Социализация ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, т.к. она:
• Обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека;
• Влияет на формирование психологического пола ребенка;
• Играет ведущую роль в умственном развитии ребенка;
• Имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами;
• Формирует фундаментальные ценностные ориентации человека;
• Играет большую роль в процессе социального развития человека.

Содержание работы

1. Актуальность проблемы.
2. Теоретические основы проблемы социализации ребенка в семье:
2.1. социальное воспитание ребенка в семье и его социализация;
2.2. факторы влияния семьи на социализацию личности;
2.3. ранняя социализация;
2.4. влияние стиля родительского поведения на социализацию ребенка;
2.5. влияние деформации семьи и воспитания на социализацию личности;
2.6. неблагополучные семьи. Причины неблагополучия и его последствия для социализации личности.
3. Состояние проблемы социализации ребенка в семье на практике.
4. Заключение
5. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Социализация ребенка в семье.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. ТАНКА

 

ФАКУЛЬТЕТ: Социально-педагогических технологий.

КАФЕДРА: Социальной педагогики.

Заочное отделение.

 

 

 

 

Социализация ребенка в семье

контрольная работа

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса 24 группы

    Коростик Н.В.

Проверил: Мартынова В.В.

 

 

 

 

 

 

Минск-2012

СОДЕРЖАНИЕ:

 

  1. Актуальность проблемы.
  2. Теоретические основы проблемы социализации ребенка в семье:
    1. социальное воспитание ребенка в семье и его социализация;
    2. факторы влияния семьи на социализацию личности;
    3. ранняя социализация;
    4. влияние стиля родительского поведения на социализацию ребенка;
    5. влияние деформации семьи и воспитания на социализацию личности;
    6. неблагополучные семьи. Причины неблагополучия и его последствия для социализации личности.
  3. Состояние проблемы социализации ребенка в семье на практике.
  4. Заключение
  5. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Актуальность проблемы.

 

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

    • Демографический – структура семьи ( большая или нуклеарная; полная или неполная; одно-, мало-  или многодетная);
    • Социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
    • Социально-экономический – имущество семьи, достаток, занятость родителей на работе;
    • Технико-гигиенический – условия проживания, особенности образа жизни.

Современная семья существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и – что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины.

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений – родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, тетками, дядьками и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, поскольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Они нередко имеют более высокий уровень образования, могут проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время дети наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, т.к. она:

    • Обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека;
    • Влияет на формирование психологического пола ребенка;
    • Играет ведущую роль в умственном развитии ребенка;
    • Имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами;
    • Формирует фундаментальные ценностные ориентации человека;
    • Играет большую роль в процессе социального развития человека.

Таким образом, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками, ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы проблемы социализации ребенка в семье.

 

2.1. Социальное воспитание ребенка в семье и его социализация.

 

Социальное воспитание ребенка в семье заключается в формировании человека, который готов к выполнению функций труженика на благо общества, или социума. Социальное воспитание является широким понятием, включающим в себя другие виды: трудовое, нравственное, физическое и т.д. Оно представляет собой целенаправленное создание определенных организационных, духовных и материальных условий для полноценного развития ребенка как личности.      

 Биологический индивид, коим  является ребенок от рождения, превращается в социальный субъект  посредством  социализации и его внедрения в социум. Кроме того, в процессе социализации у ребенка формируются определенные качества личности, а также происходит усвоение социальных норм, установок, ценностей и образцов поведения. Социализация является непрерывным и многогранным процессом, который может длиться всю жизнь. Но базовые ценности и основные социальные нормы формируются непосредственно в детском периоде. 

Социальное воспитание ребенка в семье - значимый фактор, влияющий на процесс социализации, поскольку семья - это ближайшая социальная среда, окружающая ребенка. Основная задача родителей заключается в способствовании формированию из своего ребенка полноценного члена общества.       

