Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:28, реферат
Социобиологи ищут сходства между людьми и животными. В результате их поисков у животных, кажется, обнаруживаются все социальные качества, что и у людей: умение дружить, любить, создавать семью, приходить на помощь друг другу. Но ученые не смогли найти признаки социализации у животных. В зачаточной форме обучение «правилам жизни» существует у обезьян или волков. Но передача смысла поступков, их значение, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей у животных нет. Только человек способен «свертывать» эволюционные этапы своего развития.
Введение…………………………………………………….3
1. Личность – часть общества………………………………...4
2. Социализация: понятие, общая характеристика………….5
3. Первичная социализация…………………………………...7
4. Агенты первичной социализации………………………….9
5. Вторичная социализация…………………………………..10
6. Институты социализации………………………………….11
7. Теории социализации………………………………………12
- Кули – Мид
- Фрейд – Эриксон
- Пиаже
8. Ресоциализация и десоциализация ……………………….19
Вывод…………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………23
Этот процесс в социологии распался на два этапа: десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения – и Ресоциализация – этап обучения новым ценностям, ролям правилам взамен старым, следующий за десоциализацией. Эти два процесса – две стороны одного, а именно, взрослой, продолженной социализации.
В детском и подростковом возрасте социализация ребенка проходит плавно, за исключением некоторых резких изменений, которые могут произойти в его жизни (развод родителей, их смерть). Социализация ребенка представляет собой впитывание знаний и социальных и культурных норм и ценностей. Так что первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.
Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков речи до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания.
И хотя процесс социализации продолжается, как мы уже выяснили, на первый план выходит десоциализация и _есоциализация. Иногда человек впадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а _есоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концлагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии. Для десоциализации в экстремальных условиях характерны такие признаки, как: изоляция от внешнего мира (высокие стены, спецпропуска), постоянное общение с одними социальными партнерами, утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания, замена старого имени на номер или смена статуса, утрата свободы и другое. В подобных случаях индивид не просто дезориентируется, но нравственно деградирует. Десоциализация может быть настолько глубокой, что позитивная _Ресоциализация уже не поможет – разрушенными окажутся основы личности.
Позитивная _ресоциализация может быть столь же глубокой, как и десоциализация. Когда, например, человек эмигрирует в другую развитую страну, он попадает в столь же разнообразную и богатую культуру. Отвыкание от старых норм и традиций, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом. Даже уход в монастырь, предполагающий не менее радикальные перемены в жизни, не ведет за собой духовного обнищания.
Из вышесказанного можно сделать вывод: десоциализация и _ресоциализация – это два крыла нормальной социализации. Вторая говорит о разобучении в нормальных условиях, тогда как первая – о переобучении в экстремальных. И та, и другая социализации могут быть глубокими, то есть вызывать деградацию личности, и поверхностными, и сопровождать нормальные жизненные циклы человека.
Вывод
Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы.
На основе этого усвоения
в ходе социализации происходит формирование
социальных качеств, свойств, деяний, умений,
благодаря которым человек
Основную роль в процессе социализации играют агенты социализации или институты, если говорить о вторичной социализации. Именно на них ложится ответственность по воспитанию нового члена общества или перевоспитанию уже оформившейся личности ради ее вхождения в новую социальную роль.
Основными процессами социализации,
несмотря на все теории, можно назвать
ресоциализацию и десоциализацию как
наиболее распространенные. Ведь большую
часть жизни человек проводит
в осознанном, взрослом состоянии, в
котором происходит вторичная (продолженная)
социализация. Именно ей в большей
степени принадлежат две
В сегодняшней России этот
значимый для общества процесс проходит
довольно трудно. Из-за постоянных сбоев
в финансировании институты социализации,
которые участвуют в
Список литературы:
1. Андреева Г.М.
Социальная психология: Учебник
для вузов. (Электронная библиотека
социологического факультета
2. Бергер П.,
Лукман Т. Социальное
3. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000 – 512 с.
4. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 368 с.
5. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/ Отв. ред академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н.Москвичев. – М.: Норма, 2005. – 912 с.
6. Большой Российский
энциклопедический словарь. –
М.: Большая Российская
7. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с. – (Б-ка словарей «ИНФРА-М»)
8. Словарь по
общественным наукам Глоссарий.
Информация о работе Социализация: понятие, общая характеристика