Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 22:09, контрольная работа
Термин «социология» ввел Огюст Конт (учение об обществе). Он считал, что социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы.
В моей же работе будет рассматриваться одна из ее областей исследования – социализация молодежи.
В разных словарях социализация определяется как:
«процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»
«как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»
ВВЕДЕНИЕ
I. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ МОЛОДЁЖИ
II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
2.1. ПОНЯТИЕ «МОЛОДЁЖЬ»
2.2. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.3. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
2.4. ФУНКЦИИ МОЛОДЁЖИ
III. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ
3.1. СЕМЬЯ И ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ
3.2. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
города Москвы
«Московский государственный институт
индустрии туризма»
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПРАВА
Дисциплина: СОЦИОЛОГИЯ
(наименование дисциплины)
Реферат
Тема:
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
Выполнила: студентка
1курса 102 учебной группы
Факультета заочного обучения
Попова Александра Викторовна
Проверил: преподаватель
______________________________
(ФИО)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ МОЛОДЁЖИ
II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
2.1. ПОНЯТИЕ «МОЛОДЁЖЬ»
2.2. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.3. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
2.4. ФУНКЦИИ МОЛОДЁЖИ
III. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ
3.1. СЕМЬЯ И ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ
3.2. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
На установочных лекциях мы рассматривали СОЦИОЛОГИЮ как науку об обществе, закономерностях развития, функционирования. (Общество, взаимоотношения, взаимодействия)
Термин «социология» ввел Огюст Конт (учение об обществе). Он считал, что социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы.
В моей же работе будет рассматриваться одна из ее областей исследования – социализация молодежи.
В разных словарях социализация определяется как:
«Социализация, — пишет И. С. Кон, —близка к русскому слову "воспитание", значение которого несколько шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества»
Если же опираться на лекции, то мы упоминали несколько иначе сформулированное определение:
«Социализация - процесс, посредством которого индивид усваивает нормы группы через процесс формирования внутреннего «Я» (вхождение индивида в общество)»
Данное определение, как мне кажется, наиболее ясно и просто характеризует тот процесс, который вынесен в название темы моего реферата.
На протяжении многих лет социализация подвергалась изучению. Многие философы и социологи уделяли этому понятию особое внимание. Постепенно выделились несколько теорий, объясняющих данный процесс.
ТЕОРИИ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ СОЦИАЛИЗАЦИЮ: | ||||||
Мид Джордж Герберт (англ. George Herbert Mead) (1863—1931) — философ, социолог, представитель Чикагской социологической школы, один из основоположников символического интеракционизма. |
«Ролевая теория» - освоение ролей:
В теории Дж. Мида значительное место отводится активности личности, ее способности к восприятию другого. Так, он разработал концепцию «обобщенного другого». Данное понятие выражает всеобщие ценности и стандарты поведения, которые формируют у каждого члена группы индивидуальный Я-образ. С этой точки зрения личность в процессе ролевого взаимодействия как бы встает на место других индивидов и тем самым видит себя другой личностью. | |||||
Жан Пиаже́ (фр. Jean William Fritz Piaget; (1896—1980) — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии |
«Развитие познавательных структур»
В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий. От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта; от 2 до 11 лет — период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет); с 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций. | |||||
Чарльз Кули (англ. Charles Horton Cooley, 17 августа 1864, Энн-Арбор, Мичиган — 8 мая 1929, там же) — американский социальный психолог, профессор Мичиганского университета, один из президентов Американского социологического общества. |
Формирование личности происходит во время взаимодействия с другими.
Теории Ч. Кули "зеркального Я" основывается на следующих трех стадиях:
|
Но исследование общего понятия давало возможность рассматривать и изучать также и более «узкие» области.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс предпочитали воспринимать молодежь как новое поколение, наследующее и продолжающее традиции старшего поколения. По их мнению молодежь с одной стороны продолжает унаследованную деятельность, а с другой стороны благодаря трудувой деятельности видоизменяет старые условия.
Позже, в конце 19 века Эмиль Дюркгейм исследовал особенности и пути вхождения молодежи в те или иные структуры общества. Впоследствии данные исследования были продолжены американскими (ТОЛКОТТ ПАРСОНС, РОБЕРТ МЕРТОН, НЕЙЛ СМЕЛЗЕР И ДР.), российскими (В. Т. ЛИСОВСКИЙ, Н. М. БЛИНОВ И ДР.), эстонскими и белорусскими социологами.
