Социализация ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, т.к. она:
• Обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека;
• Влияет на формирование психологического пола ребенка;
• Играет ведущую роль в умственном развитии ребенка;
• Имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами;
• Формирует фундаментальные ценностные ориентации человека;
• Играет большую роль в процессе социального развития человека.

Содержание работы

1. Актуальность проблемы.
2. Теоретические основы проблемы социализации ребенка в семье:
2.1. социальное воспитание ребенка в семье и его социализация;
2.2. факторы влияния семьи на социализацию личности;
2.3. ранняя социализация;
2.4. влияние стиля родительского поведения на социализацию ребенка;
2.5. влияние деформации семьи и воспитания на социализацию личности;
2.6. неблагополучные семьи. Причины неблагополучия и его последствия для социализации личности.
3. Состояние проблемы социализации ребенка в семье на практике.
4. Заключение
5. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Социализация ребенка в семье.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

К числу неблагополучных, в том числе и девиантных семей также относятся семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.

В сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях, находящихся на грани развода. В результате в неблагополучных семьях степень невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.

Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.

Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

-    сверхзанятость родителей;

-    конфликтная ситуация в семье;

-    пьянство родителей;

-    случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического,  

   сексуального насилия);

-    отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;

-    типичные ошибки родителей в воспитании детей;

-    особенности подросткового возраста и др.[10]

Любая семья стремится противодействовать и предотвратить неблагоприятные последствия. Иногда трудности оказывают мобилизирующее, интегрирующее воздействия, а иногда ослабляют, усиливают противоречие. Такая неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Чаще всего рассматривают механизм решения проблем в отношении семей, умеющих делать это (опознать их, осознать, выдвинуть наиболее подходящее решение). Авторы считают, что существуют группы семей, которые легко приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Способствует этому гибкость взаимоотношений, не слишком жесткая и не слишком  "расплывчатая" степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченности семьи, открытость в восприятии окружающего мира  действительно способность разрешать трудности зависит от умения членов семьи осознавать и решать проблему, но при этом не учитывается характер проблем. Однако решение семейной проблемы - это самоограничение каждого из её членов, снижения уровня потребления и ограничение потребностей, взятие на себя большой физической и психологической нагрузки. А эти проблемы не ограничиваются лишь механизмом решения проблемы. Здесь надо учитывать то, что семья реагирует на трудности как единая система. Это касается первого подхода, гибкость и открытость также благоприятствуют решению семейных проблем.

Ещё один взгляд на проблему устойчивости семьи по отношению к разным трудностям связан с понятием латентного нарушения функционирования семьи. Латентное нарушение - это такое, которое в нормальных условиях практически не оказывает сколько-нибудь значительного негативного воздействия на её жизнь.  Однако при попадании семьи в экстремальные условия оно играет важную роль, определяя неспособность семьи противостоять таким условиям. Как в обычных условиях  так и в условиях небольших нарушений, члены семьи общаются, испытывая разнообразные чувства к друг другу, выполняют роли, несут на себе определенные обязательства. Не слишком значительные нарушения  взаимопонимания, умеренный уровень конфликтности, пониженная способность членов семьи регулировать уровень своих требований друг к другу в таких условиях не оказывают значительного влияния на жизнь семьи. Иное дело трудные условия. Здесь возникает разница в реакции семьи на трудности. В семьях, где латентных нарушений мало, мобилизация семьи для преодоления трудностей, усиление её сплоченности, активизация совместных действий возможна. В такой ситуации эти семьи начинают функционировать лучше, а те, у которых латентные нарушения многочисленнее начинают функционировать хуже. Благодаря рассмотрению латентных нарушений, трудности выступают не просто как фактор, нарушающий жизнедеятельность семьи, а позволяет обнаружить слабые места в той или иной семье.[3]

Неблагоприятная для развития детей социально-психологическая обстановка в семье характеризуется следующими проявлениями: общим дефицитом общения родителей, особенно отцов, с детьми; нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей видов общения; преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми; широкой распространенностью наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей; завышенными требованиями родителей по отношению к детям.[4]

Постороннему человеку, вступающему в контакт с неблагополучной семьёй, может показаться, что семья погрязла в трясине страданий. Но для самой семьи череда этих трагедий может быть более комфортной, чем реальные перемены к лучшему или противостояние трудностям жизни. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, твердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.

Таким образом, безусловно, рост семейного неблагополучия создает пласт хронического неблагополучия, порождает неразрешимые проблемы родителей и детей, заставляет множество семей становятся дисфункциональными из-за невозможности помощи семье. В сложившихся условиях актуальной задачей является профилактика семейного неблагополучия. Профилактика и государственная политика должны способствовать реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, а также учреждений, которые по законодательству призваны заниматься неблагополучными детьми и семьями. Включение в систему профилактики семейного неблагополучия всех агентов – залог успешной социализации человека.[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Состояние проблемы социализации ребенка в семье на практике.

