Социализация: понятие, общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:28, реферат

Описание работы

Социобиологи ищут сходства между людьми и животными. В результате их поисков у животных, кажется, обнаруживаются все социальные качества, что и у людей: умение дружить, любить, создавать семью, приходить на помощь друг другу. Но ученые не смогли найти признаки социализации у животных. В зачаточной форме обучение «правилам жизни» существует у обезьян или волков. Но передача смысла поступков, их значение, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей у животных нет. Только человек способен «свертывать» эволюционные этапы своего развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….3

1. Личность – часть общества………………………………...4

2. Социализация: понятие, общая характеристика………….5

3. Первичная социализация…………………………………...7

4. Агенты первичной социализации………………………….9

5. Вторичная социализация…………………………………..10

6. Институты социализации………………………………….11

7. Теории социализации………………………………………12

- Кули – Мид

- Фрейд – Эриксон

- Пиаже

8. Ресоциализация и десоциализация ……………………….19

Вывод…………………………………………………………………22

Список литературы…………………………………………23

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 33.62 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

           Введение…………………………………………………….3

 

1.     Личность –  часть общества………………………………...4

 

2.     Социализация: понятие, общая характеристика………….5

 

3.     Первичная  социализация…………………………………...7

 

4.     Агенты первичной  социализации………………………….9

 

5.     Вторичная  социализация…………………………………..10

 

6.     Институты  социализации………………………………….11

 

7.     Теории социализации………………………………………12

 

- Кули – Мид

 

- Фрейд – Эриксон

 

- Пиаже

 

8.     Ресоциализация  и десоциализация ……………………….19

 

            Вывод…………………………………………………………………22

 

          Список литературы…………………………………………23

 

Введение

 

В наше время значение личности в обществе можно рассматривать  по-разному. С одной стороны, личность – это значимая часть социума, основной его компонент – каждый сформировавшийся духовно человек, который отдает себя на пользу своего государства. С другой, индивид является всего лишь частичкой общества, его  маленьким фрагментом, что уменьшает  в разы значение каждого человека в мировом масштабе. Тем не менее, все эти частицы – люди –  должны тесно взаимодействовать  друг с другом во имя поддержания  целостности системы. А значит, каждый индивид должен занимать в обществе свою нишу, выполнять определенную задачу.

 

С раннего детства ребенка  окружают люди, которые передают ему  навыки и умения взаимодействия с  обществом. И до самой смерти происходит этот процесс, свойственный только людям.

 

Социобиологи ищут сходства между людьми и животными. В результате их поисков у животных, кажется, обнаруживаются все социальные качества, что и  у людей: умение дружить, любить, создавать  семью, приходить на помощь друг другу. Но ученые не смогли найти признаки социализации  у животных. В зачаточной форме обучение «правилам жизни» существует у обезьян или волков. Но передача смысла поступков, их значение, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей у животных нет. Только человек способен «свертывать» эволюционные этапы своего развития. Поэтому человеческие детеныши не смогли прижиться в обществе.

 

В работе рассмотрены основные характеристики социализации, ее субъекты; представлены теории выдающихся ученых, психологов. Это поможет понять, как общество воспроизводится, не позволяя животным инстинктам прервать передачу социальных норм, целей, культурных ценностей  и приоритетов.

Личность – часть общества

 

Личность есть продукт  общественного развития и включения  индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения[1]. Личность – это человек как  субъект отношений и сознательной деятельности. Человек, которому присуща  индивидуальность. Но в отличие от этически нейтрального понятия психофизической  и духовной индивидуальности, личность включает в себя этический момент самоопределения. Изучением личности занимается множество гуманитарных наук, в первую очередь это: философия, психология и социология. Философия  объясняет личность с точки зрения декартовского дуализма: тела и души и к религиозному ее источнику. Психология – как устойчивую целостность  психических факторов: темперамента, характера, волевых качеств. Социологический же подход выявляет в личности социально-типическое.

 

Личность не может пониматься отдельно от общества.

 

Говоря, личность, мы понимаем отдельного индивида, сформировавшего  в себе определенные качества, помогающие ему существовать в обществе, одновременно выделяющие его из толпы. Так что  личность не может осознаваться вне  общества, вне того круга, для которого она создается.

 

Существует Общество –  некая реальность, состоящая из людей, которые трудятся, работают, создают  новое общество. Говоря о людях  в обществе, подразумеваются индивиды. Индивид – это единоличный  представитель человеческого рода, носитель социальных, психологических  черт человека, отличающих его от других представителей животного мира. Определение  индивид довольно общее, не затрагивающее  таких особенностей человека, как  половая принадлежность, возраст, темперамент  и др. Однако нельзя полностью отказываться от этих качеств, ведь совершенно ясно, что нельзя равнозначно понимать жизнедеятельность ребенка и  взрослого человека. Так что «индивид» - это только отправной момент для  формирования личности. А личности в таком случае следует понимать как итог развития индивида.

