Социализация молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 22:09, контрольная работа

Описание работы

Термин «социология» ввел Огюст Конт (учение об обществе). Он считал, что социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы.
В моей же работе будет рассматриваться одна из ее областей исследования – социализация молодежи.
В разных словарях социализация определяется как:
«процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»
«как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
I. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ МОЛОДЁЖИ
II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
2.1. ПОНЯТИЕ «МОЛОДЁЖЬ»
2.2. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.3. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
2.4. ФУНКЦИИ МОЛОДЁЖИ
III. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ
3.1. СЕМЬЯ И ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ
3.2. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 55.34 Кб (Скачать файл)

Отношения между сверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и родителями. Однако дружеские отношения между сверстниками могут быть и эгалитарными: физически сильный ребенок может оказаться лидером и подавлять других. В «группе равных» дети вступают в широкую сеть контактов между собой, которые могут сохраниться на протяжении всей жизни индивида, создавая неформальные группы людей одного и того же возраста.

3. Обучение в  школе. Это формальный процесс—  определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана  в школе существует то, что  социологи называют «скрытым»  учебным планом для детей: правила  школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на поступки  детей. Все это потом сохраняется  и применяется в дальнейшей  жизни индивида. Отношения равенства  тоже часто формулируются в  школе, и система школьной жизни  усиливает их влияние.

4. Средства массовой  информации. Это очень сильный  фактор воздействия на поведение  и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. д. влияют на социализацию индивида.

5. Труд. Во всех  типах культуры труд является  важным фактором социализации  индивида.

6. Организации. Молодежные  объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. тоже  играют свою роль в социализации.

С момента рождения и до смерти человек включается в различные виды деятельности и всесторонне контактирует с окружающими его людьми и условиями. Он принимает определенные нормы поведения и согласно им действует сам. Социализация является также и источником процесса индивидуализации и свободы. В ходе социализации каждый человек развивает свою индивидуальность, способность независимо мыслить и действовать.

Это особенно важно учитывать сейчас, когда изменения в экономической, социально-политической и культурной сферах происходят очень быстро, ломая привычные жизненные стереотипы, порождая психологическое состояние беспокойства и неуверенности в будущем.

 

 

3.1. СЕМЬЯ И ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ

 

Большинство молодежи до 18 лет, как минимум, остается в родительской семье. В России обретение самостоятельности осложняется условиями социально-экономического кризиса. Подросткам не только трудно найти приемлемую, в отношении оплаты, работу. Обретение хотя бы частичной самостоятельности затрудняется, во-первых, сформированностью завышенных ожиданий, во-вторых, устоявшейся традицией.

В числе изменений, затронувших современную семью, к наиболее значимым для социальной работы с молодежью относятся обесценивание статуса родительства, изменение структуры функций семьи, обновление системы сексуальных отношений.

 Отношения  юношей и девушек в родительских  семьях существенным образом  определяют характер процессов  социализации. При этом от характера социально-экономических процессов в данном обществе зависит не только, насколько быстрым будет процесс отделения молодежи от родительской семьи, но и в какой степени будет ему присуща напряженность, конфликтность.

Наибольшая острота конфликтам в родительской семье свойственна для возрастного периода 14-18 лет. При этом конфликты мало «идеологизированы», носят преимущественно бытовой характер.

Отношения родителей и детей имеют отчетливую гендерную специфику. Отцы, как правило, склонны выше оценивать интеллектуальный потенциал детей. Значима и разница «профилирования» отношений: матери вынуждены больше заниматься выяснением с детьми содержания их домашних обязанностей, контролем учебы, поддержанием дисциплины.

Принято выделять три стиля родительского поведения:

  1. авторитарный
  1. либеральный
  1. авторитетный

Наиболее эффективен, с точки зрения теории, последний, однако практики демонстрируют достаточно сложную картину воздействий родительского стиля на процессы социализации.

Также не лишним будет  сказать, что раннее материнство и отцовство следует считать серьезной

общественной проблемой. Юноши и девушки пропускают важнейший период в собственном развитии, их самостоятельность оказывается под вопросом. Для них намного сложнее приобрести образование, конкурентоспособную специальность, квалифицированную, хорошо оплачиваемую

работу. Возникающие в связи с этим, а также из-за неготовности к взрослым ролям, конфликты, чаще всего разрушают молодую семью.

