 с.
  29. Психология ранней юности Кон И.С. [Электронный ресурс]: [Режим доступа] http://www.koob.ru/kon/psihologiya_ranney_yunosti

 

Приложение – A.

Этапы развития личности по Эриксону

Этап развития

Психологический кризис

Доминирующая социальная среда

Благоприятный результат

Младенчество

Основы доверия в  противовес недоверию

Семья

У ребенка вырабатываются доверительные чувства к себе, своим родителям и к миру

Раннее детство

Самостоятельность в  противовес стыду, сомнениям

Семья

Ребенок вырабатывает у  себя чувство самоконтроля без ущерба самоуважению

Возраст 4-5 лет

Инициатива в противовес чувству вины

Семья

Ребенок учится задавать направление и цель своим действиям

Возраст с 6 лет до начала периода полового созревания

Трудолюбие, усердие в  противовес ощущению подчиненности, зависимости

Соседи; школа

Ребенок приобретает  чувство уверенности в своих  знаниях и умениях

Подростковый период

Осознание собственной личности в противовес путанице с социальными ролями

Группа сверстников  и внешние группы

Индивид развивает самоидентификацию  – ясное ощущение собственного Я

Юность

Любовь в противовес одиночеству

Друзья и партнеры

Индивид вырабатывает способность стремиться к достижению конкретной карьеры и завязывать продолжительные близкие – дружеские и любовные отношения

Взрослый

Творческий потенциал  в противовес застою

Новая семья, работа

Индивида начинают волновать  проблемы за пределами собственной  семьи: другие люди, будущие поколения и общество в целом

Пожилой возраст

Целостность в противовес отчаянию

Выход на пенсию и близящаяся

смерть

Индивид обретает чувство  удовлетворения прожитой жизнью


 

Источник: Психология ранней юности Кон И.С. [Электронный ресурс]: [Режим доступа] http://www.koob.ru/kon/psihologiya_ranney_yunosti

 

Приложение-Б.

 

Элементы социального  контроля

 


 

 

Приложение – В.

 

Типы санкций

 

 

Позитивные  санкции

Негативные  санкции

Формальные

 санкции

Ф +

Ф –

Неформальные

 санкции

НФ +

НФ –





Информация о работе Социализация личности