Социализация: понятие, общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:28, реферат

Описание работы

Социобиологи ищут сходства между людьми и животными. В результате их поисков у животных, кажется, обнаруживаются все социальные качества, что и у людей: умение дружить, любить, создавать семью, приходить на помощь друг другу. Но ученые не смогли найти признаки социализации у животных. В зачаточной форме обучение «правилам жизни» существует у обезьян или волков. Но передача смысла поступков, их значение, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей у животных нет. Только человек способен «свертывать» эволюционные этапы своего развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….3

1. Личность – часть общества………………………………...4

2. Социализация: понятие, общая характеристика………….5

3. Первичная социализация…………………………………...7

4. Агенты первичной социализации………………………….9

5. Вторичная социализация…………………………………..10

6. Институты социализации………………………………….11

7. Теории социализации………………………………………12

- Кули – Мид

- Фрейд – Эриксон

- Пиаже

8. Ресоциализация и десоциализация ……………………….19

Вывод…………………………………………………………………22

Список литературы…………………………………………23

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 33.62 Кб (Скачать файл)

 

Этот процесс в социологии распался на два этапа: десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения –  и Ресоциализация – этап обучения новым ценностям, ролям правилам взамен старым, следующий за десоциализацией. Эти два процесса – две стороны  одного, а именно, взрослой, продолженной социализации.

 

В детском и подростковом возрасте социализация ребенка проходит плавно, за исключением некоторых  резких изменений, которые могут  произойти в его жизни (развод родителей, их смерть). Социализация ребенка  представляет собой впитывание знаний и социальных и культурных норм и  ценностей. Так что первое крупное  изменение происходит только со вступлением  во взрослую жизнь.

 

Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий  по исправлению навыков речи до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания.

 

И хотя процесс социализации продолжается, как мы уже выяснили, на первый план выходит десоциализация и _есоциализация. Иногда человек впадает  в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь  глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а _есоциализация  является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с  такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концлагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и  проходящие службу в армии. Для десоциализации в экстремальных условиях характерны такие признаки, как: изоляция от внешнего мира (высокие стены, спецпропуска), постоянное общение с одними социальными  партнерами, утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания, замена старого имени  на номер или смена статуса, утрата свободы и другое. В подобных случаях  индивид не просто дезориентируется, но нравственно деградирует. Десоциализация может быть настолько глубокой, что  позитивная _Ресоциализация уже не поможет – разрушенными окажутся основы личности.

 

Позитивная _ресоциализация может быть столь же глубокой, как  и десоциализация. Когда, например, человек эмигрирует в другую развитую страну, он попадает в столь же разнообразную  и богатую культуру. Отвыкание  от старых норм и традиций, ценностей  и ролей компенсируется новым  жизненным опытом. Даже уход в монастырь, предполагающий не менее радикальные  перемены в жизни, не ведет за собой  духовного обнищания.

 

Из вышесказанного можно  сделать вывод: десоциализация и _ресоциализация – это два крыла нормальной социализации. Вторая говорит о разобучении  в нормальных условиях, тогда как  первая – о переобучении в экстремальных. И та, и другая социализации могут  быть глубокими, то есть вызывать деградацию личности, и поверхностными, и сопровождать нормальные жизненные циклы человека.

 

Вывод

 

Социализация – это  процесс, посредством которого индивидом  усваиваются основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы.

 

На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального  взаимодействия.

 

Основную роль в процессе социализации играют агенты социализации или институты, если говорить о вторичной  социализации. Именно на них ложится  ответственность по воспитанию нового члена общества или перевоспитанию уже оформившейся личности ради ее вхождения в новую социальную роль.

 

Основными процессами социализации, несмотря на все теории, можно назвать  ресоциализацию и десоциализацию как  наиболее распространенные. Ведь большую  часть жизни человек проводит в осознанном, взрослом состоянии, в  котором происходит вторичная (продолженная) социализация. Именно ей в большей  степени принадлежат две вышеназванные  стороны этого социального процесса.

 

В сегодняшней России этот значимый для общества процесс проходит довольно трудно. Из-за постоянных сбоев  в финансировании институты социализации, которые участвуют в становлении  личности детей, не полностью справляются  со своей задачей. Поэтому нынешнее общество начинает терять свои корни, так необходимые для полного  становления личности. В настоящей  России личность ограничивается в свободе  выбора, при помощи бюджетной политики создаются условия, ведущие население  России к моральному разложению.

Список литературы:

 

1.     Андреева Г.М.  Социальная психология: Учебник  для вузов. (Электронная библиотека  социологического факультета МГУ  http://lib.socio.msu.ru)

 

2.     Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование  реальности: трактат по социологии  знания. (Электронная библиотека  социологического факультета МГУ  http://lib.socio.msu.ru/)

 

3.     Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин  С.И. Социология: Курс лекций: Учебное  пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000 – 512 с.

 

4.     Кравченко  А.И. Социология: Учебник для студентов  вузов. – Екатеринбург: Деловая  книга, М.: Издательская корпорация  «Логос», 1999. – 368 с.

 

5.     Социология. Основы  общей теории: Учебник для вузов/  Отв. ред академик РАН Г.В.  Осипов, действительный член РАЕН  Л.Н.Москвичев. – М.: Норма, 2005. –  912 с.

 

6.     Большой Российский  энциклопедический словарь. –  М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – 1888с.

 

7.     Философский  энциклопедический словарь. –  М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с. – (Б-ка  словарей «ИНФРА-М»)

 

8.     Словарь по  общественным наукам Глоссарий.ру  http://www.glossary.ru/


Информация о работе Социализация: понятие, общая характеристика