Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:28, реферат
Социобиологи ищут сходства между людьми и животными. В результате их поисков у животных, кажется, обнаруживаются все социальные качества, что и у людей: умение дружить, любить, создавать семью, приходить на помощь друг другу. Но ученые не смогли найти признаки социализации у животных. В зачаточной форме обучение «правилам жизни» существует у обезьян или волков. Но передача смысла поступков, их значение, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей у животных нет. Только человек способен «свертывать» эволюционные этапы своего развития.
Введение…………………………………………………….3
1. Личность – часть общества………………………………...4
2. Социализация: понятие, общая характеристика………….5
3. Первичная социализация…………………………………...7
4. Агенты первичной социализации………………………….9
5. Вторичная социализация…………………………………..10
6. Институты социализации………………………………….11
7. Теории социализации………………………………………12
- Кули – Мид
- Фрейд – Эриксон
- Пиаже
8. Ресоциализация и десоциализация ……………………….19
Вывод…………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………23
То есть детям в их большинстве свойственно в основном усвоение получаемых данных и принятие их такими, какие они есть, без возможности обсуждать мнение взрослых, предположим, родителей. Взрослые люди вынуждены устанавливать себе приоритеты в сложных ситуациях, которые часто не совпадает с мнением их родителей или противоречит каким-то нормам.
Институты вторичной социализации
Как и в первичной социализации,
во вторичной, или продолженной, есть
свои агенты социализации. Первичные
агенты социализации тоже играют здесь
роль и могут также выступать
как агенты вторичной. Агенты вторичной
социализации – представители школы,
университета, предприятия, армии и
т.д., то есть все те, кто является
представителем официальных структур
и влияет на социальную деятельность
человека. Термин «вторичная» обозначает
тех, кто стоит во втором «эшелоне
влияния», оказывает менее важное
влияние, так как личность человека
уже почти сформирована. И их воздействие
обычно менее глубокое, чем у первичных.
Вторичными в социологии называют формальные
организации, официальные учреждения.
И именно они относятся к институтам
социализации. Вторичные агенты выполняют
одну или две функции и, в отличие
от первичных, их влияние довольно ограниченно.
Агенты не могут заменять друг друга,
так как они выполняют
Еще одно различие между агентами
первичной и вторичной
Теории социализации
Большинство концепций, которые разбирают основные этапы социализации, ограничиваются рассмотрением первичной социализации.
Кули – Мид
Американские ученые Чарльз Хортон Кули (1864-1929) и Джордж Герберт Мид (1863-1931) считали, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром.
Огромное значение в социализации
индивида, по мнению Ч. Кули, играют первичные
группы (семья, друзья, и т. д.). Мнения
родителей, друзей, соседей становятся
для ребенка настолько важными,
что под их влиянием у него развивается
способность выделять себя из группы
и осознавать свое «Я», которое Ч.
Кули назвал «зеркальным Я». Другие
люди – это своеобразные зеркала,
в которые смотрится индивид
и формирует своё собственное
«Я» как некую сумму зеркальных
«Я», отражающих личностный мир других.
Таким образом, человеческое «Я»
оказывается результатом
«Зеркальное Я» становится важнейшим
элементом самосознания ребенка. Благодаря
этому, у него формируется самооценка,
умение смотреть на себя глазами окружающих
людей, вырабатывается чувство гордости,
уважения или унижения за собственное
Я. С возрастом у детей
Дж. Мид развил дальше и систематизировал теорию «зеркального Я».
Он полагал, что необходимой
стороной взаимопонимания и
Главное в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм. Входе игры дети поставлены перед необходимостью принимать на себя определенные роли (к которым у них может быть различное ценностное отношение), что влечет за собой развитие их самосознания, усвоение ими норм и ценностей социальной группы, ее требований и установок по отношению к ним.
По мнению Дж. Мида, этот процесс включает в себя несколько стадий, связанных с формированием «Я»:
1)
стадию имитации – копирование
поведения взрослых людей или
представителей реферативной
2)
игровая стадия – проигрывание
ролей, ролевые игры, когда дети
понимают поведение как
3)
стадия коллективных игр –
осознание детьми ожиданий
Г.Мид выходит за рамки
исключительного
«Обобщенный другой» - по Дж. Г. Миду – это возникающее в процессе социализации представление индивида об абстрактном «другом». Это представление включает совокупность ожиданий, установок, ценностей группы, на которые индивид ориентирует свое поведение.
Фрейд – Эриксон
Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский
психолог, основоположник психоаналитической
ориентации в социологии. 3. Фрейд
рассматривал социализацию как сложный
процесс взаимодействия природного
и социального. По его мнению, социализация
есть происходящий в социальной среде
процесс обуздания
В структуре личности 3. Фрейд выделяет три части: Ид («Оно»), Эго («Я»), Суперэго («Сверх-Я»). Ид («Оно») – это первоначальная, основная часть структуры личности. Содержание Ид целиком бессознательно и включает в себя основные родовые инстинкты и воспоминания, которые оказались вытесненными из сознания. Ид – источник энергии, включающий в себя либидо (энергию созидающую) и мортидо (энергию разрушающую), направленный на удовлетворение инстинктов и получение удовольствия.