 

Белорусская семья в 2006 г. характеризуется некоторыми определенными количественными и качественными показателями и тенденциями. По данным выборочного обследования домашних хозяйств на начало 2006 г. 1 465,4 тыс. семей  в Республике Беларусь воспитывало детей. Из этого количества 923,0 тыс. (63,0 %) семей имело одного ребенка, 474,2 тыс. (32,4 %) – двух детей, 68,2 тыс. (4,6 %) – трех и более детей. Неполными являются 166,8 тыс. семей, в них воспитывалось 217,6 тыс. детей. Годовой доход ниже прожиточного минимума имели 18,9 % (19,6% – 2005 г.) семей с двумя детьми и 49,0 %  (55,7 % – 2005 г.) семей с тремя и более детьми.

По данным выборочного обследования домашних хозяйств в 2006 г. денежный доход в месяц у семей с 1 ребенком составил 989,2 тыс. руб., у семей с 2 детьми – 955,7 тыс. руб., у семей с 3 и более детьми – 822,3 тыс. руб. Денежный доход в месяц у семей с 1 ребенком в городской местности составил 1035,8 тыс. руб., у семей с 2 детьми – 1011,8 тыс. руб., у семей с 3 и более детьми – 872,7 тыс. руб. Денежный доход в месяц у семей с 1 ребенком в сельской местности составил 829,7 тыс. руб., у семей с 2 детьми – 823,4 тыс. руб., у семей с 3 и более детьми – 780,5 тыс. руб.

По итогам 2006 г. 4 026 детей отобрано у родителей, которые лишены родительских прав, что на 545  меньше, чем в 2005 г.(2004 г. – на 55). Из них у 2 422 детей родительских прав лишены оба родителя (в указанную цифру включены и дети матерей-одиночек). Количество родителей, которые лишены родительских прав, составило 3 712 чел., а количество семей, в которых оба родителя лишены родительских прав, - 12 633. Отобрано у родителей  без лишения родительских прав  323 ребенка (2005 г. – 213). В 2006 г. выявлен 271 ребенок (2005 г. – 349), от которого родители отказались.

Несмотря на наметившиеся позитивные изменения в семейно-брачных отношениях имевшие место  негативные тенденции  отрицательно отражаются на морально-психологическом климате семьи и положении детей. Низкий уровень ответственности родителей за воспитание детей и статус семьи в обществе, распространение пьянства, алкоголизма и наркомании в соседско-общинной среде остаются  основной причиной нестабильности семейных отношений, жестокости и насилия в отношении членов семьи, ненадлежащего отношения к детям, их социально опасного положения и приводят к  социальному сиротству.

 

Меры государственной поддержки семьи и детей

 

Система социальной защиты семей с детьми охватывает совокупность законодательно установленных экономических, социальных, трудовых гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для реализации семьями их социальных функций.

Основными формами государственной помощи семьям, имеющим детей, являются: денежные выплаты семьям на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии), а также материальная помощь в денежной и натуральной формах; трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям; социальное обслуживание семьи (оказание медико-социальных, психологических, социально-правовых  и иных социальных услуг).

В 2006 г. продолжала совершенствоваться система социальных пособий, гарантий и льгот семьям, воспитывающим детей. Системой государственных пособий было охвачено 52,0 тыс. детей, что составляет 27,0  % от их общего количества, в том числе 257,3 тыс. детей в возрасте до 3 лет или 96,7 % детей этого возраста и 254,9 тыс. детей старше 3 лет или 15,2 %. При этом ежемесячные пособия на детей до 3 лет назначаются безотносительно совокупного дохода семьи, а на детей старше 3 лет – с учетом совокупного дохода. Пособия на детей семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИД, в возрасте до 18 лет, назначаются независимо от совокупного дохода на члена семьи.

Указом Президента Республики Беларусь от 14 февраля 2006 г. № 95 ”Об усилении материальной поддержки семей, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет“ устранена дифференциация размеров пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Таким образом,  с 1 февраля 2006 г. все категории женщин (работающие и неработающие) получают пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере 65 % бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Принят Указ Президента Республики Беларусь от 18 декабря 2006 г. № 726 ”Об исчислении социальных выплат“, в соответствии с которым при назначении (перерасчете) пенсий, пособий, других социальных выплат, исчисляемых в соответствии с законодательством исходя из бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, используется наибольшая величина указанного бюджета прожиточного минимума, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала.

В целях совершенствования законодательства о назначении пособий семьям, воспитывающим детей, внесены изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2002 г. № 772 ”Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей“, в этих целях приняты постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.2006 № 408, от 04.09.2006  № 1133, от 24.11.2006 № 1577, от 06.12.2006 № 1624.