 Социальное воспитание детей в семье должно происходить в определенной последовательности и не допускать каких-либо противоречий. Родителям следует придерживаться принципов в воспитании и не отклоняться от них в зависимости от своего настроения или иных внешних факторов. Воспитание ребенка - это серьезная работа, которая требует немалых сил, чтобы в будущем из малыша получился полноценный член общества, уверенный в собственных силах, способный ставить перед собой цели и задачи и добиваться их.

 

2.2.Факторы влияния семьи на социализацию личности.

 

Выделяют следующие факторы влияния семьи на социализацию личности:

1. состав семьи или, в более точном смысле, структура семьи как единство функционирования его членов;

2. позиция ребенка в семье - включает его роли в семье, которые могут быть при внешнем сходстве (жизнь в семье) совершенно различны. Опыт единственного ребенка в полной семье отличен от опыта ребенка, являющегося одновременно старшим по отношению к брату и младшим по отношению к сестре в материнской семье; 
3. основные агенты социализации, то есть те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторитетен для ребенка, то есть те из близких людей, на кого он хотел бы больше походить; 
 4. стиль воспитания в семье - можно рассматривать как   преобладающий стиль основного воспитателя (например, матери) и вспомогательных воспитателей (бабушки, отца, деда и т.д.); 
5. собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи. Вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи - нравственных, волевых, эмоциональных, интеллектуальных, культурных, познавательных, творческих способностей. [1]

 

    1. Ранняя социализация.

 

На каждом этапе развития личности доминирующим является определенный институт социализации. Так, скажем, в дошкольном возрасте (стадия ранней социализации) все исследователи указывают на ведущую роль семьи. В период учебы число институтов социализации значительно расширяется, и семья по степени своего влияния начинает уступать место школе, классному коллективу, неформальным группам сверстников. В период трудовой стадии по степени влияния на первое место выходит трудовой коллектив. В послетрудовой период снова возрастает роль семьи как института социализации. Естественно, что основополагающей является стадия ранней социализации (дошкольный возраст). 

Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему нормальное развитие.

Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями:

    • идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт.
    • как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение.
    • складывается и спонтанно.

Современная наука выявила феномены врожденной адаптированности человека к условиям окружающей реальности. Не случайно Л.Н.Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой. Ведь даже в самые ранние периоды жизни, когда активная социальная деятельность еще не возможна, а ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Ранняя социализация ребенка в семье имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я”. Существует также проблема адаптации в детском саду и в школе. К сожалению, столкновение ребенка с «социумом» — нормами и правилами — проходящее в достаточно резкой форме без учета психической и эмоциональной подготовленности ребенка и тотальной загруженности новыми обучающими программами — происходит в тот самый момент, когда закладывается сама психическая структура ребенка.

Средствами ранней социализации являются способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической деятельности.

С точки зрения Т. Парсонса, семья - основной орган социализации, мать и отец - главные творцы личности, ребенок - пустой сосуд, который надо наполнит культурой. Таким образом, первичную информацию об окружающем мире индивид получает в семье.

Ученые пришли к интересному выводу, что даже способы ухода за младенцем, даже характер пеленания (предоставляется свобода движения или нет) влияют на развитие ребенка. Но это влияние не очень значительно, другое дело – эмоциональная сфера. Выработанные в раннем детстве механизмы психологической реакции на те или иные ситуации куда более устойчивы и могут закрепиться на всю жизнь. Поэтому для будущего развития малыша так важно в этот период, как удовлетворяется потребность в ласке, тепле, пище, сне, испытывает ли он эмоциональный комфорт или ощущает себя одиноким в новом огромном мире, где добиваться самого необходимого приходиться с предельным напряжением сил, в крике, истерике. Маленькому ребенку нужна ласка, нужен телесный контакт с матерью, чтобы понимали и уважали желания.

Родителям свойственно недооценивать важность этого периода для дальнейшего развития ребенка. А именно первые три года жизни особенно важны для правильного самоопределения в сфере межличностных отношений. 

Итак, взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта – родительско - детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие роли и исполнение роли. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Ранняя социализация осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей. 

Информация о работе Социализация ребенка в семье