Социализация: понятие, общая  характеристика

 

Социализация – процесс, который начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости по освоению социальных ролей и усвоению культурных норм[2]. Причем, в детстве  формируется 70% человеческой личности.

 

Человечеству известны случаи, когда человеческих детей воспитывали  звери, то есть существа, находящиеся  ниже уровня развития человека. Образ  такого воспитания описан в произведении Р. Киплинга «Маугли». В реальности выяснилось, что дети, получившие такое  «воспитание» не могут говорить, мыслить, улыбаться и участвовать в  социальном взаимодействии. То есть оторванные от социума дети уже не могли приобрести навыки культурного общения. Они  смогли лишь усвоить самые элементарные навыки и овладеть устной речью, состоящей  из 30 слов. Не имея возможности войти  в общество, они становятся «изолянтами» и в обществе не могут прожить  больше 10 лет. Таких людей называют феральными[3] – они – продукт  социальной изоляции. Феральные люди не смогли бы стать полноценными членами  общества, потому что их воспитание началось достаточно поздно.

 

Так что, выпадая из социальной среды, дети лишаются формирования самой  важной части своего «Я». Такой пример является еще одним доказательством  того, что вне социума развитие личности, вступление человека в общество на полных основаниях, усвоение социальных ролей невозможно без постоянного нахождения рядом с людьми.

 

До сих пор термин социализация не имеет однозначного определения. И наравне с ним используется еще два, рассматриваемые как  синонимы: «развитие личности» и  «воспитание». Идея развития личности – одна из ключевых идей отечественной  психологии. Более того, признание  личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его  развития немыслим вне его социального  развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия «развитие личности»  и «социализация» в этом случае как  бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более  четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь  он как-то притушен, коль скоро в  центре внимания – социальная среда  и подчеркивается направление ее воздействия на личность. Немного  сложнее вопрос о соотношении  понятий «социализация» и «воспитание». Термин «воспитание» употребляется  в нашей литературе в двух значениях  – в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного  воздействия на человека со стороны  субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему  определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь  ставится на целенаправленность, планомерность  процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный  институт, человек, поставленный для  осуществления названной цели. В  широком смысле слова под «воспитанием»  понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с  целью усвоения им социального опыта  и т.д. Субъектом воспитательного  процесса в этом случае может выступать  и все общество, и, как часто  говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять  в широком смысле слова, то различие ликвидируется.

 

Если принять во внимание все уточнения, суть социализации можно  представить так: социализация –  это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта  путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с  другой стороны, процесс активного  воспроизводства индивидом системы  социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения  в социальную среду[4]. Первая сторона  процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует  момент воздействия человека на среду  с помощью деятельности.

 

Содержание и направленность процесса социализации определяется двумя  основными тенденциями – типизацией и индивидуализацией.

 

Типизация определяется, с  одной стороны, как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире «объективных мыслительных форм»  культуры (ценностей, норм, идей их преобразования в субъективно-идеальный мир) и, с другой – как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт поведения.

 

Индивидуализация характеризуется  в свою очередь преобразованием  индивидуального поведенческого опыта  личности в объективно идеальные  формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы  внешнего социального мира.

Первичная социализация

 

В социализации как в процессе выделяют этапы. Прежде всего, процесс  делят на две большие группы: первичная, охватывающая период детства, и вторичная, занимающая более длительный временной  промежуток времени и включающая также в себя зрелый и преклонный возраст, социализации, с которыми также  связаны агенты и институты социализации.

 

Термин «первичная» в  социологии относится ко всему, что  составляет непосредственное ближайшее  окружение человека. Это его родители, браться, сестры, братья, близкие и  дальние родственники – все это  агенты первичной социализации. Собственно, это не только ближайшая к человеку среда, но и важнейшая сфера для  его формирования, особенно на ранних стадиях развития. Первичная социализация – сфера межличностных отношений. Вот почему для первых этапов социализации важно присутствие семьи близко от ребенка и контроль над его  развитием. Развитие человека  нельзя понять в отрыве от семьи, к которой  он принадлежит. С первых же часов  жизни человека начинается процесс  его социализации, в основе которой  лежат связи между индивидами и освоение социальных навыков.

 

В общем процесс социализации личности можно разделить на 4 этапа: первое детство, детство и отрочество, зрелость и старость. К первичной  социализации относится детство  и отрочество.

