Социализация: понятие, общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:28, реферат

Описание работы

Социобиологи ищут сходства между людьми и животными. В результате их поисков у животных, кажется, обнаруживаются все социальные качества, что и у людей: умение дружить, любить, создавать семью, приходить на помощь друг другу. Но ученые не смогли найти признаки социализации у животных. В зачаточной форме обучение «правилам жизни» существует у обезьян или волков. Но передача смысла поступков, их значение, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей у животных нет. Только человек способен «свертывать» эволюционные этапы своего развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….3

1. Личность – часть общества………………………………...4

2. Социализация: понятие, общая характеристика………….5

3. Первичная социализация…………………………………...7

4. Агенты первичной социализации………………………….9

5. Вторичная социализация…………………………………..10

6. Институты социализации………………………………….11

7. Теории социализации………………………………………12

- Кули – Мид

- Фрейд – Эриксон

- Пиаже

8. Ресоциализация и десоциализация ……………………….19

Вывод…………………………………………………………………22

Список литературы…………………………………………23

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 33.62 Кб (Скачать файл)

 

То есть детям в их большинстве  свойственно в основном усвоение получаемых данных и принятие их такими, какие они есть, без возможности  обсуждать мнение взрослых, предположим, родителей. Взрослые люди вынуждены  устанавливать себе приоритеты в  сложных ситуациях, которые часто  не совпадает с мнением их родителей  или противоречит каким-то нормам.

Институты вторичной социализации

 

Как и в первичной социализации, во вторичной, или продолженной, есть свои агенты социализации. Первичные  агенты социализации тоже играют здесь  роль и могут также выступать  как агенты вторичной. Агенты вторичной  социализации – представители школы, университета, предприятия, армии и  т.д., то есть все те, кто является представителем официальных структур и влияет на социальную деятельность человека. Термин «вторичная» обозначает тех, кто стоит во втором «эшелоне влияния», оказывает менее важное влияние, так как личность человека уже почти сформирована. И их воздействие  обычно менее глубокое, чем у первичных. Вторичными в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. И именно они относятся к институтам социализации. Вторичные агенты выполняют  одну или две функции и, в отличие  от первичных, их влияние довольно ограниченно. Агенты не могут заменять друг друга, так как они выполняют различные  функции и имеют узконаправленную специальность. Например, судья не может  заменить бригадира или учителя.

 

Еще одно различие между агентами первичной и вторичной социализации – агенты вторичной социализации получают за свою деятельность материальное вознаграждение.

Теории социализации

 

Большинство концепций, которые  разбирают основные этапы социализации, ограничиваются рассмотрением первичной  социализации.

 

Кули – Мид

 

Американские ученые Чарльз Хортон Кули (1864-1929) и Джордж Герберт  Мид (1863-1931) считали, что личность формируется  на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром.

 

Огромное значение в социализации индивида, по мнению Ч. Кули, играют первичные  группы (семья, друзья, и т. д.). Мнения родителей, друзей, соседей становятся для ребенка настолько важными, что под их влиянием у него развивается  способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я», которое Ч. Кули назвал «зеркальным Я». Другие люди – это своеобразные зеркала, в которые смотрится индивид  и формирует своё собственное  «Я» как некую сумму зеркальных «Я», отражающих личностный мир других. Таким образом, человеческое «Я»  оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих.

 

«Зеркальное Я» становится важнейшим  элементом самосознания ребенка. Благодаря  этому, у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей, вырабатывается чувство гордости, уважения или унижения за собственное  Я. С возрастом у детей вырабатывается чувство самоконтроля под влиянием требования окружающих. Они все в  большей степени учитывают нормы  и ценности социального окружения.

 

Дж. Мид развил дальше и  систематизировал теорию «зеркального Я».

 

Он полагал, что необходимой  стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся  еще в детстве, принимать (примерять) на себя роли других людей.

 

Главное в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит  детским играм. Входе игры дети поставлены перед необходимостью принимать  на себя определенные роли (к которым  у них может быть различное  ценностное отношение), что влечет за собой развитие их самосознания, усвоение ими норм и ценностей социальной группы, ее требований и установок  по отношению к ним.