 

3.2. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ

В России пока отсутствуют система комплексного взаимодействия социальных институтов в решении задач адаптации к рынку и трудоустройства, а также подготовка специалистов для оказания услуг по профессиональной ориентации молодежи с учетом специфики образовательного учреждения.

В настоящее время присутствуют отчетливые диспропорции в молодежном сегменте рынка труда, ведущие к безработице и незанятости молодежи.

Занятость как понятие получила широкий контекст социальной защиты через профессию, реально осуществляемой при соответствии рынка труда и рынка профессий, учета индивидуализации жизненных стилей молодых людей и требований работодателя.

В рыночной ситуации и трудовой реальности социальные ожидания молодежи не оправдываются и приводят к тревожным и депрессивным состояниям, переориентации и деградации базовой системы ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Молодость — это не только биологический, но и социальный процесс, связанный с воспроизводством общества как в демографическом, так и социальном плане. Молодежь не просто является объектом — преемником материальных и духовных богатств общества, но и субъектом — преобразователем общественных отношений.

Если общество действительно заботится о будущем, то оно непременно должно делать ставку на молодежь. В случае же недооценки ее роли как субъекта и объекта исторического развития оно вынуждено платить за свои ошибки в отношениях с молодежью.

 Исторический  подход к анализу проблем молодежи  предполагает рассмотрение феномена  молодежи с учетом факторов  его развития в конкретно-исторический  период. Не все особенности и  черты молодежи следует анализировать  как нечто изначально данное  и "безгрешное". Среди них немало  отрицательных, которые сохраняются  и получают дальнейшее развитие.

Крайне важно учитывать также и то обстоятельство, что жизненная среда совершенно по-разному предопределяет и обусловливает процесс социализации различных социальных групп, в том числе и такой "поколенческой и культурной группы", как молодежь. Если старшие поколения в системе общественных отношений чувствуют себя более или менее комфортно, то о молодежи этого сказать нельзя в силу того, что она не имеет соответствующего производственного и социального опыта. Это нередко является причиной того, что молодежный романтизм, горячность, критицизм становятся основой для спекуляции отдельных политических сил и личностей.

К современным проблемам молодежи можно отнести следующие:

• не только экономическая, но во многих странах и сексуальная эксплуатация, особенно женской половины населения;

• манипулирование молодежью в достижении политических, экономических, коммерческих и других целей, а также использование ее как средства в раздувании национализма и национального сепаратизма;

Молодежь по сравнению с другими социальными группами общества имеет наибольшую социальную и профессиональную, о в целом и жизненную перспективу. В силу своих особенностей она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями, необходимыми в условиях перестройки всей экономики в стране. Молодежь — не просто субъект — преемник материальных и духовных богатств общества, но и создатель новых, более прогрессивных и демократичных общественных отношений.

Чтобы пойти дальше своих предшественников (старшего поколения), молодежь должна быть готова к воспроизводству, развитию не просто материальных, но и духовных богатств, культуры своей нации, народа. Она во многом похожа на старшее поколение и одновременно отличается от него. Именно эти отличия, прежде всего положительного характера, являются залогом прогрессивного развития человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996.

2. Ди Снайдер. Курс выживания для подростков. М., 1994.

3. Дорожкин Н. А. Субъектность молодежи: концептуальные подходы

и проблемы формирования // Молодежь и общество на рубеже веков. М.,

1999.

4. Запесоцкий А. С., Файн А. П. Эта непонятная молодежь. М., 1990.

5. Словарь терминов социальной работы с молодежью/ Под ред. Е. А.

Вакулиной, И. Н. Соляновой. Саратов: ГУ РЦКСОДМ, 1999. 20 с.

6. Ильинский И. М. Будущее России и молодежь: к новой концепции

молодежной политики // Молодежь и общество на рубеже веков. М., 1999.

7. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.,

1996.

8. Культура молодежи/ Под ред. В. Н. Ярской. Саратов, 1989.

9. Лисовский А.В. Социализация молодежи // Социология молодежи/

Под ред. В.Т. Лисовского. СПб., 1996.

10. Лисовский В. Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи

// Социальная  работа. 1994. № 1.

11. Молодежь России: социальное развитие. Под ред. Н. С. Слепцова,

В. И. Чупрова. М., 1992.

12. Симонова М. М. Конспекты установочных лекций по социологии. М., 2010

 

 

 


Информация о работе Социализация молодежи