Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 22:09, контрольная работа
Термин «социология» ввел Огюст Конт (учение об обществе). Он считал, что социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы.
В моей же работе будет рассматриваться одна из ее областей исследования – социализация молодежи.
В разных словарях социализация определяется как:
«процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»
«как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»
ВВЕДЕНИЕ
I. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ МОЛОДЁЖИ
II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
2.1. ПОНЯТИЕ «МОЛОДЁЖЬ»
2.2. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.3. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
2.4. ФУНКЦИИ МОЛОДЁЖИ
III. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ
3.1. СЕМЬЯ И ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ
3.2. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
На международном симпозиуме, проведенным в 1965 году в Москве, было дано определение юношеского возраста: 17 — 21 год для юношей и 16 — 20 лет для девушек. Однако современные учёные считают, что границы весьма условны и примерно молодёжь можно определить в возрасте от 13 до 30 лет.
Весь этот интервал можно поделить на 3 подраздела:
Вопрос о
возрастных рамках молодежи —
это не просто предмет
Со временем возрастные рамки молодежи, видимо, придется пересматривать и определять с учетом новых социально-экономических, политических и иных условий формирования и становления государственности в целом.
2.2. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
На формирование личности молодого человека решающее влияние оказывают следующие факторы:
Становление личности представляет собой сложный и противоречивый процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных уровней. Можно выделить уровни биологического, психологического, социального и мировоззренческого становления человека. Каждый из них характеризуется своими специфическими чертами и особенностями. Однако все они неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое. Лучше сказать, что на различных временных этапах тот или иной уровень приобретает доминирующее значение. По-видимому, в детские годы наиболее интенсивно происходит физиологическое развитие человека, тогда как социальная и мировоззренческая компоненты выражены слабее. Затем начинают доминировать социальная и мировоззренческая компоненты, а физиологическая отступает на задний план.
Абсолютизация какой-либо одной из этих компонент создает искаженное представление о формировании личности.
Если в ходе развития личности отдельные фазы по каким-либо причинам выпадают, процесс оказывается необратимым. Такой индивид уже никогда не сможет сформироваться как полноценный человек. Об этом свидетельствуют случаи, когда ребенок вырастал среди диких животных.
По всей вероятности, становление личности в рамках того или иного общества (социальной группы) задается некоторой общей схемой взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека и человека. Схема, эта оказывается довольно жесткой и специфичной, строго регламентированной во времени и пространстве и тем самым представляет собой как бы совокупность упорядоченных во времени и пространстве звеньев. Такая упорядоченность регулируется и обеспечивается на социальном уровне традициями, привычками, ритуалами, системами воспитания, обучения и пр.
2.3. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Становление личности происходит в постоянном противоречии между потенциями (умениями, навыками, интеллектом) и тенденциями (целями, стремлениями, планами). Наиболее важный и критический этап развития личности — юность. В этот период человеку необходимо делать жизненный выбор, принимать решение о том, как строить свое будущее.
Он сталкивается с двумя основными жизненными задачами:
Для того чтобы сделать правильный выбор, недостаточно знаний о внешнем мире, необходимо разобраться в себе, в своих личных особенностях, познать себя, свои возможности и способности.
У личности есть три пути самопознания. Первый— оценки, мнения других людей. Действительно, в процессе общения, во время учебы, на работе нас постоянно оценивают и мы оцениваем других. Эти оценки бывают самыми элементарными (кривая усмешка в ответ на какое-либоь замечание собеседника) и сложными, например аттестация на производстве, во время которой высказанные мнения определяют перспективы профессиональной карьеры.
Второй путь—это социальное сравнение. Любой человек с раннего детства начинает сравнивать себя с другими людьми, а сравнивая—делать заключения о том, не отстал ли он от своих сверстников, своего поколения, понимают ли его. Особенно часто это происходит в юности; потребность не отстать от других, быть на уровне времени для юных очень злободневна.
Третий возможный путь—самооценка. Человек как бы извне наблюдает за своими поступками и делает вывод об их мотивах, об отношениях с окружающими и о своих личностных качествах. Действительно, поступок, т. е. действие в социальной ситуации, раскрывает внутренний мир личности, выявляет, что в нем главное, устойчивое, а что—внешнее, ситуативное. Такой путь самопознания более сложен, чем первые два: человеку иногда приходится специально конструировать особую ситуацию, а затем проверять себя в ней. И если говорить о юных, этот тест оказывается далеко не всегда разумным и эффективным, порой он просто опасен. Например, для проверки собственной храбрости устраиваются «прогулки» по карнизам, а «независимость» проявляется в курении вопреки строгим запретам родителей, а то и в попытках «попробовать» наркотики.
Тем не менее, самопознание личности и ее становление возможны только через поступки и... ошибки. Другого пути нет. К сожалению, это не всегда осознается родителями и педагогами. Сверхопека по отношению к подросткам, стремление все решать за них приводят их к незрелости, социальной инфантильности. Чрезмерная опека часто вызывает социально-психологический феномен «подрыва интереса» у молодого человека к тому, что ему навязывают. У него возникает стремление поступать вопреки навязываемому.
Самопознание происходит на основании осознанных и часто интуитивных представлений о структуре личности, о тех элементах, из которых она складывается. Эти представления у большинства людей формируются в процессе овладения языком и усвоения обыденных представлений о личности. Реже— в результате знакомства с основами психологической теории личности.