 

По мнению Дж. Мида, этот процесс  включает в себя несколько стадий, связанных с формированием «Я»:

 

1)                         стадию имитации – копирование  поведения взрослых людей или  представителей реферативной группы;

 

2)                         игровая стадия – проигрывание  ролей, ролевые игры, когда дети  понимают поведение как исполнение  определенных ролей: врача, воспитателя,  продавца и т. д.

 

3)                         стадия коллективных игр –  осознание детьми ожиданий других  людей на основе образа «обобщенного  другого»[5].

 

Г.Мид выходит за рамки  исключительного межиндивидуального взаимодействия на уровень группы и  вводит понятия “значимого другого”, “роль обобщённого другого” и  т.п. Значимыми для формирования индивида являются не все реакции (зеркала), а лишь некоторые – “значимые  другие”. Индивид проводит отбор  значимых для него “других” и тем  самым принимает ответственность  за свой выбор и своё действие.

 

«Обобщенный другой» - по Дж. Г. Миду – это возникающее в  процессе социализации представление  индивида об абстрактном «другом». Это представление включает совокупность ожиданий, установок, ценностей группы, на которые индивид ориентирует  свое поведение.

 

Фрейд – Эриксон

 

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский  психолог, основоположник психоаналитической ориентации в социологии. 3. Фрейд  рассматривал социализацию как сложный  процесс взаимодействия природного и социального. По его мнению, социализация есть происходящий в социальной среде  процесс обуздания физиологических  побуждений (особенно сексуальных), противоречащих нормам культуры социального окружения.

 

В структуре личности 3. Фрейд  выделяет три части: Ид («Оно»), Эго («Я»), Суперэго («Сверх-Я»). Ид («Оно») – это  первоначальная, основная часть структуры  личности. Содержание Ид целиком бессознательно и включает в себя основные родовые  инстинкты и воспоминания, которые  оказались вытесненными из сознания. Ид – источник энергии, включающий в себя либидо (энергию созидающую) и мортидо (энергию разрушающую), направленный на удовлетворение инстинктов и получение удовольствия.

 

Эго («Я») – та часть структуры  личности, которая находится в  контакте с внешней реальностью. Эго контролирует поведение человека, помогает ему ориентироваться в  окружающем мире. С одной стороны, Эго следует бессознательным  инстинктам, а с другой – подчиняется  нормативам и требованиям реальности. Эго регулирует выбор подходящего  объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда  Ид испытывает голод, Эго запрещает  употреблять в пищу несъедобные  продукты; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

 

Следующая часть структуры  личности – Суперэго («Сверх-Я»). Это, в первую очередь, совокупность всех установок, ценностей усвоенных  ребёнком от своих родителей (первичной  группы). Оно служит судьей или цензором деятельности и мыслей Эго. 3. Фрейд указывал на три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести Суперэго ограничивает, запрещает, судит сознательную деятельность. Суперэго стремится усовершенствовать поведение человека в соответствии с культурой, законами, запретами, принятыми в обществе, т. е. с коллективным сознанием.

 

Следуя концепции З. Фрейда, можно выяснить, что индивид находится  все время в состоянии конфликта  с обществом.

 

В своем же сексуальном  развитии личность проходит, по Фрейду, четыре стадии, каждая из которых связана  с определенной эрогенной зоной:

 

- оральная – ребенок  получает удовлетворение от жизни  через рот, например, вместе с  едой;

 

- анальная – ребенок  учится ходить на горшок;

 

- фаллическая – осознание  ребенком своей половой принадлежности  и связанных с ней возможностей  или ограничений;

 

- генитальная – на этой  стадии дети активно выражают  озабоченность проблемами половой  близости[6].

 

Идеи З. Фрейда, о которых  ранее уже упоминалось, были пересмотрены и дополнены Э. Эриксоном, американским психологом. Он предложил ввести критерии психического развития «Я», связанного с формированием основных ориентиров по отношению к себе и своему окружению. По его мнению, как и в современной  теории, процесс социализации не заканчивается  в подростковом периоде, а продолжается и позднее, весь жизненный цикл. В  соответствии с критериями психического развития выделяют восемь стадий человеческого  развития, пять из которых приходится на детство, а последние три приходятся на определенные периоды жизни взрослых. Эти стадии стали сегодня общепризнанными:

 

Доверие – недоверие –  грудной возраст;

 

Автономия – сомнение – 1-2 года;

 

Инициатива – чувство  вины – 3-5 лет;

 

Трудолюбие – неполноценность  – 6-11 лет;

 

Идентификация – диффузия – юность, 12-18 лет;

 

Интимность – одиночество  – начало взрослого периода;

 

Творческая активность –  застой – средний возраст;

 

Умиротворение – отчаяние – старость[7].