II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
На лекциях мы выделяли несколько общих этапов социализации:
Исходя из этого, можно утверждать, что юность, наряду с другими выделенными этапами, – является неотъемлемой частью социализации.
А социализация молодежи не является лишь пассивным отражением действительности, своеобразным зеркалом социальных условий и общественных воздействий. Такое понимание роли молодежи было бы примитивным, ибо задача воспитания сводилась бы к выработке механизма адаптации, конформизма, исполнительского послушания, повторения в каждом новом поколении одних и тех же свойств. А это исключало бы прогресс, движение вперед. Именно поэтому столь важно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество. Это своеобразный процесс общественного омоложения, противодействующий косности, инерции, застою.
Известный болгарский социолог П. Митев назвал его «ювентизацией». Это понятие «описывает перемены, вносимые молодежью в общественные отношения. По своему содержанию ювентизация является специфическим видом творчества, порожденного новым доступом молодежи к социально-политической и ценностной системе общества».
Итак, включение молодежи в общественную жизнь носит двусторонний характер:
Однако здесь важно иметь в виду, что ювентизация может приобретать крайние и односторонние формы отрицания всего предшествующего опыта, культурного наследия: псевдоноваторство; различные формы отклоняющегося поведения; альтернативные движения.
Оптимальным способом соотношения социализации и ювентизации является социальная инициатива, когда молодежь не просто приспосабливается к обществу, но и становится субъектом социальной деятельности. Этот двусторонний подход делает молодежь не только зрителем, но и инициативным автором исторических событий, человеческим фактором в развитии общества. Ибо важным критерием отличия зрелой личности от инфантильной является дифференцированность самооценки, способность самостоятельно принимать решения.
«Успех» или «неудача» социализации очень часто зависят от методов, применяемых для ее осуществления. Бывает и так, что социализация терпит полное фиаско.
Необходимо постоянно оказывать помощь молодежи в преодолении ее духовной слабости, растерянности и неприкаянности. Это требует разработки программы социализации вступающих в жизнь молодых поколений, что немыслимо без формирования вдохновляющего образа будущего, основанного на серьезном анализе всего хода как современного, так и предшествующего исторического развития, отказа от грубой политической тенденциозности.
Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов (семейного и внесемейного общения, искусства, средств массовой информации и др.)
Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах:
По мнению Нейла Смелзера, «агентами социализации являются институты, люди и социальные группы, которые способствуют социализации личности».
Социализацию нельзя сводить лишь к механическому «наложению на молодежь» готовых социальных «форм», к простому взаимодействию или только к сумме внешних влияний макро и микросреды. Это процесс целостного формирования, воспитания и становления молодежи как особой социальной группы на основе того круга специфических общественных отношений, в которые она включается при помощи всех видов своей общественно значимой жизнедеятельности. Молодежь не только и не столько объект воздействия со стороны общества и его социальных институтов, она — активный субъект социальной жизни. От ее сознания и самосознания, собственной социальной активности во многом зависит конечный «результат» социализации— молодой человек как явление должен «состояться».
Социализация молодежи осуществляется под общим воздействием социальных (прежде всего общемолодежных) экономических, культурно-образовательных и демографических процессов, происходящих в обществе.
2.1. ПОНЯТИЕ «МОЛОДЁЖЬ»
В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул само определение молодёжи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции».
Игорь Кон определял молодёжь как социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами.
Существует и такое более сложное и многоплановое определение: "Молодежь как социальная группа представляет собой специфическую социальную общность людей, которая занимает определенное место в социальной структуре общества, характеризуется процессом приобретения устойчивого социального статуса в различных социальных подструктурах (социально-классовой, социально-поселенческой, профессионально-трудовой, социально-политической, семейно-бытовой), а следовательно, отличается общностью решаемых проблем и вытекающей из них общностью социальных интересов и особенностей форм жизнедеятельности"
С переходом к рынку, становлением демократического общества существенно меняются не только идеалы молодых людей, но и общественный идеал молодежи вообще. В частности, весьма интересны выводы украинского ученого Ю. Терещенко, который в человеке нашего времени (а следовательно, и в молодежи) выделяет такие черты:
Следует отметить, что основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу стали:
Однако, до
сих пор не существует единого
мнения по поводу возрастной
границы. В Древнем Китае молодёжь
составляли лица до 20 лет, Пифагор
же определял молодость в