Личность раскрывается прежде всего с социальной стороны как представитель определенной исторической эпохи, включенный в систему общественных отношений. Поэтому важнейшие характеристики личности—социальные статусы, которые она занимает в различный сферах, группах, организациях, и роли— устойчивые социальные функции, которые она выполняет. Статус характеризуется правами и обязанностями. Например, достигнув совершеннолетия, молодой человек приобретает статус гражданина, который дает ему право избирать и быть избранным, вступать в брак, обязанность трудиться и многое другое. Статус и роль ученика предполагают, что индивид должен овладевать знаниями. Казалось бы, статус и роли характеризуют личность лишь с внешней стороны, могут быть восприняты как нечто навязанное ей извне. Так бывает в случае, когда человек по своим психологическим качествам не соответствует порученной ему обществом или избранной им самим роли. Широко распространенный пример такого рода — это неправильный выбор профессии.
В жизни приходится сталкиваться не только с внутриролевыми, но и межролевыми конфликтами. Роли определяются не только социально заданными образцами поведения и деятельности, но и ролевыми ожиданиями других людей. Нередко эти ожидания противоречат друг другу.
Становление личности обязанности предполагает овладение широким спектром ролей в профессиональной сфере, в быту, в сфере досуга, в межличностных отношениях. Однако роли не раскрывают в полной мере внутреннюю, интимную психологическую структуру личности. В самом деле, роль—это обобщенный шаблон, который наполняет содержанием конкретный человек со своими мыслями, чувствами, планами.
Один из основных вопросов — это соотношение природного, прирожденного и социального, приобретенного. В значительной степени наследственно обусловлены свойства нервной системы и формирующийся на их основе темперамент. Темперамент определяет диапазон динамико-энергетической напряженности деятельности, общую активность человека. Например, люди с сильной и выносливой нервной системой медленнее утомляются, но в условиях однообразной работы у них быстрее, чем у лиц со слабой нервной системой, развивается состояние монотонии, снижающее эффективность деятельности. Иначе говоря, лица с сильным типом нервной системы эффективнее работают в напряженных условиях, а со слабым—в монотонных.
Также не следует забывать и о другой подструктуре личности — способностях, интеллекте, знаниях, умениях, навыках, обеспечивающих успех в том или ином виде деятельности. Когда о них заходит речь, также нередко приходится сталкиваться с парадоксами обыденной психологии. Очевидно (и это подтверждается высказываниями ряда выдающихся людей), что за успехом в различных сферах социальной жизни (открытиями, изобретениями, созданиями произведений искусства) стоит упорный труд их творцов.
Важную роль в развитии личности играет ее интеллектуальный уровень: мышление, восприятие, внимание, память, воображение. Для измерения интеллекта в психологии применяются специальные тестовые методики. И хотя об их надежности и обоснованности ведутся споры, все же эти методики позволяют получить определенную оценку развития интеллекта. Исследования также показали, что уровень развития интеллекта изменяется в процессе обучения: он может как повышаться, так и понижаться.
Огромную роль в развитии познавательных способностей, интеллекта играет мотивация (т. е. субъективные отношения человека к окружающему миру, другим людям и самому себе).
Конечно, для развития способностей и интеллекта необходимо их постоянно совершенствовать, решать творческие задачи, но не меньшую роль играет и формирование правильной самооценки. Человек (особенно это относится к молодым), недооценивающий себя, испытывает болезненную неуверенность в собственных силах, а переоценивающий—напротив, самодовольство и благодушие.
Соотношение интеллекта и потребностей, мотивов, нравственных установок личности всегда было одной из важнейших проблем становления личности.
2.4. ФУНКЦИИ МОЛОДЁЖИ
Молодёжь, в силу своих особенностей, выполняет особые социальные функции, порой противоречивые и не однозначные.
Таким образом, молодёжь:
Оценка роли молодежи в процессе смены поколений, скорее всего, должна осуществляться с учетом следующего:
• общесоциологического закона смены и преемственности поколений в обществе;
• социальной дифференциации молодежи;
• исторического подхода к анализу проблем молодежи и молодежного движения;
• осознания молодежи как объекта социального воздействия и субъекта социальной деятельности.
Такие составляющие подхода к молодежи, ее оценке имеют существенные особенности, которые нужно учитывать в процессе изучения и практической работы с молодежью.
Так, преемственность поколений относится не только к молодежи, но и к обществу в целом, т. е. проявляется как общесоциологический закон. И суть его состоит не просто в смене одного поколения другим, их последовательности. Молодежь вступает в жизнь, уже обладая определенными материальными благами, в условиях определенного уровня социально-экономического развития общества. Поэтому ее задача — преумножать эти материальные и духовные богатства. Общество, государство обязательно должны учитывать это и, исходя из таких закономерностей, формировать и реализовывать политику по отношению к молодежи.
Естественно, что в процессе социализации молодые люди сталкиваются с серьезными проблемами, так как у них нет ни достаточного уровня образования, ни профессиональных навыков, ни того социального опыта, который имеет старшее поколение. Молодежь вступает в жизнь в условиях функционирования уже имеющихся в обществе социальных институтов и структур, которые далеко не всегда отвечают ее интересам и потребностям. Отсюда довольно распространенное явление — кризис традиционных институтов социализации личности, семьи, школы и т. п., который мы наблюдаем сегодня.
III. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ
Социальная активность—главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности.
Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:
1. Семья. В любом
типе культуры семья выступает
основной ячейкой, в которой происходит
социализация личности. В современном
обществе социализация идет
2. «Отношения»
равенства. Включение в «группы
равных», т. е. друзей одного возраста,
также влияет на социализацию
личности. Каждое поколение имеет
свои права и обязанности. В
разных культурах часто