 

Первый кризис человек  переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются ли его  основные физиологические потребности  ухаживающим за ним человеком. В  результате положительного исхода у  ребенка развивается чувство  доверия к окружающему миру. В  случае обратного исхода – соответственно, недоверие.

 

Второй кризис связан с  первым опытом обучения, особенно с  приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и  помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий  и непоследовательный контроль приводит к развитию у ребенка стыда  и сомнений, связанных главным  образом со страхом потерять контроль над своим собственным организмом.

 

Третий кризис соответствует  второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства  инициативы. Наоборот, переживание  повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

 

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок  учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости  от царящей в школе атмосферы  и принятых методов обучения и  воспитания у ребенка развивается  вкус к работе или же, наоборот, чувство  неполноценности как в плане  использования средств и возможностей, таки и в плане собственного статуса  среди товарищей.

 

Пятый кризис переживают подростки  обоих полов в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростков людей). Этот процесс  предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных  возможностей и выбора, который он должен сделать сам. Неспособности  подростка к идентификации или  связанные с ней трудности  могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые  подросток играет или будет играть в аффективной, социальной или профессиональных сферах.

 

Шестой кризис свойственен  молодым взрослым людям. Он связан с  поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит  совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие.

 

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства  сохранения рода, выражающегося главным  образом в «интерес к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой  продуктивностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской  жизни идет другим путем, она может  застыть в состоянии псевдоблизости, что обрекает супругов на существование  лишь для самих себя с риском оскудения  межличностных отношений.

 

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует  собой завершение предшествующего  жизненного пути, а разрешение зависит  от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности  основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознания  ее как единого целого, в котором  уже ничего нельзя изменить. Если человек  не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью  и в отчаянии от невозможоности начать жизнь заново.

 

Пиаже

 

Совершенно другой, отличный от психоанализа подход, предложил  швейцарский учёный Жан Пиаже (1896-1980). Он создал теорию когнитивного (от лат. Cognitio – знание, познание) развития. Он исследует первичную социализацию как процесс обучения мышлению. Способности  к мышлению развиваются у ребенка  по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением  новых навыков познания и обусловленных  возрастными потребностями. Ученый делит первичную социализацию на следующие стадии:

 

- до 2-х лет – сенсомоторная  стадия – формирование способности  к сохранению в памяти образов  предметов окружающего мира;

 

2 – 7 лет – предоперациональная  стадия – возникновение способностей  к различению предметов и символов  или их значений;

 

7 – 11 лет – стадия  конкретных операций – овладение  навыками мысленного манипулирования  предметами;

 

12 – 15 лет – стадия  формальных операций – формирование  способностей к решению абстрактных  задач и осмыслению нравственных  проблем своей жизни[8].

Ресоциализация и десоциализация

 

Социализация проходит через  этапы. И практически во всех классификациях этапы совпадают с жизненными циклами, которые знаменуют важнейшие  фазы в биографии человека и вполне могут служить качественными  этапами становления социального  «Я»: окончание школы и поступление  в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни) и т.д.

 

Жизненные циклы связаны  со сменой социальных ролей, приобретением  нового статуса, отказом от прежних  привычек, окружения, прежних контактов, в общем, с изменением привычного образа жизни и вступлением в  новую главу жизни. Хотя принцип, по которому развитие человека идет вверх  по лестнице и строится на основании  прежде усвоенных знаний и ценностей, является незыблемым, свойства личности не могут быть вечными. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, человек учится чему-то новому, возможно, меняет свои взгляды на некоторые вещи, ему  приходится переобучаться.

Информация о работе Социализация: понятие, общая характеристика