Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 14:54, курсовая работа
Основная цель данного исследования - изучение основного содержания процесса социализации личности в современном обществе. Из содержания этой цели вытекают следующие задачи:
сформировать представление о содержании понятия «социализация личности»;
изучить основные теории социализации личности;
охарактеризовать основные фазы социализации личности;
определить содержание основных этапов и роль механизмов процесса социализации в становлении личности;
показать роль социального контроля и его основных элементов в ходе социализации личности.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие «социализация личности». Основные теории социализации личности……………………… 6
1. 1. Теория Кули – Мида……………………………………………...….9
1. 2.Теория Фрейда – Эриксона………………………………...……..…10
1.3.Теория Пиаже…………………………………………………………14
Глава 2. Основные фазы, этапы и механизмы процесса социализации…………………………………………………………………….16
2. 1. Возрастные фазы социализации……...…………………………….16
2. 2. Основные этапы социализации. Механизмы первичной и вторичной социализации………………………………………...32
2.3. Социальный контроль социализации личности, его основные элементы…………………37
Заключение………………………………………………………..………42
Список литературы…………………………………………………….…44
Приложения…………………………………………………….………....47
Итак, основными фазами процесса социализации личности являются детство, подростковый возраст, ранняя зрелость, или молодость, средний возраст, или зрелость, пожилой возраст, или старость, смерть. Существуют два этапа процесса социализации - первичный и вторичный.
Заключение
Ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявление тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере.
В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому и конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.
Основную роль в процессе социализации играют агенты социализации или институты, если говорить о вторичной социализации. Именно на них ложится ответственность по воспитанию нового члена общества или перевоспитанию уже оформившейся личности ради ее вхождения в новую социальную роль.
Итак, социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.
Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности.
Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.
Основными процессами социализации, несмотря на все теории, можно назвать ресоциализацию и десоциализацию как наиболее распространенные. Ведь большую часть жизни человек проводит в осознанном, взрослом состоянии, в котором происходит вторичная (продолженная) социализация. Именно ей в большей степени принадлежат две вышеназванные стороны этого социального процесса.
В сегодняшней России этот значимый для общества процесс проходит довольно трудно. Из-за постоянных сбоев в финансировании институты социализации, которые участвуют в становлении личности детей, не полностью справляются со своей задачей. Поэтому нынешнее общество начинает терять свои корни, так необходимые для полного становления личности. В настоящей России личность ограничивается в свободе выбора, при помощи бюджетной политики создаются условия, ведущие население России к моральному разложению.
Библиографический список
Приложение – A.
Этапы развития личности по Эриксону
Этап развития |
Психологический кризис |
Доминирующая социальная среда |
Благоприятный результат |
Младенчество |
Основы доверия в противовес недоверию |
Семья |
У ребенка вырабатываются доверительные чувства к себе, своим родителям и к миру |
Раннее детство |
Самостоятельность в противовес стыду, сомнениям |
Семья |
Ребенок вырабатывает у себя чувство самоконтроля без ущерба самоуважению |
Возраст 4-5 лет |
Инициатива в противовес чувству вины |
Семья |
Ребенок учится задавать направление и цель своим действиям |
Возраст с 6 лет до начала периода полового созревания |
Трудолюбие, усердие в противовес ощущению подчиненности, зависимости |
Соседи; школа |
Ребенок приобретает чувство уверенности в своих знаниях и умениях |
Подростковый период |
Осознание собственной личности в противовес путанице с социальными ролями |
Группа сверстников и внешние группы |
Индивид развивает самоидентификацию – ясное ощущение собственного Я |
Юность |
Любовь в противовес одиночеству |
Друзья и партнеры |
Индивид вырабатывает способность стремиться к достижению конкретной карьеры и завязывать продолжительные близкие – дружеские и любовные отношения |
Взрослый |
Творческий потенциал в противовес застою |
Новая семья, работа |
Индивида начинают волновать проблемы за пределами собственной семьи: другие люди, будущие поколения и общество в целом |
Пожилой возраст |
Целостность в противовес отчаянию |
Выход на пенсию и близящаяся смерть |
Индивид обретает чувство удовлетворения прожитой жизнью |
Источник: Психология ранней юности Кон И.С. [Электронный ресурс]: [Режим доступа] http://www.koob.ru/kon/
Приложение-Б.
Элементы социального контроля
Приложение – В.
Типы санкций
Позитивные санкции |
Негативные санкции | |
Формальные санкции |
Ф + |
Ф – |
Неформальные санкции |
НФ + |
НФ – |