Эго («Я») – та часть структуры личности, которая находится в контакте с внешней реальностью. Эго контролирует поведение человека, помогает ему ориентироваться в окружающем мире. С одной стороны, Эго следует бессознательным инстинктам, а с другой – подчиняется нормативам и требованиям реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает употреблять в пищу несъедобные продукты; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.
Следующая часть структуры личности – Суперэго («Сверх-Я»). Это, в первую очередь, совокупность всех установок, ценностей усвоенных ребёнком от своих родителей (первичной группы). Оно служит судьей или цензором деятельности и мыслей Эго. 3. Фрейд указывал на три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести Суперэго ограничивает, запрещает, судит сознательную деятельность. Суперэго стремится усовершенствовать поведение человека в соответствии с культурой, законами, запретами, принятыми в обществе, т. е. с коллективным сознанием.
Следуя концепции З. Фрейда,
можно выяснить, что индивид находится
все время в состоянии
В своем же сексуальном развитии личность проходит, по Фрейду, четыре стадии, каждая из которых связана с определенной эрогенной зоной:
- оральная – ребенок
получает удовлетворение от
- анальная – ребенок учится ходить на горшок;
- фаллическая – осознание
ребенком своей половой
- генитальная – на этой
стадии дети активно выражают
озабоченность проблемами
Идеи З. Фрейда, о которых ранее уже упоминалось, были пересмотрены и дополнены Э. Эриксоном, американским психологом. Он предложил ввести критерии психического развития «Я», связанного с формированием основных ориентиров по отношению к себе и своему окружению. По его мнению, как и в современной теории, процесс социализации не заканчивается в подростковом периоде, а продолжается и позднее, весь жизненный цикл. В соответствии с критериями психического развития выделяют восемь стадий человеческого развития, пять из которых приходится на детство, а последние три приходятся на определенные периоды жизни взрослых. Эти стадии стали сегодня общепризнанными:
Доверие – недоверие – грудной возраст;
Автономия – сомнение – 1-2 года;
Инициатива – чувство вины – 3-5 лет;
Трудолюбие – неполноценность – 6-11 лет;
Идентификация – диффузия – юность, 12-18 лет;
Интимность – одиночество – начало взрослого периода;
Творческая активность – застой – средний возраст;
Умиротворение – отчаяние – старость[7].
Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются ли его основные физиологические потребности ухаживающим за ним человеком. В результате положительного исхода у ребенка развивается чувство доверия к окружающему миру. В случае обратного исхода – соответственно, недоверие.
Второй кризис связан с
первым опытом обучения, особенно с
приучением ребенка к чистоплотности.
Если родители понимают ребенка и
помогают ему контролировать естественные
отправления, ребенок получает опыт
автономии. Напротив, слишком строгий
и непоследовательный контроль приводит
к развитию у ребенка стыда
и сомнений, связанных главным
образом со страхом потерять контроль
над своим собственным
Третий кризис соответствует
второму детству. В этом возрасте
происходит самоутверждение ребенка.
Планы, которые он постоянно строит
и которые ему позволяют
Четвертый кризис происходит
в школьном возрасте. В школе ребенок
учится работать, готовясь к выполнению
будущих задач. В зависимости
от царящей в школе атмосферы
и принятых методов обучения и
воспитания у ребенка развивается
вкус к работе или же, наоборот, чувство
неполноценности как в плане
использования средств и
Пятый кризис переживают подростки
обоих полов в поисках
Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие.
Седьмой кризис переживается
человеком в сорокалетнем возрасте.
Он характеризуется развитием
Восьмой кризис переживается
во время старения. Он знаменует
собой завершение предшествующего
жизненного пути, а разрешение зависит
от того, как этот путь был пройден.
Достижение человеком цельности
основывается на подведении им итогов
своей прошлой жизни и
Пиаже
Совершенно другой, отличный
от психоанализа подход, предложил
швейцарский учёный Жан Пиаже (1896-1980).
Он создал теорию когнитивного (от лат.
Cognitio – знание, познание) развития.
Он исследует первичную
- до 2-х лет – сенсомоторная
стадия – формирование
2 – 7 лет – предоперациональная
стадия – возникновение
7 – 11 лет – стадия
конкретных операций –
12 – 15 лет – стадия
формальных операций –
Ресоциализация и
Социализация проходит через
этапы. И практически во всех классификациях
этапы совпадают с жизненными
циклами, которые знаменуют важнейшие
фазы в биографии человека и вполне
могут служить качественными
этапами становления
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, прежних контактов, в общем, с изменением привычного образа жизни и вступлением в новую главу жизни. Хотя принцип, по которому развитие человека идет вверх по лестнице и строится на основании прежде усвоенных знаний и ценностей, является незыблемым, свойства личности не могут быть вечными. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, человек учится чему-то новому, возможно, меняет свои взгляды на некоторые вещи, ему приходится переобучаться.
Информация о работе Социализация: понятие, общая характеристика