 

Первое детство очень  важно. Первые мгновенья жизни малыша имеют наибольшее значение для образования  связи между ребенком и каждым из родителей. В основе формирования этой связи лежат взгляды и, в  особенности, улыбки. Известно, что, начиная  со второй недели, малыш начинает обнаруживать большой интерес к человеческому  лицу и даже способен отличить лицо своей матери от лица чужого, незнакомого  человека.

 

Между 8-м и 12-м месяцами у ребенка начинают четко проявляться  привязанности. Ребенок четко может  определить, что у него пропал из виду знакомый предмет. Яркий пример: если ребенка отнять от матери и  передать в руки незнакомому человеку, малыш разразится плачем, но не только потому, что ему страшно перед  незнакомым человеком, то есть в незнакомой обстановке, а больше влияет на его  реакцию неузнавание в новом  лице материнских черт. Именно этот этап связан с развитием представлений о постоянстве. Кроме того, постоянное присутствие рядом социального партнера приводит на 8-м или 9-м месяце жизни представления у ребенка о собственной перманентности.

 

В отрочестве группы сверстников  играют важную роль, ведь ребенок в  таком возрасте гораздо легче  и охотнее идентифицирует себя с  другими подростками, нежели со старшими. Этот период связан с формированием  установок и развитием идентификаций.

 

Первичная социализация завершается, когда в сознании индивида укоренено  понятие «обобщенного другого» и  все, что его сопровождает. С этого  момента он становится действительным членом общества и субъективно обладает своим Я и миром.

Агенты первичной социализации

 

Человеческий детеныш  рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире – в  социально сконструированной реальности. Природа в этом случае не позаботилась о подходящем «жилище» для человека, поэтому на протяжении всей своей  жизни человек будет искать себе пристанище в виде профессии, статуса, должности, либо как-то еще. Важно, что  это «место» кормит, поит, одевает  человека и дает ему уверенность  в завтрашнем дне. У ребенка до 15 лет нет такой «крыши», поэтому  он существует в полной зависимости  от родителей и от своих родных.

 

Агенты социализации –  конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

 

Первичная социализация –  сфера межличностных отношений, так что агенты социализации здесь  играют главнейшую роль. Плюс они выполняют  гораздо больше ролей и функций, нежели агенты вторичной социализации. Отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг и т.д. Среди агентов  первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Сверстники же равны ему. При этом разные социальные агенты как бы конкурируют  друг с другом за право обладания  преимущественного влияния на ребенка. Предположим, родители ребенка и  его друзья, оказывают противоположное  влияние на объект, при этом каждый дает ему неоценимые знания о том, как быть взрослым, или, наоборот, ребенком. То есть таким образом они облегчают  ему переход от состояния зависимости  к независимости, от детства к  взрослости.

 

Подразумевая конкретно  членов семьи и родственников, употребляют  понятие «агенты». В первичной  социализации агенты социализации могут  называться также институтом социализации, если говорить о них в общем  виде. Например, институт семьи.

 

Институты социализации –  это учреждения, влияющие на процесс  социализации и направляющие его. Первичным  институтом социализации можно также  называть не только семью, но и школу, которая в которой ребенок  испытывает большое влияние агентов.

 

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется  и во второй. И напротив, вторичная  социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослев, он сталкивается с формальными организациями  и учреждениями, называемыми институтами  вторичной социализации: производством, государством, СМИ, армией, церковью и  т.д.

 

Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид  подвергается в детстве и благодаря  которой он становится членом общества. Вторичная социализация – это  каждый последующий процесс, позволяющий  уже социализированному индивиду входить  в новые сектора объективного мира его общества.

Вторичная социализация

 

Вторичная социализация, как  уже было сказано, охватывает в большей  степени зрелость и старческий период. Период зрелости характеризуется большим, по сравнению с предыдущим периодом, количеством друзей у молодых  людей, состоящих в браке. В среднем, их число составляет семь человек, они  подбираются по сходству вкусов, взглядов на мир, интересов и по географическому  удобству общения. Деятельность в расцвете зрелости направлена на достижение поставленных жизненных целей, это не позволяет  много времени уделять друзьям. Поддерживаются лишь самые прочные  связи.

 

С приходом старости и теми драматическими событиями, что сопровождают этот период, жизнь человека переворачивается. Теряются дружеские связи. Но социализация личности на этом не заканчивается, ведь этот процесс длится всю жизнь, хотя и несколько меняет свое направление  по сравнению с предыдущими этапами.

 

Доктор Орвиль Г. Брим приводил различия между социализацией взрослого  и ребенка: социализация взрослого  в большой степени направлена на изменение своего внешнего поведения, а детская – корректирует базовые  ценностные ориентации; взрослые оценивают  нормы, дети в большинстве случаев  могут их только усваивать; социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыкам, социализация же детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Информация о работе Социализация: понятие, общая характеристика