В 2006 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь ”О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей“ в связи с изменением бюджета прожиточного минимума трижды пересматривались размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей, что позволило увеличить их на 15,8 % (постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.01.2006 № 14, от 28.02.2006 № 29, от 28.04.2005 № 53, от 24.07.2006 № 81,от 28.12.2006 № 163).

В системе материальной помощи семьям государство также использует налоговые льготы, закрепленные в Законе Республики Беларусь ”О подоходном налоге с граждан“, согласно которому подоходным налогом не облагаются заработная плата и иные виды денежных вознаграждений граждан, получаемые по месту их основной работы (службы, учебы), в размере двух базовых величин на каждого ребенка в возрасте до 18 лет.

В 2006 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь ”О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей“ в связи с изменением бюджета прожиточного минимума трижды пересматривались размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей, что позволило увеличить их на 15,8 % (постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.01.2006 № 14, от 28.02.2006 № 29, от 28.04.2005 № 53, от 24.07.2006 № 81,от 28.12.2006 № 163).

В системе материальной помощи семьям государство также использует налоговые льготы, закрепленные в Законе Республики Беларусь ”О подоходном налоге с граждан“, согласно которому подоходным налогом не облагаются заработная плата и иные виды денежных вознаграждений граждан, получаемые по месту их основной работы (службы, учебы), в размере двух базовых величин на каждого ребенка в возрасте до 18 лет.

В целях усиления государственной поддержки многодетных семей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, Указом Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2007 г. № 162 для физических лиц - родителей, воспитывающих троих и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов, устанавливается ежемесячный стандартный налоговый вычет при исчислении подоходного налога в размере четырех базовых величин на каждого ребенка.

Государственная поддержка семей с детьми осуществляется также через льготы по питанию детей, оплате за детские дошкольные учреждения, учебники, надбавки к пособиям по безработице и т.д.

Дети в возрасте до 7 лет имеют право бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте (кроме такси).

Семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25 % совокупного дохода семьи.

Одной из социальных программ, направленных на поддержку малообеспеченных семей с детьми, является государственная адресная социальная помощь, которая оказывается с 1 января 2001 г. Она предоставляется в виде ежемесячного или единовременного социального пособия семьям, среднедушевой доход которых не превышает 60 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В 2006 г. более 19,7 тыс. семей с несовершеннолетними детьми получили адресную помощь на сумму более 4,3 млрд. руб., среди них 3 тыс. многодетных семей, 14,2 тыс. неполных семей, и 77 семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Большое внимание уделялось совершенствованию законодательства по вопросам совмещения семейных и профессиональных обязанностей, что в первую очередь актуально для женщин. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 369 наниматель с согласия матери (отца ребенка вместо матери, опекуна), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, обязан продлить (заключить новый) контракт на срок не менее, чем до достижения ребенком возраста пяти лет.

Вопросы улучшения положения детей, их надлежащей социальной защиты были и остаются приоритетными направлениями государственной социальной политики. Подтверждением этому является реализация двух президентских программ ”Дети Беларуси“ на 1998-2000 годы и 2001-2005 годы и принятие новой на 2006-2010 годы, которая утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. № 318. Программа направлена на обеспечение условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития детей и формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основными задачами президентской программы является: повышение качества жизни семей с детьми; профилактика безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних; укрепление здоровья и содействие здоровому образу жизни детей; снижение воздействия неблагоприятных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на развитие детей; профилактика детской инвалидности, обеспечение оптимальной жизнедеятельности детей-инвалидов; профилактика социального сиротства, защита прав и обеспечение интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; производство высококачественных, экологически чистых продуктов детского питания. Президентская программа включает шесть подпрограмм: ”Социальная защита семьи и детей“, ”Дети и закон. Воспитание личности“, ”Дети Чернобыля“, ”Дети-инвалиды“, ”Дети-сироты“, ”Детское питание“. В отличие от предыдущих ее составной частью стала подпрограмма ”Дети и закон. Воспитание личности“, мероприятия которой предусматривают комплекс мер по совершенствованию нравственно-правового и  гражданско-патриотического воспитания, профилактике негативных проявлений в подростковой среде, социальной реабилитации подростков, вступивших в конфликт с законом. Финансирование мероприятий программы осуществляется из республиканского и местных бюджетов в соответствии с утвержденными в ней объемами финансовых средств. Всего на цели программы предусматривается  1 407,667 млрд. руб., в том числе 2006 г. – 98,117 млрд. руб.; в евро: всего – 7,128 млн. евро, в том числе 2006 г. – 5,99.

Информация о работе Социализация ребенка в семье